Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О применении дополнительных тарифов страховых взносов на ОПС к выплатам работнику, занятому выполнением электрогазосварочных работ на рабочем месте с классом условий труда - вредный (подкласс 3.1).
Ответ:
Положениями пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.
При этом упомянутые страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии со статьей 420 Кодекса, за исключением сумм, поименованных в статье 422 Кодекса.
В случае частичной занятости работника, оформленной надлежащим образом, когда работник на определенный срок переводится в установленном порядке на должность, не поименованную в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (приказом о переводе на должность с нормальными условиями труда), исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству времени, когда работник занимал должность на видах работ с опасными или вредными условиями труда, в общем количестве рабочего времени.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.04.2025 N 03-15-05/43291
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, полученных от участника ООО в качестве вклада в имущество такого общества.
Ответ:
При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (за исключением денежных средств, указанных в подпункте 48.14 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) (подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации.
При этом порядок внесения вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью определен статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ), которой установлена обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества в случаях, если это предусмотрено уставом общества или принято соответствующее решение общего собрания участников общества.
Таким образом, доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, полученных от участника общества с ограниченной ответственностью в качестве вклада в имущество такого общества, не учитываются им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если вклад осуществлен в соответствии со статьей 66.1 ГК РФ и статьей 27 Федерального закона N 14-ФЗ, независимо от того, за счет каких источников (бюджетные средства либо иные источники) передающая организация осуществляет вклад в имущество общества с ограниченной ответственностью.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2025 N 03-03-08/42373
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ответ:
Согласно статье 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ относятся надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях, а также надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, согласно положениям статьи 317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Таким образом, районный коэффициент, устанавливаемый к заработной плате работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях, рассчитанные на основании положений ТК РФ, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2025 N 03-03-07/42528
Вопрос:
Об НДС при реализации с 01.01.2025 работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющими организациями, применяющими УСН.
Ответ:
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС с 1 января 2025 года.
При этом пунктом 1 статьи 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса предусмотрено, что организации, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у этой организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В случае если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен статьей 149 Кодекса.
Так, согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Кроме того, подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения НДС при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года УСН и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения НДС в порядке, установленном вышеуказанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
При этом в соответствии с подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемых организациями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), не предусмотрено.
В связи с этим в случае, если управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года УСН, непосредственно выполняет (оказывает) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, то данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) этой управляющей организацией с 1 января 2025 года, подлежат налогообложению НДС.
На основании пунктов 8 и 9 статьи 164 Кодекса управляющие организации вправе при реализации работ (услуг) производить налогообложение НДС соответствующих операций по налоговой ставке в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей).
При реализации работ (услуг) налогоплательщики НДС, в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса, дополнительно к цене (тарифу) реализуемых работ (услуг) обязаны предъявить к уплате покупателю этих работ (услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно пункту 6 данной статьи Кодекса при реализации работ (услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
Поэтому при реализации указанных работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года УСН, соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2025 N 03-07-07/42831
Вопрос:
Организация оплачивает занятия спортом для работников и членов их семей в фитнес-центре, с которым заключен договор на обслуживание. Работникам компенсируется 100% стоимости абонемента, членам их семей - 50%. В положении об оплате труда эти расходы не предусмотрены. Организация считает, что данные расходы не связаны с выполнением трудовых функций, поэтому страховые взносы на них начисляться не должны. Правомерна ли позиция организации?
Ответ:
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений.
Пунктом 1 статьи 421 Кодекса установлено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В перечне не облагаемых страховыми взносами сумм, указанных в статье 422 Кодекса, суммы оплаты работодателем занятий работников в фитнес-центре не поименованы.
При этом пунктом 7 статьи 421 Кодекса установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.
Таким образом, оплата организацией услуг, оказываемых ее работникам в фитнес-центре, а также компенсация, выплачиваемая организацией работникам за услуги фитнес-центра, включающая стоимость услуг, оказываемых членам их семей, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в натуральной форме в рамках трудовых отношений.
При этом оплата, производимая организацией по договору, заключенному с фитнес-центром в отношении членов семьи, не являющихся работниками организации, не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку осуществляется вне рамок трудовых отношений с ними.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2025 N 03-15-05/42369
Вопрос:
О налоге на прибыль по расходам работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников, и НДФЛ с сумм, уплаченных работодателями за оказание медицинских услуг.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно абзацу девятому пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и расходы, указанные в пункте 24.2 статьи 255 Налогового кодекса, в размере, в совокупности не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда, включаются в состав расходов на оплату труда, учитываемых в целях налогообложения прибыли организаций.
Таким образом, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в случае если выполняются условия, предусмотренные в пункте 16 статьи 255 Налогового кодекса, а также если указанные расходы соответствуют критериям, установленным статьей 252 Налогового кодекса.
Вместе с тем отмечается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Исходя из положений гражданского законодательства Российской Федерации норма абзаца девятого пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса не может быть применима налогоплательщиком в отношении расходов по договору на оказание медицинских услуг своих работников, в случае если договор на оказание этих услуг заключен комиссионером.
По вопросу налогообложения доходов физических лиц сообщается, что согласно пункту 10 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты, в частности, работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках.
Если безналичная оплата работодателями вышеуказанных расходов за услуги медицинских организаций осуществляется иным организациям, то положения пункта 10 статьи 217 Налогового кодекса не применяются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2025 N 03-03-06/1/41264
Вопрос:
Об исчислении туристического налога, в том числе при оказании услуг по временному проживанию по льготной стоимости.
Ответ:
В соответствии со статьями 418.2 и 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками туристического налога признаются, в частности, организации, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - услуга по временному проживанию).
Согласно пункту 1 статьи 418.4 Налогового кодекса налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость оказываемой услуги по временному проживанию без учета сумм туристического налога и налога на добавленную стоимость.
Сумма туристического налога исчисляется налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу.
В случае если исчисленная сумма туристического налога в отношении услуги по временному проживанию менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.
Учитывая изложенное, в случае если налогоплательщиком оказывается услуга по временному проживанию отдельным категориям лиц по льготной стоимости (в том числе бесплатно), то налоговая база по туристическому налогу определяется исходя из льготной стоимости оказываемой услуги.
При этом в случае, если исчисленная сумма налога в отношении такой услуги по временному проживанию менее суммы минимального налога, сумма туристического налога определяется в размере минимального налога.
Одновременно сообщается, что исключения по туристическому налогу предусмотрены пунктом 2 статьи 418.4, абзацем четвертым пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса, а также могут быть предусмотрены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании пункта 2 статьи 418.1 и пункта 3 статьи 418.4 Налогового кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2025 N 03-05-04-06/41340
Вопрос:
О применении ставки НДС 0% при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
Ответ:
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 июля 2022 г. налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса положения данного подпункта применяются по 30 июня 2027 г. включительно, если иное не установлено абзацем третьим подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
На основании абзаца первого подпункта 18 и абзаца третьего подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 г. и включенными в реестр объектов туристской индустрии, вправе применять налоговую ставку 0 процентов до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
Таким образом, при реализации с 1 июля 2022 г. услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 г. и не включенных в реестр объектов туристской индустрии, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется налогоплательщиками с 1 июля 2022 г. по 30 июня 2027 г. включительно. В случае если с 1 июля 2022 г. услуги по предоставлению мест для временного проживания оказываются налогоплательщиками в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 июля 2022 г. и включенными в реестр объектов туристской индустрии, то при реализации данных услуг налогоплательщики вправе применять налоговую ставку 0 процентов до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2025 N 03-07-11/41229
Вопрос:
О расчете годового объема выручки в целях освобождения от НДС и налога на прибыль организации, получившей статус участника проекта по созданию инновационных научно-технологических центров.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 145.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса организация, получившая статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - участник проекта, Федеральный закон N 216-ФЗ), имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта в соответствии с Федеральным законом N 216-ФЗ.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 145.1 Кодекса участник проекта вправе использовать право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.
При этом абзацем третьим пункта 2 статьи 145.1 Кодекса установлено, что участник проекта утрачивает право на применение освобождения от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, с 1-го числа налогового периода, в котором совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей.
Пунктом 1 статьи 246.1 Кодекса предусмотрено, что участник проекта в течение 10 лет со дня получения статуса участника проекта в соответствии с Федеральным законом N 216-ФЗ имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 246.1 Кодекса участник проекта вправе использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.
Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 246.1 Кодекса участник проекта утрачивает право на освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций в том числе в случае, если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), исчисленной в соответствии с главой 25 Кодекса и полученной участником проекта, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 246.1 Кодекса по окончании налогового периода по налогу на прибыль организаций не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций, направляет в налоговый орган документы, указанные в пункте 7 статьи 246.1 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 246.1 Кодекса предусмотрено, что документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 246.1 Кодекса право участника проекта на освобождение (продление срока освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организации, являются:
документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Федеральным законом N 216-ФЗ;
отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающий годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
При расчете годового объема выручки налогоплательщику следует подтвердить применение условия, указанного абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 Кодекса.
Таким образом, для анализа предельного значения годового объема выручки, установленного абзацем третьим пункта 2 статьи 145.1 и абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 Кодекса, используются данные отчета о финансовых результатах участника проекта.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2025 N 03-07-07/41507
Вопрос:
О налоге на прибыль с дохода иностранных организаций по операциям с ЦФА и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Подпунктом 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса к таким доходам отнесены доходы по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 309 Кодекса при определении налоговой базы по доходам, указанным в подпунктах 5, 6 и 9.1 - 9.3 и 9.5 пункта 1 статьи 309 Кодекса, из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 и 282.3 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.04.2025 N 03-08-05/40614