Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 20.06.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении IT-организацией пониженных ставок налога на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов при реализации экземпляров программ для ЭВМ (ПО) и передаче исключительных прав на них.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, применяет единый пониженный тариф страховых взносов при одновременном выполнении двух условий - об аккредитации и необходимой доле доходов от деятельности в области информационных технологий (не менее 70 процентов).

В частности, исходя из положений абзацев четвертого и пятого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого и пятого пункта 5 статьи 427 Кодекса в 70-процентную долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий включаются доходы:

- от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных);

- от передачи исключительных прав на собственные программы для ЭВМ, базы данных.

Таким образом, в 70-процентную долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий и имеющая документ о государственной аккредитации такой организации, вправе включить доходы, перечисленные в абзацах четвертом и пятом пункта 1.15 статьи 284 и абзацах четвертом и пятом пункта 5 статьи 427 Кодекса, то есть доходы от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ (ПО), а также доходы от передачи исключительных прав на такие программы для ЭВМ (ПО) независимо от того, для каких целей будут использоваться данные программы для ЭВМ (ПО).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2025 N 03-03-06/1/50656

Вопрос:

Об учете расходов прошлых лет, если текущая ставка налога на прибыль выше ставки, действовавшей в периоде осуществления расходов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

При этом не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса).

Также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 3115-О отмечено, что положения Кодекса определяют размер налоговой обязанности исходя из фактических (неискаженных) показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Принимая указанное во внимание, уменьшение налогоплательщиком налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в котором размер налоговой ставки по налогу прибыль организаций превышает размер налоговой ставки по соответствующему налогу, действовавшей в налоговом (отчетном) периоде, к которому относятся принимаемые к уменьшению расходы, является искажением налоговых обязательств, в связи с чем использовать такой способ корректировки налоговой базы у налогоплательщика оснований нет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786

Вопрос:

Об освобождении от НДС осуществляемых брокером по поручению клиентов гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, и (или) иностранной валютой.

Ответ:

Согласно абзацу второму подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые брокерами на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее - договор о брокерском обслуживании). Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

Пунктом 3.1 статьи 3 Федерального закона N 39-ФЗ установлено, что если брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой, то денежные средства клиентов, переданные брокеру для совершения таких сделок, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании.

В связи с этим если перечнем услуг, оказываемых брокером в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности, предусмотрены услуги по исполнению поручений клиентов на совершение гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, и (или) иностранной валютой, то такие услуги, оказываемые брокером на основании договора о брокерском обслуживании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом отмечается, что осуществляемые брокером по поручению клиентов сделки с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.05.2025 N 03-07-07/45106

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при приобретении российской организацией у иностранного лица услуг, местом реализации которых признается РФ, с привлечением посредника для расчетов с иностранным лицом.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранного лица услуги, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, исчисляет и уплачивает в бюджет налог на добавленную стоимость в том числе в случае, если для осуществления расчетов с иностранным лицом такая российская организация привлекает платежного посредника, осуществляющего платеж в адрес иностранного лица.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные в соответствии со статьей 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в том числе в пункте 2 статьи 161 Кодекса, принимаются к вычету в случае использования приобретаемых товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Согласно подпункту 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса.

В целях подпункта 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.

В случае привлечения платежного посредника для перечисления доходов иностранной организации в связи с введенными в отношении Российской Федерации ограничениями на банковские операции такой посредник не считается источником выплаты дохода иностранной организации.

Таким образом, если доход иностранной организации признается доходом от источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению в Российской Федерации, налоговым агентом для целей пункта 1 статьи 310 Кодекса признается российская организация, выплачивающая через посредника доход иностранной компании, вне зависимости от того, каким образом проведена оплата.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.05.2025 N 03-07-08/44734

Вопрос:

Об НДС при реализации подарочных карт (сертификатов) на основании агентского договора.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 167 Кодекса установлено, что при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 156 Кодекса налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. В связи с этим налогоплательщик, являющийся комиссионером (агентом) и осуществляющий на основании договора комиссии (агентского договора) реализацию от своего имени товаров (работ, услуг), имущественных прав комитента (принципала), суммы оплаты, частичной оплаты, в том числе суммы предварительной оплаты, частичной оплаты, получаемые от покупателей этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, в налоговую базу по НДС не включает.

Принимая во внимание, что подарочные карты (сертификаты) являются документами, удостоверяющими права их держателей приобрести у лица, выпустившего подарочные карты (сертификаты), товары (работы, услуги) на сумму, равную номинальной стоимости подарочной карты (сертификата), а суммы денежных средств, получаемые эмитентом при передаче подарочных карт (сертификатов) их покупателю, фактически являются оплатой, частичной оплатой в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то суммы денежных средств, получаемые эмитентом при передаче покупателю подарочных карт (сертификатов), которые удостоверяют права их держателей приобрести товары (работы, услуги), реализуемые этим эмитентом в соответствии с агентским договором, предусматривающим реализацию товаров (работ, услуг) принципала от его имени, в налоговую базу по НДС у эмитента не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.05.2025 N 03-07-11/44643

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении иностранной организацией пожертвования от российской организации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 309 Кодекса определен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации и относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

К числу таких доходов подпунктом 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса отнесены иные аналогичные доходы. Аналогичность доходов заключается в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанным с деятельностью через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо указанных в пункте 2 статьи 309 Кодекса как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

При этом согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Таким образом, получение иностранной организацией дохода в виде пожертвования от российской организации признается доходом от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2025 N 03-08-09/44081

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДФЛ по доходам в виде оплаты труда в части, относящейся к районным коэффициентам и процентным надбавкам к заработной плате.

Ответ:

Пунктом 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 НК РФ, определяется по доходам в виде оплаты труда (денежного довольствия, денежного содержания), получаемой (получаемого) лицами, работающими (служащими) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями, в части, относящейся к установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации районным коэффициентам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях и процентным надбавкам к заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) за работу (службу) в данных районах или местностях.

Таким образом, оплата труда в части, относящейся к указанным районным коэффициентам и процентным надбавкам к заработной плате, включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 210 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Учитывая изложенное, налоговая база, в отношении которой применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 224 НК РФ, определяется отдельно (не суммируется) от налоговой базы, в отношении которой налоговая ставка установлена пунктом 1 статьи 224 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2025 N 03-04-06/43828

Вопрос:

О вычетах по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и о проведении выездной налоговой проверки.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенных территорий либо при ввозе товаров, перемещенных через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные вышеуказанным пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации.

При этом пунктом 2 статьи 173 Кодекса установлено, что в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы НДС, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Согласно пункту 4 статьи 89 Кодекса предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Кодексом. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2025 N 03-02-08/43836

Вопрос:

О страховых взносах с неизрасходованных подотчетных сумм, выданных работнику на представительские расходы, если остаток денежных средств им не возвращен и не удержан из его зарплаты.

Ответ:

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений.

Пунктом 1 статьи 421 Кодекса установлено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

При этом для признания выплат работнику компенсационными необходимо их документальное подтверждение.

Вместе с тем пунктом 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" определен порядок выдачи наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица. При этом работник - подотчетное лицо обязан в срок, установленный руководителем юридического лица, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.

Таким образом, если организация выдала работнику подотчетные суммы на представительские расходы, но их целевое использование документально не подтверждено и отсутствует факт их возврата в кассу (на расчетный счет) организации, а также работодателем принято решение не удерживать у работника упомянутые средства из заработной платы, то такие суммы рассматриваются как выплаты в пользу работника в рамках трудовых отношений и облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2025 N 03-15-06/44169

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекламу в сети Интернет.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами для целей налогообложения прибыли организаций признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, за исключением тех, которые указаны в статье 270 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса, за исключением расходов, перечисленных в статье 270 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом пункта 4 статьи 264 Кодекса, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

Вместе с тем пунктом 44 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, на иные виды рекламы, не предусмотренные абзацами вторым - четвертым пункта 4 статьи 264 Кодекса, сверх установленных абзацем пятым пункта 4 статьи 264 Кодекса предельных норм, а также расходы рекламодателей на распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, если информация о такой рекламе не была предоставлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", либо если такая реклама была распространена на информационном ресурсе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, или на информационном ресурсе иностранного лица, осуществляющего деятельность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации" и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расходы на рекламу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса при условии соответствия их критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса, и отсутствия обстоятельств, предусмотренных пунктом 44 статьи 270 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.04.2025 N 03-03-06/1/44179