Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О применении в целях налога на прибыль федерального инвестиционного вычета при получении убытка в текущем налоговом (отчетном) периоде и передаче права применения такого вычета иному лицу.
Ответ:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 286.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций, осуществивший расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 286.2 Кодекса, имеет право уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленную им в качестве налогоплательщика налога на прибыль организаций в соответствии со статьей 286 Кодекса по налоговой ставке, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 284 Кодекса, и подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на установленный статьей 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет в порядке, установленном статьей 286.2 Кодекса.
На основании пункта 5 статьи 286.2 Кодекса неиспользованный федеральный инвестиционный налоговый вычет предыдущих налоговых (отчетных) периодов, определяемый с учетом положений пункта 9 статьи 286.2 Кодекса, может уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, текущего налогового (отчетного) периода.
Согласно пункту 6 статьи 286.2 Кодекса уменьшение суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на величину расходов, предусмотренных пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств или нематериальные активы и (или) изменена их первоначальная стоимость.
При этом такое уменьшение может быть осуществлено также в последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положения пункта 9 статьи 286.2 Кодекса.
Однако сумма налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в результате уменьшения на федеральный инвестиционный налоговый вычет не может быть ниже суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 2 процента (3 процента - в 2025 - 2030 годах).
В соответствии пунктом 9 статьи 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей сумму налога, исчисленного в соответствии с пунктом 1 статьи 286.2 Кодекса с учетом положения пункта 6 статьи 286.2 Кодекса в текущем налоговом периоде, может быть использован для уменьшения суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в последующих налоговых (отчетных) периодах, но не более чем в течение периода, определяемого Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 286.2 Кодекса.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 N 1638 "О параметрах применения федерального инвестиционного налогового вычета" федеральный инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей сумму налога на прибыль организаций, исчисленного в соответствии с пунктом 1 статьи 286.2 Кодекса с учетом положения пункта 6 статьи 286.2 Кодекса в текущем налоговом периоде, может быть использован для уменьшения суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в последующих 10 налоговых периодах.
Учитывая изложенное, федеральный инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода, в котором налогоплательщиком получен убыток, может быть использован в течение 10 последующих налоговых периодов для уменьшения суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, как неиспользованный федеральный инвестиционный налоговый вычет предыдущих налоговых периодов.
Одновременно обращается внимание, что в соответствии с пунктом 7 статьи 286.2 Кодекса объекты амортизируемого имущества, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.2 Кодекса, включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости, уменьшенной на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим объектам амортизируемого имущества (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту), а суммы расходов, на которые изменяется первоначальная стоимость таких объектов в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения при формировании суммарного баланса амортизационных групп (подгрупп) (изменении первоначальной стоимости объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 Кодекса), уменьшаются на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим расходам (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту).
2. Согласно пункту 2 статьи 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет может быть также применен налогоплательщиками, входящими в одну группу с лицом, указанным в пункте 1 статьи 286.2 Кодекса, при условии передачи этим лицом таким налогоплательщикам данных налогового учета и копий документов, подтверждающих суммы осуществленных расходов, указанных в пункте 4 статьи 286.2 Кодекса.
При этом, как было отмечено выше, уменьшение суммы налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на величину расходов, предусмотренных пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты основных средств или нематериальные активы и (или) изменена их первоначальная стоимость (пункт 6 статьи 286.2 Кодекса).
В этой связи федеральный инвестиционный налоговый вычет может быть применен налогоплательщиком, входящим в одну группу лиц с организацией, осуществившей соответствующие расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, при условии передачи данных налогового учета и копий документов, подтверждающих суммы осуществленных расходов, на дату ввода в эксплуатацию соответствующих объектов основных средств или нематериальных активов и (или) изменения их первоначальной стоимости.
Следовательно, если организация, осуществившая расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, начала сама применять федеральный инвестиционный налоговый вычет в отношении конкретного объекта основных средств (нематериального актива) либо такая организация на дату ввода в эксплуатацию указанного объекта основных средств (нематериального актива) не передала право на его применение (несмотря на потенциальные убытки по итогам текущего налогового (отчетного) периода) лицу, входящему с ней в одну группу, то указанная организация в последующем не может передать право на применение федерального инвестиционного налогового вычета данному лицу.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2025 N 03-03-06/1/34838
Вопрос:
Об учете НКО доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений, при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, доходы (расходы), полученные (понесенные) в рамках целевых поступлений и соответствующие условиям пункта 2 статьи 251 Кодекса, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций ни в составе доходов, ни в составе расходов.
Вместе с тем сообщается, что некоммерческие организации вправе учитывать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций исключительно те расходы, которые соответствуют критериям статьи 252 Кодекса, источником покрытия которых являются доходы, полученные от приносящей доход деятельности, при условии, что такие доходы также подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.02.2025 N 03-03-06/2/19622
Вопрос:
Об учете доходов (расходов) в целях налога на прибыль при реализации покупных товаров и о переквалификации сделок, связанных с формированием таможенной стоимости, в связи с уточнением ее размера.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации покупных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, при этом расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 Кодекса (подпункт 3 пункта 1 статьи 268 Кодекса).
В соответствии с положениями статьи 320 Кодекса налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Классификация доходов и расходов в целях налогообложения прибыли организаций осуществляется на основании сделок, заключенных (осуществленных) налогоплательщиком.
В свою очередь, формирование таможенной стоимости определяется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и положениями Кодекса не регулируется.
Таким образом, уточнение размера таможенной стоимости по соответствующим сделкам, связанным с формированием этой стоимости, не является основанием для переквалификации таких сделок.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.02.2025 N 03-03-06/1/19684
Вопрос:
Об НДС при оказании услуг по транспортировке ТКО на основании договора, заключенного с региональным оператором.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В связи с этим освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное указанным подпунктом пункта 2 статьи 149 Кодекса, в отношении услуг по транспортировке ТКО, оказываемых организацией на основании договора, заключенного с региональным оператором по обращению с ТКО, не применяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.02.2025 N 03-07-07/19342
Вопрос:
Об НДФЛ с доходов работников российских организаций, работающих за пределами РФ в рамках реализации межправительственных соглашений по атомной энергии, а также об НДФЛ с доходов нерезидентов.
Ответ:
Пунктом 3 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах") (далее - Кодекс) установлено, что независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники органов государственной власти, органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации, а также работники российских организаций, исполняющие трудовые или иные обязанности на территориях иностранных государств в рамках реализации межправительственных соглашений о сотрудничестве при сооружении объектов использования атомной энергии за пределами территории Российской Федерации.
Вышеуказанные положения пункта 3 статьи 207 Кодекса вступили в силу с 01.01.2025.
Таким образом, начиная с 01.01.2025 работники российских организаций, исполняющие трудовые или иные обязанности на территориях иностранных государств в рамках реализации межправительственных соглашений о сотрудничестве при сооружении объектов использования атомной энергии за пределами территории Российской Федерации, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением, в частности, доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 224 Кодекса.
Таким образом, положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 224 Кодекса применяются только в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В отношении доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, полученных иными категориями физических лиц, положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 224 Кодекса не применяются.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.02.2025 N 03-04-06/19019
Вопрос:
Об условиях применения пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, реорганизованной в 2025 или 2026 г. путем присоединения к ней другого юрлица.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в 2025 - 2030 годах налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 5 процентов, а налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, - в размере 0 процентов.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
Вышеуказанные условия для применения единого пониженного тарифа страховых взносов должны выполняться организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, одновременно.
Исходя из положений абзаца восемнадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца восемнадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса в случае, если по итогам налогового (расчетного) периода организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, не выполняет условие о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий, а также в случае лишения ее государственной аккредитации данная организация лишается права применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций с начала налогового периода, а пониженные тарифы страховых взносов - с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие указанному условию либо она лишена государственной аккредитации.
Положениями абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса установлено, что вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов не подлежат применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, реорганизованные в 2025 и 2026 годах в форме присоединения к ним другого юридического лица, в 2025 - 2030 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действующей в соответствующем налоговом периоде), в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей по состоянию на 01.01.2024), при условии, если данная организация и все юридические лица, присоединенные к ней, применяли в 2024 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ).
Одновременно согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона N 176-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, реорганизованные в 2025 и 2026 годах в форме присоединения к ним другого юридического лица, начиная с 1 января 2025 года вправе применять тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.2-1 статьи 427 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Кодекса, в случае соответствия условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Кодекса (в редакции, действовавшей по состоянию на 01.01.2024), при условии, если данная организация и все юридические лица, присоединенные к ней, применяли в 2024 году тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса.
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, реорганизованная в 2025 или 2026 году путем присоединения к ней другого юридического лица, при соблюдении условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, вправе применять налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, установленные пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса, и тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.2-1 статьи 427 Кодекса, только при условии, что в 2024 г. данная организация и все юридические лица, присоединенные к ней, применяли налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 176-ФЗ), и тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.02.2025 N 03-03-06/1/18980
Вопрос:
О налоге на прибыль при погашении номинальной стоимости акций иностранной организации и получении акционером (участником) безвозмездно средств от хозяйственного общества или товарищества.
Ответ:
В соответствии с абзацем вторым подпункта 15.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на прибыль организаций в соответствующей части дохода, полученного от погашения (частичного погашения) номинальной стоимости акций в связи с уменьшением уставного капитала иностранной организации, может быть применено по основаниям, установленным данной нормой, налогоплательщиком, в отношении которого на дату соответствующего погашения номинальной стоимости акций действуют запретительные, ограничительные и (или) аналогичные меры, заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, запретов и (или) ограничений на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), введенные начиная с 2022 года иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и иными организациями.
Норма абзаца второго подпункта 15.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса, таким образом, носит персонифицированный характер и распространяется на организации, в отношении которых введены персонифицированные ограничительные меры.
Также обращается внимание на то, что нормы подпункта 11.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются к доходам в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации, а не к доходам, связанным с возвратом ранее произведенного вложения в уставный (складочный) капитал (фонд) хозяйственного общества или товарищества.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.02.2025 N 03-03-06/2/18948
Вопрос:
О ставке НДС 10% при реализации продовольственного товара "глютен кукурузный" и применении вычетов по НДС.
Ответ:
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров применяется налоговая ставка в размере 10 процентов.
В целях реализации пункта 2 статьи 164 Кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - перечень при реализации).
В перечне при реализации в разделе "Продукты детского и диабетического питания" поименован код ОКПД 2 10.62.11.160 "Глютен".
В связи с тем что в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, то группировки верхнего уровня включают всю последующую детализацию. Таким образом, код ОКПД 2 10.62.11.160 "Глютен" включает код ОКПД 2 10.62.11.162 "Глютен кукурузный".
Таким образом, при реализации на территории Российской Федерации продовольственного товара "глютен кукурузный", использующегося при производстве детского и диабетического питания и имеющего код ОКПД 2 10.62.11.162, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.
Также сообщается, что в перечне при реализации в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" поименован код ОКПД 2 10.62.20.160 "Продукты кормовые крахмалопаточного производства".
В связи с тем что глютен кукурузный не является зерном, комбикормом, кормовой смесью или зерновыми отходами, то при присвоении данному продовольственному товару кода ОКПД 10.62.20.160 ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации на территории Российской Федерации не применяется.
При этом присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Что касается применения вычетов по налогу на добавленную стоимость, то согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет товаров и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе.
При этом документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса, является счет-фактура.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию, принимаются к вычету в случае использования таких товаров для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2025 N 03-07-07/18394
Вопрос:
Об определении понятия услуг по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в целях освобождения от НДС.
Ответ:
В соответствии с абзацем шестым подпункта 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги, оказанные населению, по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Поскольку понятие "услуги по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий" Кодексом не предусмотрено, при решении вопросов применения освобождения от налогообложения следует руководствоваться Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ).
Таким образом, услуги, оказываемые населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, которые соответствуют понятиям, установленным Федеральным законом N 329-ФЗ, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.02.2025 N 03-07-07/17780
Вопрос:
О налоге на прибыль с доходов иностранной организации от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ взаимозависимому лицу.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.
Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктом 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации.
Исходя из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 310 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, подлежат обложению налогом по ставке в размере 15%, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 284 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.02.2025 N 03-08-05/17870