Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об учете организацией - агентом доходов и расходов в целях налога на прибыль.
Ответ:
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Пунктом 9 статьи 270 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.
Таким образом, налоговый учет доходов и расходов организации-агента предопределяется условиями заключенного агентского договора.
При этом средства, полученные агентом при выполнении поручений агентского договора, являются средствами принципала.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2024 N 03-03-06/1/129680
Вопрос:
Об отказе от права на учет отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг в расходах по налогу на прибыль, ранее закрепленного на уровне учетной политики.
Ответ:
Согласно положениям статьи 300 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, вправе относить на расходы в целях налогообложения отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие налогоплательщики определяют доходы и расходы по методу начисления.
Указанные резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, с учетом расходов по их приобретению над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва).
Действующая редакция статьи 300 Кодекса (абзац 4) устанавливает положение о том, что резервы создаются (корректируются) в отношении каждой ценной бумаги одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, удовлетворяющего указанным в названной статье Кодекса требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков (дополнительных выпусков).
Возможность закрепления в учетной политике для целей налогообложения порядка, критериев формирования рассматриваемого резерва по отдельным, определяемым, таким образом, самим налогоплательщиком группам (выпускам) ценных бумаг статьей 300 Кодекса не предусмотрена.
Согласно статье 313 Кодекса система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
В свою очередь, статьей 313 Кодекса также определено, что изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Таким образом, в случае отказа от ранее закрепленного на уровне учетной политики для целей налогообложения права на отнесение на расходы в целях налогообложения отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг такое изменение применяемого метода учета фиксируется решением о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения, принимаемым с начала нового налогового периода и, соответственно, распространяющим свое действие и формирующим последствия с начала нового налогового периода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2024 N 03-03-06/2/129421
Вопрос:
Об условиях применения медицинской организацией ставки налога на прибыль 0%.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных указанной статьей Кодекса.
Такими условиями являются:
1) наличие у организации лицензии (лицензий) на осуществление медицинской деятельности, предоставленной (предоставленных) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Кодекса, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Кодекса, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Кодекса;
3) в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
4) в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
5) организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами.
Таким образом, медицинская организация вправе применять налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов начиная с налогового периода, в котором она соответствует всем условиям, предусмотренным статьей 284.1 Кодекса.
Вместе с тем отмечается, что пунктом 5 статьи 284.1 Кодекса установлено, что медицинские организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии с указанной статьей Кодекса, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, сведения о дате предоставления и регистрационном номере лицензии (лицензий) на осуществление медицинской деятельности, предоставленной (предоставленных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2024 N 03-03-06/1/127826
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах в отношении компенсации работникам оплаты транспортных расходов по проезду от места проживания до места работы и обратно.
Ответ:
В соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данной нормой, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Учитывая, что компенсация сотрудникам оплаты транспортных расходов по проезду от места проживания до места работы и обратно не связана со служебной поездкой или с непосредственным выполнением работником трудовых обязанностей в связи с работой в пути (разъездным характером работы) и не содержится в перечне не облагаемых налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами сумм, указанных в статьях 217 и 422 Кодекса, то данная выплата облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в установленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.12.2024 N 03-04-05/120763
Вопрос:
О добровольной ликвидации ООО.
Ответ:
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом требований Федерального закона N 14-ФЗ и устава общества.
Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
При этом отмечается, что на основании положений подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения на заседании и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Требование о нотариальном удостоверении, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ, распространяется также на решение единственного участника (пункт 3 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора).
При этом с учетом изменений, внесенных в пункт 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ Федеральным законом от 08.08.2024 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступивших в силу с 01.09.2024, представление в регистрирующий орган уведомления о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора), в том числе представляемого одновременно с сообщением о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора) на указанном уведомлении.
Кроме того, обращается внимание, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде (пункт 3 статьи 57 Федерального закона N 14-ФЗ).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2024 N 03-12-11/116201
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах с сумм компенсаций стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно неработающих членов семьи работника, работающего и проживающего в районах Крайнего Севера.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
В соответствии с абзацами вторым и десятым пункта 1 статьи 217 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации. В случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит налогообложению стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами сумм выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Таким образом, выплаты работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника и обратно неработающих членов их семей - мужа, жены, несовершеннолетних детей не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 217 и подпункта 7 пункта 1 статьи 422 Кодекса, только если упомянутые члены семьи фактически проживают с работником.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.10.2024 N 03-04-05/107027
Вопрос:
О применении вычетов по НДС при осуществлении деятельности, связанной с проведением комплекса мероприятий по расчистке русла реки и укреплению береговой линии.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
При этом согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлены пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса.
Операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передаче имущественных прав, не включенные в вышеуказанные перечни, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
По вопросу применения вычетов отмечается, что на основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, налогоплательщик имеет право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным им товарам (работам, услугам) при одновременном выполнении вышеперечисленных условий, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
В связи с этим в случае, если вышеперечисленные условия не выполняются, в частности, приобретенные товары (работы, услуги) не используются налогоплательщиком для осуществления операций, подлежащих налогообложению, оснований для вычета сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при их приобретении, не имеется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.10.2024 N 03-07-11/105334
Вопрос:
О страховых взносах при выплате организацией-заемщиком вознаграждения физлицу по отдельному договору за предоставление им поручительства перед кредитной организацией.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.
Согласно пункту 1 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
Таким образом, сторонами договора поручительства выступают поручитель и кредитор, поэтому выплата организацией-должником вознаграждения поручителю за предоставление поручительства не относится к предмету договора поручительства, а производится на основании отдельного договора или соглашения.
Следовательно, учитывая, что по договору поручительства никаких выплат в пользу поручителя не производится, объекта обложения страховыми взносами по договору поручительства возникнуть не может.
В отношении отдельного договора, по которому физическому лицу выплачивается вознаграждение за предоставление им поручительства перед кредитной организацией по обязательствам организации, привлекающей заемные средства, отмечается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Учитывая положения статьи 779 Гражданского кодекса и статьи 38 Налогового кодекса, действия поручителя, установленные договором о выплате вознаграждения за предоставление поручительства, возможно признать оказанием услуг организации-заемщику.
Таким образом, вознаграждение, выплачиваемое организацией-заемщиком физическому лицу - поручителю по договору о несении этим физическим лицом солидарной ответственности с организацией-заемщиком перед банком, на основании пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата по гражданско-правовому договору на оказание услуг.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2024 N 03-15-05/103458
Вопрос:
Об НДФЛ при выплате вознаграждения дистанционному работнику, в том числе не являющемуся резидентом РФ, и учете расходов на командировки в целях налога на прибыль.
Ответ:
На основании статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией (за исключением договора, заключенного для осуществления трудовой деятельности в обособленном подразделении российской организации, зарегистрированном за пределами Российской Федерации), с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории Российской Федерации, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные доходы, полученные физическими лицами, в том числе не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации, и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса в отношении доходов, указанных, в частности, в подпункте 6.2 пункта 1 статьи 208 Кодекса, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере, предусмотренном пунктом 3.1 статьи 224 Кодекса.
По вопросу учета расходов на командировки в целях налогообложения прибыли организаций сообщается следующее.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы на командировки в целях налогообложения прибыли организаций учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. К ним относятся, в частности, расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, расходы за наем жилого помещения, суточные или полевое довольствие.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2024 N 03-04-05/93976
=============================================================================