Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 17.01.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Организация, применяющая УСН, платит налог на имущество в отношении недвижимости, по которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Вправе ли она учесть в расходах при УСН сумму уплаченного налога на имущество организаций?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, уменьшают полученные доходы на расходы в виде сумм налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с главой 26.2 Кодекса, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса предусмотрено, что указанные расходы учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налога либо при погашении задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с Кодексом за налогоплательщика суммы налога.

Таким образом, организация при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде суммы налога на имущество организаций, уплаченной в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в порядке, установленном главой 30 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2024 N 03-11-06/2/131199

Вопрос:

О расчете в целях налога на прибыль суммы федерального инвестиционного налогового вычета и амортизационной премии.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 286.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона N 176-ФЗ налогоплательщик, осуществивший расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), если иное не предусмотрено статьей 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ, имеет право уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленную им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьей 286 Кодекса по налоговой ставке, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 284 Кодекса, и подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на установленный статьей 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ федеральный инвестиционный налоговый вычет в порядке, установленном статьей 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ федеральный инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода не может превышать 50 процентов от суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, и (или) суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость амортизируемого нематериального актива в соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 3 статьи 257 Кодекса, и (или) суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства или нематериального актива в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением расходов на частичную ликвидацию), в совокупности.

При этом федеральный инвестиционный налоговый вычет не применяется к объектам основных средств и нематериальным активам, при формировании первоначальной стоимости которых соответствующие расходы учитываются с применением повышающего коэффициента.

В свою очередь, пунктом 3 статьи 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ определено, что категории налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет, категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется федеральный инвестиционный налоговый вычет, характеристики группы, в которую входят лица, указанные в пункте 2 статьи 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ, порядок и условия применения федерального инвестиционного налогового вычета, порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, в частности, на основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 N 1638 "О параметрах применения федерального инвестиционного налогового вычета" определено, что величина федерального инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода определяется в размере 3 процентов суммы расходов, указанных в пункте 4 статьи 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ объекты амортизируемого имущества, в отношении которых было принято решение об использовании права на применение федерального инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.2 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ, включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости, уменьшенной на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим объектам амортизируемого имущества (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту), а суммы расходов, на которые изменяется первоначальная стоимость таких объектов в случаях их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения при формировании суммарного баланса амортизационных групп (подгрупп) (изменении первоначальной стоимости объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 Кодекса), уменьшаются на федеральный инвестиционный налоговый вычет, определенный по этим расходам (а также на суммы, отнесенные в состав расходов отчетного (налогового) периода, в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса по данному объекту).

Согласно пункту 9 статьи 258 Кодекса в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

Налогоплательщик имеет право, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Кодекса.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода, а суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со статьей 259 Кодекса) за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) таких сумм.

На основании вышеизложенного федеральный инвестиционный налоговый вычет, а также исчисляемая в соответствии с положениями пункта 9 статьи 258 Кодекса "амортизационная премия" определяются на базе одной и той же величины - первоначальной стоимости (величины изменения первоначальной стоимости) объекта амортизируемого имущества - основного средства. В этой связи для расчета первого показателя соответствующая величина умножается на 3 процента, а для расчета второго показателя - на 10 процентов (30 процентов), если такие "максимальные" проценты предусмотрены учетной политикой для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.12.2024 N 03-03-06/1/130574

Вопрос:

Об уплате страховых взносов со стоимости услуги по проведению культурно-массового мероприятия, организуемого работодателем для своих работников в соответствии с коллективным договором.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

При этом пунктом 7 статьи 421 Кодекса установлено, что при осуществлении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества база для исчисления страховых взносов определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 3.4 статьи 23 и пункта 4 статьи 431 Кодекса на плательщика страховых взносов, то есть на организацию, производящую выплаты работникам, возложена обязанность ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Таким образом, в случае если при оплате услуги по проведению культурно-массового мероприятия, организованного работодателем для своих работников, имеется возможность определения расходов организации на каждого работника, то стоимость таких услуг подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в натуральной форме в рамках трудовых отношений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.12.2024 N 03-15-06/126025

Вопрос:

О применении повышающего коэффициента при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных в целях налога на прибыль.

Ответ:

На основании абзаца тринадцатого пункта 3 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщик налога на прибыль организаций вправе учитывать указанные расходы с применением повышающего коэффициента.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (пункт 4 статьи 259 Кодекса).

Учитывая изложенное, применение повышающего коэффициента, предусмотренного абзацем тринадцатым пункта 3 статьи 257 Кодекса, возможно только в том случае, если на дату ввода в эксплуатацию программа для ЭВМ включена в реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

При этом обращается внимание, что программы для ЭВМ, введенные в эксплуатацию до 01.01.2025, должны быть отнесены к сфере искусственного интеллекта.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.12.2024 N 03-03-06/1/126137

Вопрос:

Об учете расходов, удерживаемых маркетплейсом из выручки от реализации, поступающей от покупателей товаров, налогоплательщиком, применяющим УСН.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Перечень доходов, не учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, установлен в статье 251 Кодекса (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса). Данный перечень доходов является закрытым.

Статьей 251 Кодекса не предусмотрено уменьшение доходов налогоплательщика на сумму комиссий и оплаты оказанных услуг маркетплейса.

В этой связи доходы налогоплательщика, применяющего УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не уменьшаются на сумму указанных расходов, удерживаемых маркетплейсом из выручки от реализации, поступающей ему от покупателей товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих УСН, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Учитывая особенности реализации товаров по договорам через маркетплейс, в целях применения положений статьи 346.17 Кодекса дате получения дохода налогоплательщика, применяющего УСН, в данном случае будет соответствовать дата возникновения у него права распоряжаться полученными доходами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.12.2024 N 03-11-06/2/123336

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение электронного авиабилета для перевозки работника и потребления услуги воздушной перевозки.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением, в том числе и для целей налогообложения прибыли организаций.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, может являться сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, соответствующая требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 63-ФЗ.

Обращается внимание, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2024 N 03-03-06/1/119381

Вопрос:

Об определении фактического использования нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в целях налога на имущество организаций.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (как кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Виды объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса к таким объектам отнесены:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Критерии отнесения объектов недвижимого имущества к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса.

В частности, из положений пункта 5 статьи 378.2 Кодекса следует, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, фактическое использование нежилых помещений для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания определяется исходя из общей площади нежилых помещений, предназначенных для размещения указанных объектов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.11.2024 N 03-05-05-01/118746

Вопрос:

О налоге на прибыль при осуществлении выплат участникам общества.

Ответ:

Логика положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении приносящей прибыль деятельности, за исключением поименованных в статье 251 НК РФ.

Что касается налогообложения дохода в виде дивидендов, сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, который получен акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

При этом согласно статье 250 НК РФ для целей главы 25 НК РФ к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации и величину внесенного им вклада в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в имущество организации.

Таким образом, если выплаты участникам общества подпадают под регулирование вышеперечисленных положений главы 25 НК РФ, то они квалифицируются и подлежат налогообложению как доходы в виде дивидендов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.11.2024 N 03-03-06/1/117759

Вопрос:

Об НДС при реализации организацией, применяющей с 01.01.2025 УСН, входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Ответ:

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

При этом подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В связи с этим если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства.

При этом в целях данного подпункта к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Таким образом, при реализации организацией входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется при соблюдении требований к реализованным билетам как бланкам строгой отчетности, а также наличии у этой организации соответствующего кода вида деятельности по Общероссийскому классификатору видов деятельности.

Таким образом, организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе при реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.11.2024 N 03-07-11/115893

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на релокацию для трудоустройства иностранных граждан в организацию и уплате НДФЛ, страховых взносов с доходов в виде выплат гражданам на эти цели.

Ответ:

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

Таким образом, налогоплательщик вправе учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций затраты при условии, что они соответствуют указанным критериям статьи 252 Кодекса. При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

Одновременно сообщается, что расходы, понесенные организацией в отношении граждан, не являющихся их работниками, для их последующего трудоустройства в этой организации, не могут быть учтены налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Кодекса.

Касательно налогообложения доходов физических лиц сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

По вопросу уплаты страховых взносов с сумм оплаты организацией расходов иностранных граждан на релокацию для трудоустройства и последующей работы в данной организации сообщается, что на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Следовательно, выплаты, производимые в той или иной форме в пользу лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, не признаются объектом обложения страховыми взносами.

В случае если подобные выплаты производятся физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, после оформления трудовых отношений с ними, то они облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

При этом международными договорами Российской Федерации может быть установлен особый порядок отнесения иностранных граждан к застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.11.2024 N 03-03-06/1/114729