Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 03.01.2025

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О сроках составления первичного учетного документа, подтверждающего произведенные расходы, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок признания доходов при методе начисления установлен статьей 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления), если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 НК РФ (пункт 1 статьи 271 НК РФ).

Требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Учитывая указанное, бухгалтерское законодательство позволяет формировать документ, подтверждающий произведенные расходы после отчетной даты, но непосредственно после окончания предоставления услуг за месяц.

Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ должен соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 402-ФЗ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.10.2024 N 03-03-06/1/103916

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль дохода от реализации услуг, если заказчик не подписал акт об оказании услуг, но имеется решение суда, из которого следует, что условия договора выполнены.

Ответ:

Согласно положениям пункта 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В силу пункта 1 статьи 271 НК РФ налогоплательщиком, применяющим метод начисления, доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Датой получения дохода для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (пункт 3 статьи 271 НК РФ).

Таким образом, для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций датой возникновения дохода от реализации (предоставления) услуги является факт оказания услуги. Данный вывод справедлив также и в случае, если заказчик не подписал акт об оказании услуг, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора по оказанию услуг выполнены.

Следовательно, выручка от реализации услуг подлежит признанию при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на дату оказания услуг.

Отмечается, что в соответствии со статьей 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2024 N 03-03-06/1/103272

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов и расходов в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение обязательств, а также сумм возмещения ущерба.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 НК РФ) и внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

Так, к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба (пункт 3 статьи 250 НК РФ).

Согласно статье 317 НК РФ при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В свою очередь, в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (подпункт 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2024 N 03-03-06/3/103274

Вопрос:

О применении с 01.01.2025 НДС организацией, применяющей УСН, при получении доходов в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и реализации входных билетов и абонементов.

Ответ:

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 1 января 2025 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В то же время пунктом 1 статьи 145 Кодекса в редакции, действующей с 1 января 2025 года, предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у указанной организации сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15, подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса и с учетом особенностей, установленных пунктом 1 статьи 145 Кодекса, не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, то операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые указанной организацией с 1 января 2025 года, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен статьей 149 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 11 Кодекса установлено, что понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса в целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 43 Кодекса процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Таким образом, получаемые вышеуказанной организацией доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) выручкой от реализации товаров (работ, услуг) не являются и, соответственно, не признаются объектом налогообложения НДС.

В отношении упоминаемой в вопросе нормы подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса, согласно которой не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС операции займа в денежной форме, включая проценты по ним, отмечается следующее.

В соответствии со статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. При этом пунктом 1 статьи 809 Гражданского кодекса установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов за пользование займом в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов за пользование займом их размер определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

В связи с этим на основании вышеуказанного подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются суммы процентов, начисляемые заимодавцем на сумму займа, которые признаются стоимостью услуг по предоставлению займа денежными средствами. Поэтому нормы указанного подпункта пункта 3 статьи 149 Кодекса в отношении доходов в виде процентов по банковским вкладам (депозитам), получаемых налогоплательщиком НДС, не применяются.

Что касается услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, то согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

При этом к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства, в целях подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, океанариумы, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

Таким образом, подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса определен перечень организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, операции по реализации услуг которых освобождаются от НДС.

В связи с этим если организация с 1 января 2025 года применяет упрощенную систему налогообложения и исполняет обязанности налогоплательщика НДС в связи с отсутствием оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, либо после утраты освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС и при этом данная организация поименована в предусмотренном подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса перечне организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, то такая организация применяет освобождение от налогообложения НДС при реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках, океанариумах и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2024 N 03-07-11/103379

Вопрос:

О ведении сельскохозяйственными товаропроизводителями раздельного учета доходов и расходов в целях применения ставки налога на прибыль 0%.

Ответ:

Налоговой базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (пункт 1 статьи 247 и пункт 1 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).

В соответствии с положениями статьи 274 НК РФ налоговая база по налогу на прибыль организаций, облагаемую по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Согласно пункту 1.3 статьи 284 НК РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в размере 0 процентов.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям, отвечающим критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ, необходимо обеспечить раздельный учет доходов и расходов (в том числе внереализационных доходов и расходов) по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, облагаемой по ставке 0 процентов, и по иным видам деятельности.

Порядок распределения расходов между различными видами деятельности осуществляется налогоплательщиком исходя из экономической сути этих расходов и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.10.2024 N 03-03-06/1/103288

Вопрос:

О выполнении функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате депозитарием доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией.

Ответ:

На основании положений пункта 7 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при осуществлении выплат доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права по которым учитываются депозитарием на счетах, указанных в подпункте 3 пункта 7 статьи 275 НК РФ, налоговым агентом признается такой депозитарий, осуществляющий указанную выплату доходов.

При этом в соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Таким образом, при выплате доходов налогоплательщикам налоговые агенты должны оценивать положения НК РФ в целях правильного исчисления суммы налога на прибыль в зависимости от категории получателей таких доходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.10.2024 N 03-03-06/2/102262

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение электронного авиабилета для воздушной перевозки работника.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением, в том числе и для целей налогообложения прибыли организаций.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, может являться сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, соответствующая требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 63-ФЗ.

Обращается внимание, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.

Одновременно сообщается, что если распечатанный электронный посадочный талон, имеющий статус "использован", подтверждает факт перевозки работника, то такой документ, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, может являться оправдательным документом для подтверждения потребления услуги воздушной перевозки.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2024 N 03-03-05/99394

Вопрос:

Об определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества при расчете в целях налога на прибыль доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения.

Ответ:

Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, установлены статьей 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Пунктом 2 статьи 288 НК РФ определено, что указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Таким образом, при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения статьи 288 НК РФ учитывается только остаточная стоимость основных средств налогоплательщика. При этом остаточная стоимость иного амортизируемого имущества (в частности, капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество) при определении указанного показателя не учитывается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.10.2024 N 03-03-06/1/99272

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов (расходов), полученных (осуществленных) организацией-застройщиком.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования.

Таким образом, доходы организации-застройщика в виде средств, размещенных на счетах эскроу, соответствующие условиям, установленным подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, и расходы, которые в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ должны быть осуществлены за счет данных средств, не увеличивают (не уменьшают) налоговую базу по налогу на прибыль организации-застройщика.

Иные доходы, полученные организацией-застройщиком, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.10.2024 N 03-03-06/1/98642

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов на приобретение криптовалюты в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.

Доходы в целях главы 25 Кодекса классифицируются как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса) (пункт 1 статьи 248 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (пункт 1 статьи 252 Кодекса).

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим обязательные реквизиты, определенные данным Федеральным законом.

При этом Кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 Кодекса, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Таким образом, расходы организации на приобретение криптовалюты могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае наличия документов, подтверждающих фактическое осуществление таких расходов и соответствующих требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.10.2024 N 03-03-06/1/98488