Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 27.12.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении освобождения от НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими УСН, с 01.01.2025.

Ответ:

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этой организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

В связи с этим если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.

Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном вышеуказанным подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.11.2024 N 03-07-11/109603

Вопрос:

О налоге на прибыль, НДС и налоге на имущество организаций при осуществлении капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимого имущества.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.

В соответствии с абзацами пять и шесть пункта 1 статьи 258 Кодекса капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в пункте 1 статьи 256 Кодекса, амортизируются в следующем порядке:

капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 Кодекса;

капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (пункт 6 статьи 258 Кодекса).

Таким образом, арендатор вправе начислять амортизацию на капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия собственника имущества, в части затрат, не возмещаемых арендодателем, в течение срока действия договора аренды. После прекращения договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по указанному имуществу.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

При этом пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В связи с этим передача арендатором арендодателю результатов работ, в том числе произведенных с привлечением подрядных организаций, по улучшению арендованного недвижимого имущества, неотделимых без вреда для данного имущества, является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Порядок признания затрат в качестве капитальных вложений и активов - в качестве основных средств установлен соответственно Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (далее - ФСБУ 26/2020) и Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 (далее - ФСБУ 6/2020) "Основные средства", утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н.

Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно признаками, установленными пунктом 4 ФСБУ 6/2020.

Затраты организации на улучшение и (или) восстановление объектов основных средств признаются в соответствии с пунктом 6 ФСБУ 26/2020 (за исключением затрат, указанных в пункте 16 ФСБУ 26/2020) в бухгалтерском учете капитальными вложениями при соблюдении условий, установленных пунктом 5 ФСБУ 26/2020.

Согласно пункту 18 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения по их завершении, то есть после приведения объекта капитальных вложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, считаются основными средствами.

Таким образом, неотделимые капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, учитываемые у арендатора в качестве основных средств, подлежат обложению налогом на имущество организаций у арендатора до их выбытия из состава основных средств исходя из среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.11.2024 N 03-03-06/1/109635

Вопрос:

Об учете сумм НДС, исчисленных при безвозмездной передаче имущества, в расходах по налогу на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, не соответствующие указанным критериям, а также расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются (пункты 16 и 49 статьи 270 НК РФ), за исключением случаев, установленных НК РФ.

Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная при безвозмездной передаче имущества, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании указанного положения статьи 270 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.11.2024 N 03-03-06/2/108824

Вопрос:

Об изменении в целях налога на прибыль срока полезного использования объекта ОС, ранее введенного в эксплуатацию.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что изменение срока полезного использования объекта основных средств после начала его амортизации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 258 НК РФ.

Так, налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования.

Иных случаев изменения срока полезного использования объекта основных средств, ранее введенного в эксплуатацию, положениями НК РФ не предусмотрено.

Одновременно сообщается, что порядок исправления выявленных в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, установлен положениями пункта 1 статьи 54 НК РФ.

Вместе с тем проверка обоснованности применения норм главы 25 НК РФ, снижающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.11.2024 N 03-03-06/3/108387

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 Кодекса.

При этом в подпункте 3 пункта 4 статьи 271 Кодекса определено, что для внереализационных доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.

Вместе с этим пунктом 2 статьи 271 Кодекса предусмотрено, в частности, что доходы, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.11.2024 N 03-03-06/1/108525

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с сумм компенсации работодателем транспортных расходов членам экипажа судна и другим работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути.

Ответ:

В соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данной нормой, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений.

Пунктом 1 статьи 421 Кодекса установлено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Учитывая, что выплаты работникам в виде компенсации их транспортных расходов, связанных с проездом к месту работы и обратно, не упомянуты в статье 168.1 Трудового кодекса в качестве компенсационных выплат в связи с разъездным характером работы (работой в пути) и, соответственно, не содержатся в перечнях не облагаемых налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами сумм, указанных в статьях 217 и 422 Кодекса, то они облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.11.2024 N 03-04-05/107793

Вопрос:

Об определении налоговой базы по НДС при реализации банком автомобиля, приобретенного у физлица в порядке обращения взыскания на предмет залога в рамках автокредита.

Ответ:

Как следует из вопроса, физические лица не исполняют обязательства по автокредитам, выданным банком, в результате чего банк обращает взыскание на предмет залога. После получения постановления о возбуждении исполнительного производства автомобили передаются службе судебных приставов для их реализации по цене, установленной судами. В случае если повторные торги в рамках исполнительного производства по реализации автомобиля объявлены несостоявшимися, банк в соответствии с пунктом 12 статьи 87 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оставляет автомобили за собой по цене на 25 процентов ниже начальной продажной цены на основании постановления судебного пристава. Впоследствии автомобили реализуются банком юридическим или физическим лицам на основании договоров купли-продажи.

В связи с этим отмечается, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). В связи с этим операции по реализации автомобилей, являющихся предметом залога, подлежат налогообложению НДС.

Пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

В то же время пунктом 5.1 статьи 154 Кодекса в редакции, действующей с 1 апреля 2024 года, предусмотрено, что при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи автомобилей налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, положения данного пункта применяются, в случае если такие физические лица являются собственниками указанных транспортных средств и на них были зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные транспортные средства.

Пунктом 1 статьи 334 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя). В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, требование залогодержателя может быть удовлетворено путем передачи предмета залога залогодержателю (оставления у залогодержателя).

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 350.2 Гражданского кодекса при объявлении несостоявшимися повторных торгов залогодержатель вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах, если более высокая оценка не установлена соглашением сторон.

Залогодержатель считается воспользовавшимся указанным правом, когда в течение месяца со дня объявления повторных торгов несостоявшимися направит залогодателю и организатору торгов или, если обращение взыскания осуществлялось в судебном порядке, залогодателю, организатору торгов и судебному приставу-исполнителю заявление в письменной форме об оставлении имущества за собой.

С момента получения в письменной форме залогодателем заявления залогодержателя об оставлении имущества за собой залогодержатель, которому движимая вещь была передана по договору залога, приобретает право собственности на предмет залога, оставленный им за собой, если законом не установлен иной момент возникновения права собственности на движимые вещи соответствующего вида.

Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

При этом согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. N 23 "О применении судами правил о залоге вещей", к отношениям сторон по оставлению залогодержателем за собой предмета залога применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже, которые не противоречат существу законодательного регулирования залоговых отношений.

Принимая во внимание указанные разъяснения, банк, получивший право собственности на заложенный физическим лицом автомобиль после объявления повторных торгов этого движимого имущества несостоявшимися и в дальнейшем реализующий указанный автомобиль в целях удовлетворения требований банка по неисполненному физическим лицом обязательству по возврату автокредита, вправе при реализации данного автомобиля определять налоговую базу по НДС в порядке, предусмотренном вышеуказанным пунктом 5.1 статьи 154 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.11.2024 N 03-07-15/107733

Вопрос:

О ставке НДС 10% при ввозе в РФ продуктов для кормления животных.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации продовольственные товары облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 10 процентов в случае указания товара в перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - постановление от 31 декабря 2004 г. N 908).

При этом в соответствии с примечаниями к Перечню для целей его применения следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара. Коды ТН ВЭД ЕАЭС, приведенные в Перечне, кроме кодов ТН ВЭД ЕАЭС 0407 11 000 0, 0407 19, 0602 и 1209, применяются исключительно в отношении товаров, предназначенных для использования в пищевых целях и кормовых целях (в том числе предназначенных для проведения сертификационных испытаний, проверок, экспериментов).

В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименована позиция "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".

Таким образом, применение ставки НДС в размере 10 процентов при ввозе в Российскую Федерацию продовольственных товаров возможно при соблюдении условий, указанных в Перечне.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.11.2024 N 03-07-11/107597

Вопрос:

Об НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостинице организацией, применяющей УСН, с 01.01.2025.

Ответ:

Согласно действующим с 1 января 2025 года нормам Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В то же время пунктом 1 статьи 145 Кодекса предусмотрено, что с 1 января 2025 года указанные организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (далее - освобождение от НДС), при соблюдении одного из следующих условий:

за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном главой 23, 25 или 26.1 Кодекса, не превысила в совокупности 60 млн рублей;

за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, не превысила в совокупности 60 млн рублей.

Согласно пункту 5 статьи 145 Кодекса, если в течение налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих освобождение от НДС, сумма доходов превысила в совокупности 60 млн рублей, такие организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место такое превышение, начинают исполнять обязанности налогоплательщика НДС.

В связи с этим у организации, применяющей УСН в отношении деятельности по оказанию услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и начавшей исполнять обязанности налогоплательщика НДС после утраты освобождения от НДС, операции по реализации данных услуг, осуществляемые начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором сумма доходов, определяемых в установленном порядке, превысила в совокупности 60 млн рублей, подлежат налогообложению НДС по налоговым ставкам, указанным в статье 164 Кодекса.

Так, пунктом 8 статьи 164 Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и исполняющие обязанности налогоплательщика НДС, вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, производить налогообложение соответствующих операций по налоговой ставке в размере 5 или 7 процентов в случае выполнения условий, предусмотренных данным пунктом. При этом на основании абзаца второго пункта 9 статьи 164 Кодекса указанные организации и индивидуальные предприниматели не применяют налоговые ставки, установленные пунктом 1 (за исключением случаев налогообложения по данной ставке операций, указанных в подпунктах 1 - 1.2, 2.1 - 3.1, 7 и 11 пункта 1), пунктами 2 и 3 статьи 164 Кодекса.

Соответственно, указанные организации и индивидуальные предприниматели, принявшие решение о применении налоговой ставки по НДС в размере 5 или 7 процентов, не вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов в отношении операций, поименованных в иных подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса.

Таким образом, если организация, применяющая с 1 января 2025 года УСН в отношении деятельности по оказанию услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах, начала исполнять обязанности налогоплательщика НДС после утраты освобождения от НДС и при этом приняла решение о применении налоговой ставки в размере 5 или 7 процентов, то в указанном случае организация облагает НДС данные услуги по налоговой ставке в размере 5 или 7 процентов, поскольку предусмотренная подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса налоговая ставка в размере 0 процентов в отношении этих услуг данной организацией не может применяться.

В случае если указанная организация не приняла решение о применении налоговой ставки по НДС в размере 5 или 7 процентов, то организация применяет нормы подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах.

Также отмечается, что согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

В связи с этим при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, подлежащих налогообложению НДС, налоговая база определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Согласно пункту 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. При этом пунктом 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

На основании абзаца девятого пункта 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разделами VII - VIII приложения N 4 к Положению.

Таким образом, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), налоговая база по НДС, к которой применяется соответствующая налоговая ставка, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разделах VII - VIII приложения N 4 к Положению.

В отношении понятия "реконструкция" отмечается, что в соответствии со статьей 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 31.10.2024 N 03-07-11/106814

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах в отношении расходов заказчика по организации питания, предоставленного работникам подрядчика, с которыми у него не имеется трудовых отношений и не заключены ГПД.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого лица не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

По вопросу уплаты подрядчиком страховых взносов с сумм расходов заказчика по организации питания работников подрядчика сообщается следующее.

Исходя из положений пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, являющихся работодателями, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, расходы заказчика по организации питания, предоставленного работникам подрядчика, с которыми у него не имеется трудовых отношений и не заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, не признаются объектом обложения страховыми взносами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.10.2024 N 03-04-05/105916