Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 11.10.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О восстановлении НДС при получении от присоединяемой организации объектов недвижимости, ранее полученных при реорганизации иной организации.

Ответ:

В соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реорганизации организации суммы налога на добавленную стоимость, принятые такой организацией к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, либо в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению правопреемником такой организации в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

Кроме того, пунктом 11 статьи 171.1 Кодекса установлено, что положения данной статьи, предусматривающие особый порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), распространяются на правопреемников, указанных в пункте 3.1 статьи 170 Кодекса.

Так, согласно пункту 3 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые им к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Таким образом, если реорганизация организации осуществляется путем присоединения к ней другой организации и при этом реорганизуемая организация в порядке правопреемства получает от присоединяемой организации объекты недвижимости (объекты основных средств), которые ранее были получены присоединяемой организацией при реорганизации иной организации, и по таким объектам прошло более десяти лет, считая с момента их ввода в эксплуатацию у иной организации, то в данном случае у реорганизуемой организации, осуществляющей операции, не облагаемые налогом на добавленную стоимость, отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств) иной организацией.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.06.2024 N 03-07-11/59290

Вопрос:

Какую ставку НДС необходимо применять при реализации товара - глютена пшеничного и глютена кукурузного (производства ЕАЭС) покупателям на территории России, а также влияет ли производственное назначение товара на применяемую ставку НДС? Является ли достаточным основанием для использования ставки НДС 10% соответствие кода ОКПД 2 товара, указанное в сертификате соответствия (декларации соответствия) на товар, коду ОКПД 2, включенному в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908)?

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 2 и пункта 5 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае реализации или ввоза на территорию Российской Федерации продовольственных товаров применяется налоговая ставка в размере 10 процентов.

В целях реализации пункта 2 статьи 164 Кодекса Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, а также в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - перечень при реализации/ввозе соответственно).

В перечне при реализации в разделе "Продукты детского и диабетического питания" поименован код ОКПД 2 10.62.11.160 "Глютен".

В связи с тем что в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, то группировки верхнего уровня включают всю последующую детализацию. Таким образом, код ОКПД 2 10.62.11.160 "Глютен" включает код ОКПД 2 10.62.11.161 "Глютен пшеничный" и код ОКПД 2 10.62.11.162 "Глютен кукурузный".

Таким образом, при реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров "глютен пшеничный" и "глютен кукурузный", используемых при производстве детского и диабетического питания и имеющих коды ОКПД 2 10.62.11.161 и 10.62.11.162 соответственно, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

При этом присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2024 N 03-07-07/56503

Вопрос:

Об освобождении от НДС при реализации или ввозе в РФ медицинских изделий.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налога на добавленную стоимость осуществляется в отношении медицинских изделий, на которые предоставлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационное удостоверение на медицинское изделие (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 (далее - постановление от 30 сентября 2015 г. N 1042) утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - Перечень), который применяется с учетом примечаний.

Так, примечанием 1 предусмотрено, что для целей применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, освобождение от налога на добавленную стоимость в отношении медицинских изделий, реализуемых в Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации, применяется при наличии регистрационных удостоверений на данные изделия, а также включении их в перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации с учетом примечаний к данному перечню.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2024 N 03-07-07/56434

Вопрос:

Компания выступает лицензиаром по лицензионному соглашению с иностранной компанией на предоставление неисключительной, передаваемой в порядке сублицензии, лицензии на использование конструкторской документации и патента (далее - лицензионное соглашение). Компания реализует право требования долга по лицензионному соглашению в пользу третьей стороны.

Порядок обложения НДС по лицензионному соглашению Компания определяет в соответствии с положениями ст. 148 НК РФ - предоставление неисключительной лицензии и патента не облагается НДС на основании пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ совокупно с положениями пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Таким образом, для целей учета НДС ст. 148 НК РФ исходит из более широкого понятия услуг и классифицирует предоставление неисключительной лицензии и патента как оказание услуг. Данный вывод подтверждается п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, в котором указано на то, что гл. 21 НК РФ предусматривает иное содержание понятия "услуги", нежели установлено п. 5 ст. 38 НК РФ и п. 1 ст. 39 НК РФ. Аналогичные выводы транслируются в разъяснениях Минфина России и распространяются также в части применения положений ст. ст. 149, 161 НК РФ.

Верно ли Компания, последовательно применяя положения гл. 21 НК РФ, классифицирует предоставление неисключительной лицензии и патента в качестве оказания услуг в целях применения положений абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ при обложении НДС реализации права требования долга по лицензионному соглашению?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 153 Кодекса при передаче имущественных прав налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом особенностей, установленных статьей 155 Кодекса.

Так, абзацем вторым пункта 1 статьи 155 Кодекса предусмотрено, что при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены. В связи с этим при уступке российской организацией (лицензиаром), являющейся первоначальным кредитором, денежного требования, вытекающего из договора на предоставление неисключительной лицензии и патента иностранной компании (лицензиату), налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного российской организацией при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.06.2024 N 03-07-08/55877

Вопрос:

О фактической оплате товаров (работ, услуг) в целях налога на прибыль и НДС.

Ответ:

По общему правилу, установленному статьями 271 и 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в целях налогообложения прибыли организаций доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся), независимо от фактического поступления (от времени фактической выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 данной статьи Кодекса, является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (пункт 1 статьи 167 Кодекса).

Таким образом, фактическая оплата товаров (работ, услуг) не является основанием для расчета налога на прибыль организаций и НДС.

Также сообщается, что порядок расчета и уплаты налога на прибыль организаций и НДС определен положениями глав 25 и 21 Кодекса соответственно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.06.2024 N 03-03-07/54902

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Ответ:

В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами на основании пункта 1 статьи 252 Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 265 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком, в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, расходы, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия таких расходов критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2024 N 03-03-06/1/54320

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль затрат в виде арендных (лизинговых) платежей и компенсации другому налогоплательщику его расходов.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности самого налогоплательщика, направленной на получение дохода.

Так, расходы в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, согласно положениям подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В общем случае компенсация (возмещение) налогоплательщиком расходов, произведенных другим налогоплательщиком, не отвечает критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса.

В этой связи затраты в виде компенсации другому налогоплательщику его расходов не могут быть учтены в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.06.2024 N 03-03-06/1/54491

Вопрос:

О выполнении функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате депозитарием дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым агентом при осуществлении выплат доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, признается депозитарий, осуществляющий выплату доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права по которым учитываются в таком депозитарии на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на счетах, указанных в подпункте 3 пункта 7 статьи 275 НК РФ.

В частности, в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 275 НК РФ на депозитарий, осуществляющий выплату доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, права по которым учитываются в таком депозитарии на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на счете депо владельца этих ценных бумаг, возложена обязанность налогового агента.

При этом в соответствии со статьей 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Таким образом, при выплате доходов налогоплательщикам налоговые агенты должны оценивать положения НК РФ в целях правильного исчисления суммы налога на прибыль в зависимости от категории получателей таких доходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.06.2024 N 03-03-06/2/53974

Вопрос:

О применении пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, перешедшей с УСН на ОСН.

Ответ:

Согласно пункту 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских ИТ-организаций начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Кодекса для российских ИТ-организаций условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

При этом содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов доходов, которые включаются в необходимую долю доходов ИТ-организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, является исчерпывающим.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения УСН, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций по методу начисления.

Указанные доходы признаются доходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления.

При этом порядок учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли организаций зависит от их квалификации в соответствии с заключенными договорами.

Учитывая изложенное, если при переходе с УСН на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признаваемые в составе доходов доходы ИТ-организации соответствуют поименованным в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса, то такие доходы включаются в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2024 N 03-15-05/21159

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при предоставлении потенциальному покупателю образцов товара для тестирования.

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

При этом пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Таким образом, если при предоставлении организацией потенциальным покупателям образцов товара в целях проведения ими тестирования пригодности товара, производимого данной организацией, перехода права собственности на эти образцы не происходит, то объект налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

Что касается налога на прибыль организаций, то для целей налогообложения прибыли организаций имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги) (пункт 2 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2024 N 03-07-11/18971

=============================================================================