Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 04.10.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об освобождении от НДС услуг оператора по предоставлению информации, содержащейся в АИС страхования.

Ответ:

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 2 и пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 19 декабря 2023 г. N 611-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 105.26 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 октября 2024 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые оператором автоматизированной информационной системы страхования (далее - АИС страхования), по предоставлению содержащейся в АИС страхования информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 33.10 Закона N 4015-1 в редакции, действующей с 1 октября 2024 года, АИС страхования представляет собой совокупность содержащейся в ее базах данных информации об осуществлении страхования, за исключением информации об обязательном медицинском страховании, обязательном государственном страховании, и обеспечивающих обработку такой информации информационных технологий и технических средств.

В связи с этим оказываемые оператором АИС страхования в соответствии с Законом N 4015-1 услуги по предоставлению содержащейся в АИС страхования информации об осуществлении страхования, за исключением информации об обязательном медицинском страховании, обязательном государственном страховании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость с 1 октября 2024 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.07.2024 N 03-07-11/63691

Вопрос:

О ставке НДС при оказании услуг по предоставлению мест для временного проживания в средстве размещения, имеющем свидетельство о присвоении гостинице категории, оформленных путевками или курсовками.

Ответ:

По вопросам применения налога на добавленную стоимость при оказании организацией отдыха услуг по предоставлению мест для временного проживания в средстве размещения, имеющем свидетельство о присвоении гостинице категории, а также при оказании услуг отдыха, оформленных путевками или курсовками, в данном средстве размещения отмечается следующее.

Согласно подпункту 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса установлено, что с 1 июля 2022 года налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов. При этом в соответствии с абзацем вторым подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса положения данного подпункта применяются по 30 июня 2027 года включительно, если иное не установлено абзацем третьим подпункта 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ) под гостиничными услугами понимается комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиниц.

Таким образом, если в соответствии с требованиями Положения средство размещения классифицировано в качестве гостиницы, виды которой указаны в пункте 5 Положения, то при реализации организацией отдыха услуг по предоставлению мест для временного проживания в таком средстве размещения применяется налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов, установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса. В случае если организацией отдыха указанное средство размещения используется для оказания услуг отдыха, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, при реализации данных услуг применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.07.2024 N 03-07-11/63736

Вопрос:

О вычете НДС без наличия счетов-фактур.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Указанными пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость в отношении иных случаев приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) без наличия счетов-фактур Кодексом не предусмотрен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.07.2024 N 03-07-11/62770

Вопрос:

О применении ставки НДС 0% при оказании услуг по предоставлению контейнеров для осуществления международной перевозки.

Ответ:

Согласно абзацу четвертому подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оказании российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, установлен пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Таким образом, услуги по предоставлению контейнеров для осуществления международной перевозки облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, перечень которых установлен пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.07.2024 N 03-07-08/62531

Вопрос:

О страховых взносах и налоге на прибыль в отношении сумм платежей по договорам ДМС работников в случае изменения списка застрахованных лиц.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Пунктом 1 статьи 421 Кодекса установлено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.

Расчетным периодом, в соответствии со статьей 423 Кодекса, признается календарный год.

Статьей 424 Кодекса установлено, что объект обложения страховыми взносами для плательщика-организации возникает в день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 4 статьи 431 Кодекса, исходя из которых плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, договор добровольного личного медицинского страхования заключается в отношении каждого отдельного работника - застрахованного лица.

Таким образом, если при увольнении или принятии в штат нового работника срок договора добровольного медицинского страхования (далее - договор ДМС) работника составляет меньше года, то в этом случае платежи по такому договору облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суммы, уплаченные организацией по договору ДМС за физических лиц, которые не являются работниками организации, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса.

Положениями пункта 16 статьи 255 Кодекса установлено, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и расходы, указанные в пункте 24.2 статьи 255 Кодекса, включаются в состав расходов в размере, в совокупности не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

При этом нормы Кодекса не содержат требования о включении ссылки на упомянутые договоры в условия трудовых и (или) коллективных договоров.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.07.2024 N 03-15-05/61936

Вопрос:

Об НДС и налоге на прибыль при приобретении российской организацией у иностранной организации неисключительных прав на программное обеспечение.

Ответ:

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, за исключением услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Таким образом, местом реализации неисключительного права на программное обеспечение иностранной организацией является территория Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 161 Кодекса в случае реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Что касается налога на прибыль, порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

При этом согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Такие доходы, в частности, включают платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

Вместе с тем в соответствии со статьей 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией у иностранной организации неисключительных прав на программное обеспечение, местом реализации которого признается территория Российской Федерации, оплаченных подотчетным лицом - работником организации, данная российская организация - покупатель обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС и налог на прибыль в качестве налогового агента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.07.2024 N 03-08-05/61104

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов (расходов) при выплате эмитентом обладателю ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП) денежных средств, не связанных с выкупом.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 282.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по операциям с цифровыми финансовыми активами (далее - ЦФА) и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП, определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами в порядке, установленном статьей 282.2 и статьей 304 НК РФ, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьей 282.2 НК РФ.

Пунктом 26 статьи 250 НК РФ и подпунктом 19.9 пункта 1 статьи 265 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов и расходов денежных средств, причитающихся к получению (выплате) в соответствии с обязательствами, предусмотренными решением о выпуске этих ЦФА, не связанными с их выкупом.

Доходы и расходы, не относящиеся к выкупу ЦФА, признаются на дату, на которую у эмитента ЦФА возникают обязательства, предусмотренные решением о выпуске этих цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав (подпункт 16 пункта 4 статьи 271 НК РФ и подпункт 14 пункта 7 статьи 272 НК РФ).

Учитывая указанное, согласно установленному положениями главы 25 НК РФ порядку, если условиями эмиссии ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП) предусмотрено обязательство эмитента таких прав выплатить их обладателю денежные средства, не связанные с выкупом, то выплаченные суммы учитываются эмитентом в составе внереализационных расходов, а полученные обладателем суммы - в составе внереализационных доходов, в отдельной налоговой базе, формируемой в соответствии с пунктом 1 статьи 282.2 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.06.2024 N 03-03-06/2/60323

Вопрос:

О предложении по увеличению не облагаемого НДФЛ и страховыми взносами размера суточных при командировках по РФ.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случае направления в служебную командировку работнику возмещаются в том числе дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в служебную командировку, в соответствии со статьей 168 ТК РФ определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации и может превышать размеры суточных, освобождаемые от налогообложения на основании пункта 1 статьи 217 Кодекса.

При этом объектом обложения налогом на доходы физических лиц являются суточные, выплаченные работнику сверх размеров, установленных пунктом 1 статьи 217 Кодекса.

Исходя из положений пункта 2 статьи 422 Кодекса при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Кодекса (в частности, в размере не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации).

При этом страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования.

Таким образом, увеличение не облагаемого страховыми взносами размера суточных приведет к уменьшению размера выплат страхового обеспечения работников по соответствующим видам обязательного социального страхования, в том числе размера пенсии, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и др.

Кроме того, вопросы снижения фискальной нагрузки на организации, в том числе через уменьшение базы для исчисления страховых взносов на те или иные суммы, должны рассматриваться лишь в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых обеспечиваются государственные социальные гарантии граждан.

В этой связи увеличение не облагаемого налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами размера суточных при командировках по территории Российской Федерации не поддерживается.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.06.2024 N 03-04-05/59846

Вопрос:

О страховых взносах с сумм материальной помощи, выплачиваемых организацией своим работникам.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 и пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.

Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками своим работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также пострадавшим работникам от террористических актов на территории Российской Федерации, работникам в связи со смертью члена (членов) его семьи и работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка.

Кроме того, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса также не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период.

Иные суммы материальной помощи, оказываемой организацией своим работникам, не упомянутые в подпунктах 3 и 11 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.06.2024 N 03-15-05/59703

Вопрос:

Об условиях формирования дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта при создании резерва расходов на ремонт ОС в целях налога на прибыль.

Ответ:

Пунктом 3 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 324 Кодекса налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Так, совокупная стоимость основных средств представляет собой сумму первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором создается резерв (абзац второй пункта 2 статьи 324 Кодекса).

При этом предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

В случае если у налогоплательщика есть основные средства, по которым планируется произвести особо сложный и дорогой вид капитального ремонта, то предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму дополнительных отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись (абзац третий пункта 2 статьи 324 Кодекса).

Таким образом, при формировании дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта организация должна соблюсти условие о неосуществлении такого ремонта основных средств в трех предыдущих налоговых периодах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.06.2024 N 03-03-06/1/59463