Бюллетень КонсультантПлюс
ОКТЯБРЬ №10

Бюллетень

>>Ваш онлайн-комплект КонсультантПлюс теперь и в мобильном приложении!
>>Как открыть доступ к своему онлайн-комплекту КонсультантПлюс в мобильном приложении
Читать дальше...

Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 06.09.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль, НДФЛ и страховых взносах в случае удержания из зарплаты стоимости питания по заявлению работника.

Ответ:

Положениями пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

При этом расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В частности, к ним относятся суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (пункт 1 статьи 255 Кодекса).

Соответственно, вся сумма заработной платы работников относится к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Вместе с тем отмечается, что в случае если по распоряжению работника определенная сумма его заработной платы направляется не ему, а по указанному им адресу, то такие расходы не являются расходами организации, а значит, и не влияют на порядок учета расходов в целях налога на прибыль организаций.

По вопросу налогообложения доходов физических лиц сообщается, что на основании статьи 209 Кодекса объектом обложения по налогу на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиком.

По общему принципу, закрепленному в статье 41 Кодекса, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика, в частности, питания признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

При этом самостоятельная оплата работником стоимости предоставленного питания (удержание стоимости питания из заработной платы работника) не приводит к возникновению у такого работника экономической выгоды и, следовательно, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.

По вопросу обложения страховыми взносами стоимости питания работников организации, удержанной из заработной платы на основании их заявлений, сообщается следующее.

На основании пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются:

- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе организации;

- лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.

Физические лица - работники не являются плательщиками страховых взносов в соответствии с Кодексом.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

Учитывая, что организация не производит выплат в пользу работников на питание (оплату самого питания), а непосредственно сам работник оплачивает расходы по своему питанию из заработной платы, то такие расходы работника не могут признаваться объектом обложения страховыми взносами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.05.2024 N 03-03-06/3/46154

Вопрос:

Об отнесении организаций и (или) ИП к сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Таким образом, для применения ставки налога на прибыль организаций в размере 0 процентов сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо отвечать критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса.

В целях Кодекса к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (пункт 3 статьи 346.2 Кодекса).

Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458 (далее - Перечень видов продукции).

При этом обращается внимание, что по вопросу возможности отнесения той или иной продукции к сельскохозяйственной продукции, указанной в Перечне видов продукции, следует обращаться в Минсельхоз России.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.05.2024 N 03-03-06/1/46031

Вопрос:

Об аккредитации филиала, представительства иностранного юрлица.

Ответ:

В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" филиал иностранного юридического лица, его представительство создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории Российской Федерации на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации на основании международных договоров Российской Федерации в области воздушного сообщения, на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации.

Подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее - реестр), выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации, установлен приказом ФНС России от 27.07.2021 N ЕД-7-14/691@ "Об утверждении Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации".

Сведения, содержащиеся в документах, представленных для аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации, составляют реестр.

Состав сведений, содержащихся в реестре, определен приказом ФНС России от 30.07.2021 N ЕД-7-14/703@ "Об утверждении порядка создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состава содержащихся в нем сведений, состава сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также формы выписки из указанного реестра и формы справки об отсутствии запрашиваемой информации".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.04.2024 N 03-12-13/30739

Вопрос:

О страховых взносах, НДФЛ и налоге на прибыль при оплате работодателем стоимости усиленной квалифицированной электронной подписи для работника в связи с производственной необходимостью.

Ответ:

1. Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в рамках трудовых отношений.

В соответствии со статьей 22.2 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе принять решение о введении электронного документооборота. При этом работодатель несет расходы на получение работником электронной подписи (в случае ее отсутствия) и ее использование.

Учитывая, что расходы работодателя на получение на работника усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП) в целях ведения электронного документооборота в организации связаны с производственной необходимостью, а не осуществляются в связи с наличием трудовых отношений с работником, такие расходы организации не признаются объектом обложения страховыми взносами.

2. Налог на доходы физических лиц

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

Оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого лица не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

Учитывая изложенное, если оплата организацией-работодателем стоимости УКЭП осуществлена в связи с производственной необходимостью в целях ведения электронного документооборота в организации, а не для личных целей работника, то соответствующая оплата не признается доходом для целей налогообложения.

3. Налог на прибыль организаций

На основании пункта 1 статьи 252 Кодекса расходами в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В этой связи расходы налогоплательщика для производственных нужд могут учитываться для целей налогообложения прибыли организаций при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса, в порядке, предусмотренном статьей 272 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.03.2024 N 03-04-06/28364

Вопрос:

Об учете в целях налога при УСН дохода, полученного по договору уступки права требования.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

Согласно положениям статей 382 и 384 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. При этом, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

Исходя из этого доход, полученный цедентом по договору уступки права требования третьему лицу (по договору цессии), является доходом от реализации имущественных прав, который учитывается в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.03.2024 N 03-11-06/2/25563

Вопрос:

О страховых взносах с оплаты труда председателя СНТ, если трудовой договор не оформлен.

Ответ:

Исходя из положений статей 16, 18 и 19 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) члены правления садоводческого некоммерческого товарищества (далее - СНТ) и председатель СНТ избираются общим собранием членов СНТ в целях выполнения определенных функций на этих выборных должностях.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 217-ФЗ определение условий, на которых осуществляется оплата труда членов правления СНТ и председателя СНТ, относится к исключительной компетенции общего собрания членов СНТ.

Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают в том числе в результате избрания на должность.

Кроме того, указанной статьей Трудового кодекса установлено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Таким образом, Федеральный закон N 217-ФЗ и Трудовой кодекс относят выполнение председателем СНТ определенных функций на выборной должности к его трудовой деятельности, за осуществление которой председатель СНТ получает оплату труда.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, указанных в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральные законы N 167-ФЗ, 255-ФЗ и 326-ФЗ) лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, председатель СНТ является застрахованным лицом по вышеуказанным видам обязательного социального страхования, а СНТ является страхователем по обязательному социальному страхованию в соответствии с упомянутыми Федеральными законами N 167-ФЗ, N 255-ФЗ и N 326-ФЗ и соответственно плательщиком страховых взносов на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса и обязано начислить и уплатить страховые взносы с суммы оплаты труда председателя СНТ в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.03.2024 N 03-15-05/25002

Вопрос:

О страховых взносах и НДФЛ с вознаграждения председателю совета МКД, выплачиваемого управляющей организацией.

Ответ:

1. Страховые взносы

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

Действующими положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пунктом 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" лица, работающие по трудовому договору, относятся к застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию.

Исходя из положений норм частей 2 и 3 статьи 161, частей 1, 6 и 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) выбирается способ управления МКД (в том числе через управляющую организацию), избираются члены совета МКД и председатель совета МКД, а также принимается решение о выплате данным лицам вознаграждения. Такое решение должно содержать условия и порядок его выплаты, а также порядок определения его размера.

При этом положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в упомянутую статью 420 Кодекса внесены изменения уточняющего характера в части отнесения к выплатам в рамках трудовых отношений вознаграждений в пользу членов совета МКД, включая председателя совета МКД, избранных собственниками помещений в МКД в соответствии с положениями Жилищного кодекса, начисляемых уполномоченной управляющей организацией на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.

Учитывая, что размер вознаграждения председателя совета МКД, в соответствии с пунктом 8.1 статьи 161.1 Жилищного кодекса, определяется на общем собрании собственников помещений в МКД, управляющая организация не может его уменьшать на сумму страховых взносов, начисляемых на данное вознаграждение.

Таким образом, трудовые отношения у председателя совета МКД возникают с собственниками помещений в МКД, а управляющая организация, которую собственники помещений в МКД от своего имени уполномочили производить выплаты вознаграждения указанному лицу, является плательщиком страховых взносов и начисляет страховые взносы на сумму такого вознаграждения за счет средств, переданных управляющей организации собственниками помещений в МКД для целей исполнения обязательств по договору управления МКД.

2. Налог на доходы физических лиц

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

При этом подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса установлено, что при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Таким образом, доход в денежной форме в виде вознаграждения, полученный, в частности, председателем совета МКД, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке при его фактическом получении.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.02.2024 N 03-04-05/17808

=============================================================================