Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 09.08.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об условиях признания непогашенной задолженности по долговому обязательству неконтролируемой в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 7.1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) непогашенная задолженность по долговому обязательству не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:

денежные средства, составляющие указанную непогашенную задолженность, направлены исключительно на финансирование инвестиционного проекта, реализуемого налогоплательщиком на территории Российской Федерации;

условия договора, в соответствии с которым возникло указанное в пункте 7.1 статьи 269 Кодекса долговое обязательство, предусматривают начало погашения суммы непогашенной задолженности по такому долговому обязательству не ранее чем через пять лет после его возникновения;

совокупная доля прямого и косвенного участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 Кодекса, в российской организации не превышает 35 процентов;

местом регистрации (местом налогового резидентства) лица, перед которым возникло долговое обязательство, является иностранное государство, с которым заключен договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения.

При этом для целей пункта 7.1 статьи 269 Кодекса инвестиционным проектом признается создание на территории Российской Федерации нового производственного комплекса для производства товаров и (или) оказания услуг. Производственный комплекс признается новым, если он введен в эксплуатацию после 1 января 2019 года и ранее в эксплуатации не был.

Таким образом, только при одновременном выполнении всех условий, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 269 Кодекса, непогашенная задолженность по долговому обязательству не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью. В противном случае к непогашенной задолженности по указанному в пункте 7.1 статьи 269 Кодекса долговому обязательству применяются положения статьи 269 Кодекса без учета положений пункта 7.1 статьи 269 Кодекса с даты возникновения соответствующего долгового обязательства.

При этом условие о направлении денежных средств, составляющих вышеуказанную непогашенную задолженность, исключительно на финансирование инвестиционного проекта, реализуемого налогоплательщиком на территории Российской Федерации, считается выполненным с даты, когда такие денежные средства будут полностью направлены на указанное финансирование, факт о котором может быть подтвержден любыми надлежащим образом оформленными документами. В свою очередь, иные условия, предусмотренные пунктом 7.1 статьи 269 Кодекса, должны выполняться непрерывно с даты возникновения долгового обязательства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2024 N 03-03-06/1/39551

Вопрос:

Об учете при применении УСН и ПСН доходов в виде денежных средств, полученных за услуги, оказанные до перехода на ПСН.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Налогоплательщики при применении патентной системы налогообложения (далее - ПСН) в целях подпункта 1 пункта 6 статьи 346.45 Кодекса ведут учет доходов от реализации, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, форма и порядок заполнения которой утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 1 статьи 346.53 Кодекса).

Таким образом, налогоплательщик, применяющий упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) и ПСН и получивший денежные средства в оплату услуг, которые были им оказаны до перехода на применение ПСН, доход в виде этих денежных средств учитывает в составе доходов в рамках применения УСН.

Также отмечается, что в соответствии с пунктом 8 статьи 346.18 и пунктом 6 статьи 346.53 Кодекса налогоплательщики УСН, перешедшие по отдельным видам деятельности на уплату налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2024 N 03-11-11/39092

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при компенсации перелета к месту отпуска в Турции и обратно работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при покупке авиабилета по единому тарифу.

Ответ:

Исходя из положений статей 1 и 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" для лиц, работающих по найму в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для членов их семей, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем, предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, которая устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

Статьей 325 Трудового кодекса установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

В соответствии с абзацами вторым и десятым пункта 1 статьи 217 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации.

При этом в случае использования отпуска за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами стоимость проезда или перелета работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работник и неработающие члены его семьи проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Вместе с тем исходя из положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах, в частности, железнодорожной станции и аэропорта, открытых для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск лиц через Государственную границу.

Таким образом, при проведении отпуска работниками организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пределами территории Российской Федерации не облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами только стоимость их проезда и проезда неработающих членов их семей от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в котором осуществляется прохождение работниками и членами их семей паспортного контроля, и обратно.

В случае покупки авиабилета по единому тарифу на весь маршрут в отпуск за пределы Российской Федерации при отсутствии информации о стоимости перелета отдельно по участкам маршрута, то есть от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и обратно, часть стоимости авиабилета, не подлежащая обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, может определяться пропорционально исходя из расстояния между городом отправления и городом, в аэропорту которого осуществляется пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в общем расстоянии всего маршрута.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.04.2024 N 03-04-06/37423

Вопрос:

Некоммерческая организация (НКО) осуществляет благотворительную деятельность в области социальной поддержки и защиты малоимущих граждан, содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан. НКО применяет общую систему налогообложения.

На полученные в виде пожертвований (без определения целевого назначения) денежные средства НКО приобрела лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Указанные товары были экспортированы за пределы таможенной территории Российской Федерации безвозмездно для дальнейшей передачи нуждающемуся населению.

Правильно ли, что при безвозмездном экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС (пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ) и при этом согласно п. 3 ст. 172 НК РФ НКО имеет право применить налоговый вычет по приобретенным лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения?

НКО получила пожертвование на покупку оборудования для оснащения медкабинетов, но приобрела на него лекарственные средства. При этом полученное пожертвование ввиду нецелевого использования было признано по итогам отчетного периода внереализационным доходом согласно п. 14 ст. 250 и пп. 9 п. 4 ст. 271 НК РФ и, таким образом, отнесено к источникам собственных средств НКО.

Имеет ли НКО право учитывать при расчете налога на прибыль затраты на приобретение вышеуказанных лекарственных средств при их реализации в следующем отчетном или налоговом периоде?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Так, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров на экспорт в налоговые органы представляются реестр в электронной форме, содержащий сведения из декларации на товары, по которой осуществлен выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта и товары были вывезены за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства - члена Евразийского экономического союза, а также сведения из контракта налогоплательщика с иностранным лицом на реализацию товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Представление в налоговый орган выписки банка, подтверждающей поступление выручки от реализации товара иностранному лицу на счет налогоплательщика, нормами пункта 1 статьи 165 Кодекса не предусмотрено.

Вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении операций по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта, производится в соответствии с пунктом 3 статьи 172 Кодекса.

Реализация медицинских товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения). Поэтому операции по реализации российской организацией вышеуказанных медицинских товаров на экспорт также освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость и, соответственно, в отношении таких операций ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов, предусмотренная пунктом 1 статьи 164 Кодекса, не применяется.

Что касается применения налога на прибыль организаций, то в соответствии со статьей 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса), которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

В соответствии с положениями статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций (далее - НКО) и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 Кодекса.

К таким целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 251 Кодекса).

При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

В свою очередь, доходы в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), признаются внереализационными доходами и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пункт 14 статьи 250 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.04.2024 N 03-07-08/37410

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с суммы компенсации, производимой спортсмену при увольнении в связи с досрочным расторжением срочного трудового договора.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

На основании положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Учитывая изложенное, в случае, если компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, являются выходным пособием, указанные выплаты освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании положений статей 217 и 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка работника (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в установленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2024 N 03-04-05/36889

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении иностранной организацией доходов от оказания юридических и консультационных услуг на территории РФ.

Ответ:

Порядок налогообложения дохода иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно подпункту 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.

В целях подпункта 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса работы считаются выполненными (услуги считаются оказанными) на территории Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Место осуществления деятельности такого покупателя определяется по месту государственной регистрации организации.

Абзацем 4 пункта 1 статьи 310 Кодекса установлено, что налог с видов доходов, указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 284 Кодекса (15%).

Вместе с тем отмечается, что, в случае если юридические и консультационные услуги оказываются не взаимозависимыми лицами, в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.

Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 Кодекса, предоставляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2024 N 03-08-05/36712

Вопрос:

Об определении в целях налога на прибыль срока полезного использования и нормы амортизации по приобретенным ОС, бывшим в употреблении.

Ответ:

На основании пункта 7 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Согласно пункту 12 статьи 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Таким образом, учитывая вышеуказанные положения НК РФ, налогоплательщик определяет норму амортизации по приобретенным основным средствам, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, установленного предыдущим собственником.

В случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, налогоплательщик вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного оборудования.

При отсутствии указанных сведений срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.03.2024 N 03-03-06/1/27740

Вопрос:

Об обязанности по уплате НДС продавцом, применяющим УСН, в случае выставления (невыставления) счета-фактуры с выделением суммы НДС покупателю.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, не признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры покупателям не выставляют.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость указанная в этом счете-фактуре сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в полном объеме.

Таким образом, в случае выставления продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, счета-фактуры по авансовым платежам или отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), в котором выделена сумма налога на добавленную стоимость, на указанного продавца возлагается обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет. При этом указанный продавец обязан представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в порядке, установленном пунктом 5 статьи 174 Кодекса.

В случае невыставления счета-фактуры продавцом, применяющим упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет и, соответственно, представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость у продавца не возникает в том числе в случае, если при оплате товаров (работ, услуг) покупателем в платежном поручении выделена сумма налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.03.2024 N 03-07-11/24203

=============================================================================