Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 02.08.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О признании при методе начисления материальных расходов по услугам (работам) производственного характера, подтвержденных электронными документами, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок признания расходов при методе начисления для целей налогообложения прибыли определен статьей 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Указанная статья предусматривает наличие как общих, так и специальных положений.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 НК РФ, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

При этом наряду с общими положениями в статье 272 НК РФ содержатся специальные положения, регулирующие порядок признания отдельных видов расходов, а также даты признания таких расходов. Например, для услуг (работ) производственного характера датой осуществления материальных расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) (пункт 2 статьи 272 НК РФ).

Таким образом, если в отношении признаваемых расходов положениями статьи 272 НК РФ предусмотрен специальный порядок учета, то применяются специальные положения. Для материальных расходов по услугам (работам) производственного характера это будет дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ), а для прочих расходов - дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Одновременно сообщается, что особый порядок учета расходов, подтвержденных электронными документами, положениями главы 25 НК РФ и статьей 272 НК РФ в частности, не устанавливается. Следовательно, расходы, подтвержденные документами, составленными в виде электронного документа, признаются в том же порядке, что и составленными на бумажном носителе.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2024 N 03-03-06/1/47340

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на рекламные мероприятия.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На основании статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

В свою очередь, пунктом 4 статьи 264 Кодекса установлен порядок учета расходов на рекламу в целях главы 25 Кодекса.

Таким образом, расходы налогоплательщика, возникающие в связи с осуществлением рекламных мероприятий в понимании Федерального закона N 38-ФЗ, учитываются для целей налога на прибыль организаций в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 264 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2024 N 03-03-06/1/47275

Вопрос:

О признании служебной квартиры амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом для целей налога на прибыль организаций признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Пунктом 1 статьи 257 Кодекса установлено, что под основными средствами в целях главы 25 Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Исчерпывающий перечень амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации, определен пунктом 2 статьи 256 Кодекса. В состав указанного перечня объекты жилого фонда не включены.

Также следует отметить, что из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 Кодекса исключаются только основные средства по основаниям, приведенным в пункте 3 статьи 256 Кодекса.

Таким образом, в случае если имущество (служебная квартира) используется в производственной деятельности для проживания в ней работников, то такое имущество является амортизируемым. Суммы начисленной амортизации учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном пунктом 3 статьи 272 Кодекса.

Одновременно отмечается, что порядок учета расходов, связанных с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, к которым относятся в том числе объекты жилищно-коммунального хозяйства, в частности жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, регулируется статьей 275.1 Кодекса.

Налоговая база по налогу на прибыль организаций по указанной деятельности определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2024 N 03-03-06/1/46424

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль предъявленной суммы НДС и применении вычета по НДС при приобретении в РФ товаров (работ, услуг).

Ответ:

Для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходами на основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При этом порядок отнесения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость на расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяется статьей 170 Кодекса. В иных случаях, не предусмотренных статьей 170 Кодекса, предъявленная сумма налога на добавленную стоимость в расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли организаций, не включается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

На основании пункта 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщик налога на добавленную стоимость имеет право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным им товарам (работам, услугам) при одновременном выполнении вышеперечисленных условий, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2024 N 03-03-06/1/46433

Вопрос:

Об определении выкупной и первоначальной стоимости предмета лизинга в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

При этом в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. В случае если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) по договору лизинга лизингополучатель обязуется по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи.

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю (пункт 1 статьи 28 Федерального закона N 164-ФЗ).

Следовательно, выкупной стоимостью предмета лизинга, предусмотренной подпунктом 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса, является цена выкупа предмета лизинга, который по окончании срока действия договора лизинга переходит в собственность лизингополучателя.

Первоначальная стоимость имущества, являющегося предметом лизинга, досрочно выкупленного лизингополучателем в собственность, определяется в общеустановленном порядке в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 статьи 257 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.05.2024 N 03-03-06/1/43843

Вопрос:

О порядке применения вычета по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) при приобретении услуг, являющихся частью международной перевозки товара по территории РФ.

Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено применение нулевой ставки к операциям по реализации услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, а также транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

Налоговые органы и арбитражные суды, руководствуясь п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", указывают на необходимость применения предусмотренной ст. 164 Кодекса нулевой ставки при оказании транспортно-экспедиционных услуг также на этапе перевозки товара внутри границ РФ, если соответствующие услуги являются частью международной перевозки товара.

Поскольку оказание транспортно-экспедиционных услуг на этапе перевозки товара внутри границ РФ осуществляется до помещения товара под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта или после оформления таможенной процедуры выпуска товара для внутреннего потребления, при этом исполнитель таких услуг, как правило, не является стороной внешнеэкономической сделки, отсутствуют документы, предусмотренные ст. 165 Кодекса.

В частности, исполнителем не могут быть представлены в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, которые предусмотрены ст. 165 Кодекса. В Единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС) таможенных органов отсутствуют сведения о транспортных средствах, осуществляющих перевозку товаров в пределах территории РФ, если товары не помещены под таможенную процедуру. Как следствие, обоснованность применения налоговой ставки 0% не может быть подтверждена в рамках информационного обмена между налоговыми и таможенными органами, предусмотренного п. п. 9.2 и 17 ст. 165 Кодекса.

Соответственно, предусмотренный ст. 165 Кодекса порядок подтверждения нулевой ставки не может быть соблюден исполнителем транспортно-экспедиционных услуг на этапе международной перевозки товара внутри границ РФ.

Кодекс не содержит специальных правил вычета сумм НДС, исчисленных по ставке 20%, ввиду невозможности представить в налоговый орган предусмотренные ст. 165 Кодекса документы с отметками российских таможенных органов, и предъявленных заказчику исполнителем транспортно-экспедиционных услуг на этапе международной перевозки товара внутри границ РФ.

На основании вышеизложенного: верно ли понимание, что заказчик транспортно-экспедиционных услуг на этапе международной перевозки товара внутри границ РФ до его помещения под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта и (или) после оформления таможенной процедуры выпуска товара для внутреннего потребления вправе применить вычет по НДС по таким услугам в общеустановленном порядке, если исполнитель применил ставку НДС 20%, при условии, что:

1) требования ст. ст. 171 и 172 Кодекса для принятия суммы НДС, уплаченной контрагенту, соблюдены и

2) экономический источник для вычета НДС создан, поскольку суммы НДС, выделенные в счете-фактуре по ставке 20%, уплачены исполнителем транспортно-экспедиционных услуг в бюджет, то есть потери казны отсутствуют?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренные пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса. При этом положения данного пункта 3 статьи 172 Кодекса не распространяются на операции по реализации на экспорт товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса (за исключением сырьевых товаров, поименованных в пункте 10 статьи 165 Кодекса).

Исключений в отношении услуг, ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при оказании которых применяется в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, не предусмотрено.

Таким образом, вычеты сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам), используемым при оказании услуг, предусмотренных вышеуказанным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 9 статьи 167 Кодекса как последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.05.2024 N 03-07-08/42659

Вопрос:

О налоге на прибыль с дохода иностранной организации от реализации доли в уставном капитале российской организации, более 50% активов которой состоит из недвижимого имущества в РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса для иностранных организаций, не имеющих в Российской Федерации постоянного представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

К таким доходам, в частности, относятся доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 309 Кодекса).

Таким образом, к доходам иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, от реализации доли в уставном капитале российского общества с ограниченной ответственностью, более 50 процентов активов которого состоит из недвижимого имущества, применяется ставка налога в размере 20%.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.05.2024 N 03-08-05/41290

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при возмещении работникам расходов на аренду транспорта в командировке, а также на регистрацию в иностранном государстве и оформление водительских прав при переезде.

Ответ:

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 217 Кодекса установлено, что при оплате работодателем расходов, связанных со служебной командировкой, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 422 Кодекса установлено, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные и выплаты работникам в виде безотчетных сумм, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Кодекса, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения, пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного или дипломатического паспорта, на получение виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Таким образом, расходы организации по аренде автотранспортного средства в период нахождения работника в служебной командировке (за исключением, если такой автотранспорт используется для поездки из аэропорта, вокзала до места назначения и обратно) облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в установленном порядке.

Что касается переезда работника на работу в другую местность, то в соответствии со статьей 169 Трудового кодекса при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения) и расходы по обустройству на новом месте жительства.

Исходя из положений абзаца одиннадцатого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность.

В связи с вышеизложенным в случае если расходы работников, связанные с регистрацией в иностранном государстве, а также с оформлением и регистрацией национальных водительских прав, относятся к расходам по обустройству на новом месте жительства, то суммы возмещения работодателем данных расходов не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами при условии, что такое возмещение производится в соответствии со статьей 169 Трудового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2024 N 03-04-06/40114

Вопрос:

В связи с установленными беспрецедентными санкциями со стороны иностранных банков, не позволяющими государственным учреждениям культуры закупать услуги иностранных музыкантов и артистов на выступление напрямую, предлагается дать правовую позицию относительно нижеследующих обстоятельств по определению налогового агента в агентских договорах, связанных с приобретением услуг иностранных музыкантов и артистов у иностранных организаций.

Вариант N 1

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) является агентом российской организации, где ИП заключает договоры с иностранными контрагентами от своего имени, но по поручению и за счет российской организации.

Между ИП и российской концертной организацией заключен агентский договор, где ИП выступает в качестве агента, а российская концертная организация принципалом.

Согласно условиям агентского договора агент заключает от своего имени, но по поручению и за счет принципала договоры с иностранными концертными организациями о выступлении иностранных музыкантов и (или) артистов на территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного кто является в варианте N 1 налоговым агентом по уплате налога от дохода от источника и по представлению налоговых расчетов сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов (КНД 1151056), а также кто является налоговым агентом по исчислению и уплате НДС?

Вариант N 2

ИП является агентом иностранной организации, где ИП заключает договоры с российскими контрагентами от своего имени, но по поручению и за счет иностранной организации.

Между ИП и иностранной концертной организацией заключен агентский договор, где ИП выступает в качестве агента, а иностранная концертная организация принципалом.

Согласно условиям агентского договора агент заключает от своего имени, но по поручению и за счет принципала договоры с российским концертными организациями о выступлении иностранных музыкантов и (или) артистов на территории Российской Федерации, где российские концертные организации через агента оплачивают услуги принципала за выступление иностранных музыкантов и (или) артистов на территории РФ.

На основании вышеизложенного кто является в варианте N 2 налоговым агентом по представлению налоговых расчетов сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов (КНД 1151056), а также кто является налоговым агентом по исчислению и уплате НДС?

Возможно ли применение пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, если ИП как агент, который в своей деятельности применяет упрощенную систему налогообложения, заключает от своего имени, но за счет принципала (российской/иностранной концертной/театральной организации) сделки по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения принципала?

Возникает ли обязанность у налогового агента по представлению отчета (КНД 1151056) в отношении сумм доходов, выплаченных иностранным организациям от осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящих к образованию постоянного представительства в РФ, если такие доходы не облагаются налогом в соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ?

Возникает ли обязанность у налогового агента по представлению отчета (КНД 1151056) в отношении сумм доходов, выплаченных иностранным физическим лицам в статусе индивидуальных предпринимателей?

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость является территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Для целей вышеуказанного пункта 1 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в данном пункте 1 иностранных лиц.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией - принципалом на основании агентского договора услуг, местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, у иностранной организации налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается принципалом в качестве налогового агента.

Пунктом 5 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.

Таким образом, при оказании вышеуказанными иностранными лицами услуг, местом реализации которых в соответствии со статьей 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, налоговым агентом признается российский налогоплательщик, осуществляющий деятельность на основании агентского договора с этой иностранной организацией.

Что касается налога на прибыль организаций, то порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

При этом согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2024 N 03-07-08/40020

Вопрос:

О выставлении продавцом счета-фактуры, если он выдал покупателю кассовый чек.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 данного пункта).

Таким образом, при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, налогоплательщик обязан выставить счета-фактуры.

В то же время пунктом 7 статьи 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 данной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

В связи с этим в случаях, указанных в пункте 7 статьи 168 Кодекса, продавец вправе не выставлять счет-фактуру, если он выдал покупателю кассовый чек.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.04.2024 N 03-07-11/39903