Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 28.06.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О ставке по НДС 10% при реализации на территории РФ зарегистрированного медицинского изделия.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке в размере 10 процентов. Данная ставка НДС применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при их реализации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее - Перечень). Согласно примечанию 2 Перечня для целей применения данного Перечня следует руководствоваться кодами ОКПД 2, приведенными в Перечне, и наименованиями товаров с учетом примечаний 1 и 1(1).

Примечанием 1(1) к указанному Перечню предусмотрено, что коды ОКПД 2, приведенные в разделе II Перечня, применяются в отношении медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при решении вопроса о применении пониженной ставки НДС в отношении реализуемых медицинских изделий следует руководствоваться приведенными в Перечне кодами ОКПД 2, наименованием товара с учетом примечания 1(1) к Перечню.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.04.2024 N 03-07-07/34598

Вопрос:

ООО оказывает российским организациям юридические услуги. Для осуществления юридически значимых действий в зарубежных странах возникает необходимость привлечения иностранных юридических организаций, зарегистрированных в этих юрисдикциях.

В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации трансграничных юридических услуг признается место регистрации получателя этих услуг, и их стоимость облагается в РФ НДС по ставке 20%.

Договорные отношения с российскими организациями для расчетов с иностранными юридическими организациями заключаются в виде договоров комиссии.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что с 01.01.2023 абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ утратил силу (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ):

1) в случае заключения российской организацией, являющейся комиссионером (агентом) по договору комиссии (агентскому договору) с российским комитентом (принципалом), от своего имени, но за счет и по поручению комитента (принципала) договора с иностранными лицами на выполнение работ (оказание услуг), на кого возлагается обязанность налогового агента по уплате налога на добавленную стоимость:

- комиссионера (агента), перечисляющего плату за работы (услуги) иностранным лицам, или

- комитента (принципала);

2) какие подтверждающие документы должен представить комиссионер (агент) комитенту (принципалу) при перечислении платы за работы (услуги) иностранным лицам для реализации права последнего на зачет НДС;

3) какие документы должны быть в наличии у комитента (принципала) для подтверждения права на зачет НДС?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации юридических услуг признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 161 Кодекса в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Для целей вышеуказанного пункта 1 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в данном пункте 1 иностранных лиц.

Учитывая изложенное, при приобретении российской организацией - комитентом (принципалом) на основании договора комиссии (агентского договора) юридических услуг у иностранной организации налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается комитентом (принципалом) в качестве налогового агента.

Согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Кодекса.

Таким образом, вычет налога на добавленную стоимость, исчисленного налоговым агентом при приобретении юридических услуг у иностранной организации, производится в налоговом периоде, в котором соблюдены требования статей 171 и 172 Кодекса, на основании счета-фактуры, составленного налоговым агентом в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.04.2024 N 03-07-08/34600

Вопрос:

Об НДФЛ при получении премий за выдающиеся достижения в области науки и техники и налоге на прибыль с доходов от фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, содержится в статье 217 Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, туризма, средств массовой информации по перечню премий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также в виде премий, присужденных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации за выдающиеся достижения в указанных областях, по перечням премий, утверждаемым высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации.

Перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению (далее - Перечень премий), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2001 N 89.

Премии победителям и призерам технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы (Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы) включены в Перечень премий.

Таким образом, суммы, получаемые налогоплательщиками в виде премий победителям и призерам технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы (Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы), не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 7 статьи 217 Кодекса.

В отношении премий, не включенных в Перечень премий, положения пункта 7 статьи 217 Кодекса не применяются.

По вопросу налогообложения прибыли организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

Таким образом, доходы налогоплательщика, не поименованные в статье 251 Кодекса, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Касательно доходов налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций, полученных от фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, сообщается, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде средств, полученных из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов (абзац пятнадцатый подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса).

Согласно положениям Федерального закона N 127-ФЗ фонд поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности осуществляет конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов в целях их последующего финансового обеспечения.

Учитывая изложенное, положения абзаца пятнадцатого подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса не распространяются на доходы, полученные от указанных фондов победителями конкурсов в качестве сумм призовых.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.04.2024 N 03-03-06/3/34160

Вопрос:

О признании в целях налога на прибыль задолженности по долговому обязательству российской организации, обеспеченному иностранной материнской компанией, неконтролируемой.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях статьи 269 Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика - российской организации по долговому обязательству этого налогоплательщика, по которому иностранное лицо, указанное в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 Кодекса, и (или) его взаимозависимое лицо, указанное в подпункте 2 пункта 2 статьи 269 Кодекса, выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства налогоплательщика - российской организации, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 269 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 269 Кодекса непогашенная задолженность, указанная в подпункте 3 пункта 2 статьи 269 Кодекса, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:

1) долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), международной финансовой организацией, созданной в соответствии с международным договором Российской Федерации, или банком развития - государственной корпорацией, не признаваемыми взаимозависимыми лицами как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика;

2) с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты суммы процентов иностранным лицом, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 Кодекса, и (или) его взаимозависимым лицом, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 269 Кодекса, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение указанного долгового обязательства.

Таким образом, для признания задолженности, указанной в подпункте 3 пункта 2 статьи 269 Кодекса, неконтролируемой должны одновременно соблюдаться два условия, установленные пунктом 9 статьи 269 Кодекса.

Учитывая вышеуказанные нормы статьи 269 Кодекса, в случае если не действуют установленные пунктом 9 статьи 269 Кодекса исключения и иностранная материнская организация выступает поручителем, гарантом или иным образом обязуется исполнить долговое обязательство налогоплательщика-должника, нет оснований не признавать задолженность по такому долговому обязательству контролируемой.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2024 N 03-03-06/1/33470

Вопрос:

О требованиях к электронным первичным учетным документам в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ: обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии со статьей 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

Согласно Закону N 63-ФЗ электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные электронной подписью, отвечающей условиям, определенным пунктом 2 статьи 6 Закона N 63-ФЗ, признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.

Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2024 N 03-03-06/1/33533, от 10.04.2024 N 03-03-06/1/32888, от 09.04.2024 N 03-03-06/1/32508

Вопрос:

О резервах на возможные потери по займам, создаваемых микрофинансовыми организациями, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно статье 297.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ микрофинансовые организации вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьей 266 НК РФ, создавать резервы на возможные потери по займам в порядке, предусмотренном статьей 297.3 НК РФ.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по займам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" и Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода.

Порядок формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам установлен Указанием Банка России от 20.01.2020 N 5391-У "О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам".

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ для налогоплательщиков - кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.

Учитывая указанное, поскольку порядок формирования резерва на возможные потери по займам микрофинансовыми организациями регулируется Банком России, то состав требований, участвующих при расчете такого резерва, также определяется регулятором.

Для целей налогообложения прибыли размер резерва на возможные потери по займам принимается микрофинансовыми организациями в той сумме, которая определена соответствующими положениями Банка России. При этом если в отношении задолженности формировался резерв на возможные потери по займам, то она не участвует при создании резерва по сомнительным долгам.

В дальнейшем суммы резервов на возможные потери по займам используются микрофинансовыми организациями при списании с баланса безнадежной задолженности по займам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (пункт 3 статьи 297.3 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2024 N 03-03-06/2/33269

Вопрос:

О требованиях к электронным первичным учетным документам, подтверждающим расходы в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ: обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии со статьей 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).

Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).

Согласно Закону N 63-ФЗ электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные электронной подписью, отвечающей условиям, определенным пунктом 2 статьи 6 Закона N 63-ФЗ, признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2024 N 03-03-06/1/32849

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде признанных или подлежащих уплате должником штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств, сумм возмещения убытков, ущерба.

Ответ:

Согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика в целях главы 25 Кодекса признаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

При этом датой получения указанных внереализационных доходов является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2024 N 03-03-06/1/32958

Вопрос:

Об учете IT-организацией доходов от предоставления прав использования программного обеспечения для применения пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

Согласно пункту 2.2 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента, условиями применения которого на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Исходя из положений абзаца седьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца седьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса в 70-процентную долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий включаются доходы от предоставления данной организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением доходов от предоставления указанных прав, если указанные права состоят, в частности, в получении возможности инициировать и осуществлять операции по безналичному переводу денежных средств; в получении банковских, финансовых услуг, в том числе услуг финансирования под уступку денежного требования, услуг на рынке ценных бумаг (дилерская деятельность, брокерская деятельность, деятельность форекс-дилеров), предоставляемых (оказываемых) банками, кредитными организациями).

Таким образом, если права использования программного обеспечения подпадают под исключения, предусмотренные абзацем седьмым пункта 1.15 статьи 284 и абзацем седьмым пункта 5 статьи 427 Кодекса, то доходы организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, полученные от предоставления таких прав использования программного обеспечения, не включаются в 70-процентную долю доходов этой организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2024 N 03-03-06/1/32953

Вопрос:

О документальном подтверждении в целях налога на прибыль расходов на приобретение электронного билета для воздушной перевозки работника.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к документальному оформлению расходов установлены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ) признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением, в том числе и для целей налогообложения прибыли организаций.

В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, соответствующая требованиям статьи 252 НК РФ и Закона N 63-ФЗ.

НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

При этом организация должна подтвердить потребление услуги воздушной перевозки любыми документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт перевозки работника.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.04.2024 N 03-03-06/2/32418