Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 21.06.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

IT-организация оказывает услуги по сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. В каких случаях доходы от оказания таких услуг включаются в 70%-ную долю доходов от IT-деятельности в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В частности, исходя из положений абзацев четвертого, восьмого и девятого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого, восьмого и девятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы:

- от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных);

- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, баз данных);

- от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных.

Таким образом, под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются программы для ЭВМ, базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, что должно документально подтверждаться, а под заказными программами для ЭВМ, базами данных понимаются программы для ЭВМ, базы данных, услуги (работы) по разработке, адаптации, модификации которых осуществляла данная ИТ-организация для заказчика.

В целях пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо, и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов (абзац двадцать второй пункта 1.15 статьи 284 и абзац двадцать второй пункта 5 статьи 427 Кодекса).

Учитывая изложенное, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности вправе включить доходы от оказания услуг (выполнения работ) по сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, разработанных, адаптированных и (или) модифицированных самой ИТ-организацией или лицом, входящим в одну группу лиц с данной ИТ-организацией (что должно быть документально подтверждено), а также программ для ЭВМ, баз данных, услуги по разработке, адаптации, модификации которых оказывала сама ИТ-организация для заказчика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.05.2024 N 03-03-06/1/44792

Вопрос:

Организация, реорганизованная в форме преобразования после 01.07.2022, предоставляет лицензии на программы для ЭВМ. Вправе ли она воспользоваться льготами по налогу на прибыль и страховым взносам после получения госаккредитации в качестве IT-организации? С какого момента и при каких условиях?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Таким образом, для целей применения единого пониженного тарифа страховых взносов необходимо одновременное выполнение вышеуказанных условий - об аккредитации и необходимой доле доходов от ИТ-деятельности (не менее 70 процентов).

Исходя из положений абзацев четвертого и седьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого и седьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса к доходам ИТ-организации от ИТ-деятельности относятся, в частности, доходы:

- от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных);

- от предоставления данной организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением определенных видов доходов, перечисленных в абзаце седьмом пункта 1.15 статьи 284 и абзаце седьмом пункта 5 статьи 427 Кодекса).

Таким образом, под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются программы для ЭВМ, базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, что должно документально подтверждаться.

В целях пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов (абзац двадцать второй пункта 1.15 статьи 284 и абзац двадцать второй пункта 5 статьи 427 Кодекса).

Согласно положениям абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов не подлежат применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.

Учитывая изложенное, ИТ-организация, реорганизованная в форме преобразования после 01.07.2022, вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций с начала налогового периода, в котором получен документ о государственной аккредитации ИТ-организации, при выполнении условия о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности в отчетном (налоговом) периоде, а единый пониженный тариф страховых взносов такая ИТ-организация вправе применять с месяца получения документа о государственной аккредитации при выполнении условия о необходимой доле доходов от ИТ-деятельности (не менее 70 процентов) за отчетные (расчетный) периоды.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.05.2024 N 03-03-06/1/44087

Вопрос:

О признании медицинской деятельностью деятельности медицинской организации в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей Кодекса.

Такими условиями, в частности, являются наличие у организации лицензии (лицензий) на осуществление медицинской деятельности, а также условие о получении данной организацией доходов от медицинской деятельности и от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, составляющих не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с данной главой Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса).

При этом для целей статьи 284.1 Кодекса медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (далее - Перечень). Указанный Перечень является закрытым.

Учитывая изложенное, доходы медицинской организации от осуществления деятельности, не поименованной в Перечне, не учитываются в составе доходов, полученных от осуществления медицинской деятельности, для целей определения доли дохода в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.05.2024 N 03-03-06/1/43267

Вопрос:

В локальном нормативном акте организации установлены следующие выплаты дистанционным работникам:

- компенсация за использование для выполнения трудовой функции принадлежащего работнику компьютера в размере 50 руб/день;

- возмещение расходов, связанных с использованием этого компьютера (оплата электроэнергии и Интернета), в размере 30 руб/день.

Пункт 1 ст. 217 НК РФ устанавливает необлагаемую предельную сумму не более 35 руб. за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно для возмещения расходов дистанционного работника, связанных с использованием им для выполнения трудовой функции принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств.

Распространяется ли положение п. 1 ст. 217 НК РФ на указанную в примере сумму компенсации за использование работником принадлежащего ему компьютера? Освобождается ли эта компенсация от обложения НДФЛ в полной сумме на основании абз. 11 п. 1 ст. 217 НК РФ как компенсационная выплата, связанная с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Так, согласно абзацу одиннадцатому пункта 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данной нормой, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Согласно статье 188 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Таким образом, к доходам в виде сумм компенсации, выплачиваемой организацией за использование работниками имущества в интересах работодателя, применяются положения абзаца одиннадцатого пункта 1 статьи 217 Кодекса, если такая компенсация производится в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса.

При этом освобождение компенсаций от обложения налогом на доходы физических лиц применяется при наличии в организации документов (копий), которые в зависимости от вида компенсации будут подтверждать фактическое использование имущества в интересах работодателя, а также суммы расходов, связанных с исполнением работником трудовых обязанностей.

Вместе с тем статьей 312.6 Трудового кодекса установлено, что дистанционный работник вправе с согласия или ведома работодателя и в его интересах использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства. При этом работодатель выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещает расходы, связанные с их использованием, в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данной нормой, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением расходов дистанционного работника, связанных с использованием им для выполнения трудовой функции принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, в сумме, определяемой коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, но не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно, либо в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов дистанционного работника.

Таким образом, предусмотренные абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 217 Кодекса компенсационные выплаты дистанционным работникам не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в размерах, определяемых коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором о дистанционной работе, дополнительным соглашением к трудовому договору, но не более 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционно, либо в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов дистанционного работника.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.05.2024 N 03-04-06/40641

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль излишне уплаченных в предыдущем налоговом периоде сумм транспортного налога.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2012 N 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций.

При этом также отмечается, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате соответствующего налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 Кодекса, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Следовательно, учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы транспортного налога, соответствующей положениям перечисленных норм Кодекса, не может квалифицироваться как ошибочный.

Таким образом, в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по транспортному налогу в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2024 N 03-03-06/1/38979

Вопрос:

О документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль и вычете сумм НДС, уплаченных в бюджет налоговым агентом при приобретении товаров, работ, услуг у иностранного лица.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим обязательные реквизиты, определенные данным Федеральным законом.

При этом НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 НК РФ, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.

Таким образом, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае оформления любыми документами, подтверждающими совершение факта хозяйственной жизни и соответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации, при условии обоснованности таких расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 161 НК РФ в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения НДС признается территория Российской Федерации, налоговая база по НДС определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Пунктом 3 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, исчисленные в соответствии со статьей 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в том числе в пункте 2 статьи 161 НК РФ, подлежат вычетам, при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 НК РФ, и при их приобретении он исчислил НДС в соответствии со статьей 161 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 НК РФ суммы налога, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых НДС, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога, уплаченные в бюджет налоговыми агентами в установленном порядке, подлежат вычету в соответствии с пунктом 3 статьи 171 НК РФ при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет).

При этом вопросы принятия товара (работы, услуги) к учету регулируются положениями законодательства о бухгалтерском учете.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2024 N 03-03-06/1/38382

Вопрос:

О представлении отчета о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ) для учета расходов на НИОКР с применением коэффициента 1,5 в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 7 статьи 262 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки по перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, установленному Правительством Российской Федерации, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), или в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, указанных в пункте 9 статьи 262 Кодекса, в порядке, предусмотренном Кодексом, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Указанный перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988.

В свою очередь, пунктом 8 статьи 262 Кодекса установлено, что налогоплательщик, использующий право, предусмотренное пунктом 7 статьи 262 Кодекса, представляет в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) (далее - отчет), если иное не предусмотрено пунктом 8 статьи 262 Кодекса, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ).

Отчет представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать установленным национальным стандартом общим требованиям к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

Налогоплательщик, в соответствии со статьей 83 Кодекса отнесенный к категории крупнейших, представляет отчет в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном статьей 95 Кодекса, если иное не установлено пунктом 8 статьи 262 Кодекса. Указанная экспертиза может быть проведена государственными академиями наук, федеральными и национальными исследовательскими университетами, государственными научными центрами, национальными исследовательскими центрами (абзац пятый пункта 8 статьи 262 Кодекса).

Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган отчет в случае, если он размещен в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе. При этом при представлении налоговой декларации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе в формате и по форме, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае если отчет, размещенный в указанной государственной информационной системе, содержит информацию о соответствии выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному Правительством Российской Федерации, экспертиза такого отчета, предусмотренная абзацем пятым пункта 8 статьи 262 Кодекса, не назначается. Порядок подтверждения соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, указанному в настоящем абзаце, и размещения такой информации в указанной государственной информационной системе устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 N 2235 утверждены Правила подтверждения соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 262 Кодекса, и размещения такой информации в государственной информационной системе (далее - Правила).

При этом пунктами 5 и 6 Правил установлено, что, в случае если налогоплательщик принял решение использовать право, предусмотренное пунктом 7 статьи 262 Кодекса, и разместить отчет в государственной информационной системе, он осуществляет размещение отчета в кабинете налогоплательщика. Отчет направляется налогоплательщиком в экспертную организацию посредством государственной информационной системы после его размещения в кабинете налогоплательщика. Экспертная организация в целях подтверждения соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и разработок проводит оценку отчетов за счет средств налогоплательщика, уплачиваемых экспертной организации в размере, определяемом в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Таким образом, налогоплательщик, использующий право, предусмотренное пунктом 7 статьи 262 Кодекса, представляет отчет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (отдельные этапы работ), либо размещает отчет в государственной информационной системе с последующим направлением в налоговый орган сведений, подтверждающих размещение отчета и идентифицирующих отчет в соответствующей государственной информационной системе.

Следовательно, если отчет представлен только в налоговый орган и не размещен в государственной информационной системе либо отчет размещен в государственной информационной системе и не содержит информации о соответствии выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988 (не направлен на соответствующую оценку в экспертную организацию), то налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета в целях проверки соответствия выполненных научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок указанному перечню научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок в порядке, установленном статьей 95 Кодекса.

Одновременно отмечается, что в случае непредставления отчета в налоговый орган, либо его отсутствия в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе, либо отсутствия сведений, подтверждающих размещение отчета и идентифицирующих отчет в соответствующей государственной информационной системе, суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат (абзац восьмой пункта 8 статьи 262 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.04.2024 N 03-03-06/1/37453

Вопрос:

Об учете дохода в виде имущества, безвозмездно полученного дочерней организацией от учредителя, доля участия которого в уставном капитале дочерней организации - 50%, в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса.

Согласно положениям подпункта 11 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, имущественных прав, полученных российской организацией безвозмездно от организации, если передающая имущество, имущественные права организация прямо и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале (фонде) получающей имущество, имущественные права организации и доля такого участия, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 Кодекса, составляет не менее 50 процентов.

При этом полученные имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, доход в виде имущества, безвозмездно полученного дочерней организацией от учредителя, доля участия которого в уставном капитале дочерней организации составляет 50 процентов, не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций только в том случае, если в течение одного года со дня получения указанного имущества оно не передается третьим лицам. При этом данная передача не ограничивается переходом права собственности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2024 N 03-03-06/1/36613

Вопрос:

О формировании банками резервов в отношении задолженности по процентам и основному долгу по долговым обязательствам, а также признании ее безнадежной и списании в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с положениями статей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики - кредитные организации исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль с рядом особенностей, учитывающих ссудную специфику деятельности кредитных организаций по кредитованию физических и юридических лиц.

Согласно пункту 3 статьи 266 НК РФ банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

При этом на основании пункта 4 статьи 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном статьей 266 НК РФ.

Также банки вправе в целях главы 25 НК РФ, кроме предусмотренных статьей 266 НК РФ резервов по сомнительным долгам, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам) (далее - резервы на возможные потери по ссудам) в порядке, предусмотренном статьей 292 НК РФ.

Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации в Положении от 28.06.2017 N 590-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 590-П), признаются расходом для целей налогообложения прибыли с учетом ограничений, предусмотренных статьей 292 НК РФ.

Суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка, используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации в Положении N 590-П.

Таким образом, в отношении задолженности по процентам по долговым обязательствам банки формируют резерв по сомнительным долгам в порядке, определенном положениями статьи 266 НК РФ, а по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (основной долг) формируется резерв, предусмотренный статьей 292 НК РФ.

Признание задолженности безнадежной и ее списание с баланса в части процентов и основного долга по долговому обязательству в силу вышеобозначенного законодательного разделения осуществляются раздельно: по процентам - по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, за счет ранее сформированного резерва по сомнительным долгам (если сумма указанного резерва недостаточна, непосредственно в составе внереализационных расходов), а по основному долгу - по основаниям и в порядке, установленном Положением N 590-П, за счет резервов на возможные потери по ссудам.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.04.2024 N 03-03-06/2/36835

Вопрос:

ООО является частью группы компаний ПАО - лидера инновационного вагоностроения на пространстве колеи 1520.

ООО осуществляет разработку и постановку на производство инновационных типов вагонов и комплектующих с улучшенными технико-экономическими показателями, обладающих повышенными осевыми и погонными нагрузками и обеспечивающих увеличение надежности, скоростей движения, сокращение сервисных издержек, снижение негативного воздействия на путь, а также повышение безопасности движения и пропускной способности сети.

Деятельность ООО охватывает весь жизненный цикл разработки, модификации и совершенствования грузовых вагонов, их ходовых частей и комплектующих, контейнеров, съемного оборудования, в том числе:

- проведение научно-исследовательских работ;

- разработка технического задания на опытно-конструкторские работы;

- разработка карты технического уровня и качества продукции по ГОСТ 2.116-84* (необходимость разработки определяет разработчик железнодорожного подвижного состава);

- разработка проектной конструкторской документации по ГОСТ 2.103-2013;

- разработка рабочей конструкторской документации по ГОСТ 2.103-2013;

- разработка и апробация документов по стандартизации;

- сопровождение изготовления и участие в приемо-сдаточных испытаниях образцов, макетов продукции;

- участие в предварительных испытаниях опытных образцов по ГОСТ Р 15.301-2016 и ГОСТ 15.902-2014;

- участие в приемочных испытаниях опытных образцов и приемка результатов опытно-конструкторских работ по ГОСТ Р 15.301-2016 и ГОСТ 15.902-2014;

- участие в постановке на производство;

- разработка ремонтных документов и подготовка ремонта по ГОСТ 2.602-2013 и ГОСТ Р 70488-2022;

- проведение подконтрольной эксплуатации.

При этом согласно ГОСТ 15.902-2014 "Межгосударственный стандарт. Система разработки и постановки продукции на производство. Железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и постановки на производство" допускается не выполнять в составе опытно-конструкторских работ этапы разработки технического проекта, эскизного проекта, технического предложения, если это предусмотрено в техническом задании или документе, его заменяющем, в том числе при модернизации и модификации железнодорожного подвижного состава.

В соответствии с пп. 16.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Исходя из буквального толкования указанной нормы достаточно одного (любого) из указанных в статье видов деятельности для освобождения выполнения работ от НДС, однако прямого указания на это нет.

Как правило, организация занимается лишь частью научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ. Более того, многие научно-исследовательские работы и вовсе не предполагают создания опытных образцов, а при проведении опытно-конструкторских работ не всегда необходима научно-исследовательская деятельность по созданию новых технологий. Данная позиция косвенно подтверждается и разъяснениями, содержащимися, например, в Письме Минфина России от 11.07.2019 N 03-07-11/51544. Кроме того, договор НИОКР не всегда дает положительный результат и работы по нему могут быть остановлены на любом этапе, если обнаруживается объективная невозможность достижения результатов (п. 3 ст. 769 ГК РФ).

Исходя из вышеизложенного верно ли, что для освобождения от НДС по договору на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ достаточно наличия в договоре одного из видов деятельности, перечисленных в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ?

Распространяются ли положения пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ на операции по договорам, на основании которых налогоплательщик выполняет работы по доработке, внесению изменений в ранее разработанные конструкции инженерного объекта или технической системы?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения НДС на территории Российской Федерации освобождается выполнение организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и технологических работ включаются указанные в данном подпункте виды деятельности.

Освобождение от налогообложения НДС вышеуказанных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических работ применяется организациями (исполнителями) и соисполнителями независимо от источника финансирования этих работ при условии, что в состав таких работ включаются виды деятельности, поименованные в подпункте 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса. При выполнении иных работ указанное освобождение не применяется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.04.2024 N 03-07-07/36273