Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 31.05.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении в целях налога на прибыль специального коэффициента к основной норме амортизации в отношении НМА в виде исключительных прав на программы ЭВМ и базы данных.

Ответ:

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. При этом данное положение не распространяется на нематериальные активы, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем вторым пункта 2 статьи 258 Кодекса.

Кодексом не установлено ограничений по применению подпункта 6 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым пункта 2 статьи 258 Кодекса.

При этом следует учитывать, что поскольку применение указанного специального коэффициента к основной норме амортизации является для налогоплательщика правом, то решение о его применении, а также конкретный размер соответствующего специального коэффициента к основной норме амортизации (в пределе, установленном Кодексом) должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя на соответствующий налоговый период.

Дополнительно сообщается, что предусмотренный подпунктом 6 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса специальный коэффициент применяется к основной норме амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.03.2024 N 03-03-06/1/19743

Вопрос:

Об НДС при предоставлении ОМСУ прав ограниченного пользования земельным участком (сервитута) и прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Ответ:

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус", налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оплаты, перечисленной за установленный сервитут, с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, в интересах которых установлен сервитут. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.

Таким образом, порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный вышеуказанными абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 161 Кодекса, применяется только в случае предоставления права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся в собственности федеральной территории "Сириус".

Что касается применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 2 статьи 146 и статьей 149 Кодекса установлены перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а также не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Операции по предоставлению прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в данные перечни не включены и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом особенности уплаты налога на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных операций Кодексом не установлены. В связи с этим при предоставлении прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута налог на добавленную стоимость уплачивается лицами, предоставляющими указанные права.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2024 N 03-07-11/18924

Вопрос:

О налоге на прибыль при уступке права требования долга в дату наступления срока платежа.

Ответ:

На основании пунктов 1 и 2 статьи 279 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при уступке налогоплательщиком - продавцом товаров (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.

В случае если срок платежа по договору не наступил, убыток признается во внереализационных расходах в соответствии с пунктом 1 статьи 279 НК РФ в размерах, не превышающих сумму процентов, которую налогоплательщик уплатил бы исходя из максимальной ставки процента, установленной для соответствующего вида валюты пунктом 1.2 статьи 269 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика исходя из ставки процента, подтвержденной в соответствии с методами, установленными разделом V.1 НК РФ по долговому обязательству, равному доходу от уступки права требования, за период от даты уступки до даты платежа, предусмотренного договором на реализацию товаров (работ, услуг). При этом на основании пункта 1 статьи 279 НК РФ выбранный метод нормирования закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.

Если срок платежа по договору, право требования по которому было уступлено, наступил, то убыток включается во внереализационные расходы в соответствии с пунктом 2 статьи 279 НК РФ. Так, при уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг), осуществляющим исчисление доходов (расходов) по методу начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованного товара (работ, услуг) признается убытком по сделке уступки права требования на дату уступки права требования.

Учитывая указанное, если право требования долга уступается третьему лицу после наступления предусмотренного договором срока платежа, то налоговую базу от такой операции необходимо определять с учетом положений пункта 2 статьи 279 НК РФ.

Поскольку в случае уступки права требования в дату наступления срока платежа срок платежа, предусмотренный договором, наступил, применяется пункт 2 статьи 279 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2024 N 03-03-06/2/19486

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на модернизацию объектов НМА.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 9 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 Кодекса, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Кодекса стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, для целей налогового учета включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. При этом в целях списания стоимости имущества, указанного в данном подпункте пункта 1 статьи 254 Кодекса, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 257 Кодекса первоначальная стоимость нематериальных активов изменяется, в частности, в случаях модернизации нематериальных активов.

Таким образом, если первоначальная стоимость нематериального актива, затраты на приобретение которого изначально отнесены к материальным расходам, после проведения модернизации превысит 100 000 рублей, такой нематериальный актив следует отнести к амортизируемому имуществу для целей налогообложения прибыли организаций, а расходы на проведение модернизации следует учитывать путем начисления амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2024 N 03-03-06/1/19130

Вопрос:

О ставке налога на прибыль, применяемой организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, в случае совершения ею операций с производными финансовыми инструментами.

Ответ:

На основании положений пункта 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей НК РФ. Для целей применения данной нормы осуществляемая организациями медицинская деятельность должна входить в Перечень видов медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917.

Одним из условий, соблюдая которые организации, осуществляющие медицинскую деятельность, могут применять налоговую ставку 0 процентов, является отсутствие у указанных организаций совершенных в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами (подпункт 5 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 301 НК РФ производным финансовым инструментом признается договор, отвечающий требованиям Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ). Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 39-ФЗ.

Согласно статье 2 Федерального закона N 39-ФЗ производным финансовым инструментом признается договор (за исключением договора репо, а также опционного договора, заключенного с физическим лицом в связи с исполнением им трудовых обязанностей на основании трудового договора или в связи с участием физического лица в органах управления хозяйственного общества), предусматривающий одну или несколько обязанностей, установленных указанной статьей Федерального закона N 39-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Учитывая изложенное, при заключении организацией соответствующего договора, вид которого определен как производный финансовый инструмент, факт его заключения для целей подпункта 5 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ следует считать действием по совершению операции с производным финансовым инструментом.

При этом организации, применявшие налоговую ставку 0 процентов в соответствии со статьей 284.1 НК РФ и перешедшие на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ, в том числе в связи с несоблюдением условий, установленных, в частности, подпунктом 5 пункта 3 статьи 284.1 НК РФ, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.03.2024 N 03-03-06/1/19128

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль излишне уплаченных сумм налогов, страховых взносов и пеней, со дня уплаты которых по состоянию на 31.12.2022 прошло более трех лет.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31.12.2022 сведений о суммах излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Кодексом процентов, а также о суммах денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа физического лица, организации, индивидуального предпринимателя и не зачтенных в счет исполнения соответствующей обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов (далее - излишне перечисленные денежные средства).

При этом согласно пункту 2 части 3 статьи 4 указанного Федерального закона излишне перечисленными денежными средствами не признаются суммы излишне уплаченных по состоянию на 31.12.2022 налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Кодексом процентов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса совокупной обязанностью признаются общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом. При этом в совокупную обязанность не включаются суммы налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса, и суммы государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 11.3 Кодекса при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уменьшению на основании налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов), предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующих налога, сбора, страховых взносов до дня подачи указанных налоговых деклараций (расчетов), уточненных налоговых деклараций (расчетов) прошло более трех лет, за исключением случаев осуществления налоговым органом перерасчета налогов, сборов, страховых взносов по основаниям, предусмотренным Кодексом, и случаев восстановления судом указанного срока, если причины его пропуска признаны судом уважительными.

При этом также обращается внимание на то, что до 31.12.2022 включительно в общем случае заявление о зачете или возврате, в частности, излишне уплаченного налога можно было подать в течение трех лет со дня его уплаты (пункт 7 статьи 78 Кодекса в редакции, действующей до дня вступления в силу указанного Федерального закона).

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

Перечень оснований для признания долгов безнадежными (нереальными ко взысканию) установлен пунктом 2 статьи 266 Кодекса и является закрытым.

В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При этом срок исковой давности по возврату излишне перечисленных налогов, страховых взносов и пеней Кодексом не предусмотрен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2024 N 03-03-06/1/18445

Вопрос:

Об определении в целях налога на прибыль фактической цены сделки при реализации российской организацией необращающихся ценных бумаг взаимозависимому российскому лицу, в том числе с дисконтом.

Ответ:

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения или частичного погашения их номинальной стоимости) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а расходы - из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ.

В соответствии с пунктом 16 статьи 280 НК РФ по необращающимся ценным бумагам фактическая цена сделки признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, если иное не установлено данным пунктом.

В целях статьи 280 НК РФ предельное отклонение цен необращающихся ценных бумаг устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.

В случае реализации необращающихся ценных бумаг по цене ниже минимальной цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

В случае приобретения необращающихся ценных бумаг по цене выше максимальной цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается максимальная цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.

Порядок определения расчетной цены необращающихся ценных бумаг в целях главы 25 НК РФ установлен в Приказе ФСФР РФ от 09.11.2010 N 10-66/пз-н "Об утверждении Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации".

При этом в силу пункта 29 статьи 280 НК РФ положения подпунктов 2 и 3 пункта 12 и пунктов 14 - 17 и 19 статьи 280 НК РФ в части определения цен ценных бумаг (инвестиционных паев) в целях налогообложения применяются исключительно в отношении сделок, признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ. В отношении сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с разделом V.1 НК РФ, для целей налогообложения применяется фактическая цена этих сделок.

Учитывая указанное, если российская организация реализует необращающиеся ценные бумаги взаимозависимому российскому лицу, фактическая цена сделки определяется с учетом положений пункта 16 статьи 280 НК РФ. Особый порядок применения указанного положения в случае приобретения необращающихся ценных бумаг с дисконтом по решению Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации не предусмотрен.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.03.2024 N 03-03-06/1/18327

Вопрос:

О применении (переносе на последующие налоговые периоды) инвестиционного вычета по налогу на прибыль в виде расходов, составляющих первоначальную стоимость ОС и величину ее изменения.

Ответ:

В соответствии со статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 НК РФ, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 НК РФ по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 НК РФ.

Пунктом 2.1 статьи 286.1 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить в текущем налоговом (отчетном) периоде суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет (часть инвестиционного налогового вычета) текущего налогового (отчетного) периода, а также на неиспользованный налоговый вычет предыдущих налоговых (отчетных) периодов, определяемый с учетом положений пункта 9 статьи 286.1 НК РФ, но не более чем на сумму предельной величины инвестиционного налогового вычета.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 НК РФ, и (или) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства, в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 НК РФ (за исключением частичной ликвидации основного средства).

На основании пункта 9 статьи 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей предельную величину инвестиционного налогового вычета (неиспользованный инвестиционный налоговый вычет), может быть использован для уменьшения сумм налога (авансового платежа), подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений статьи 286.1 НК РФ, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений статьи 286.1 НК РФ, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации. При этом расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определяется также без учета расходов, указанных в пункте 9 статьи 258 НК РФ, и соответствующей суммы амортизации в отношении объектов основных средств, указанных в абзаце первом пункта 4 статьи 286.1 НК РФ (абзац второй пункта 2.1 статьи 286.1 НК РФ).

Вместе с тем следует отметить, что согласно абзацу первому пункта 5 статьи 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ, применяется к налогу (авансовому платежу), исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств либо изменена первоначальная стоимость объекта основных средств, и за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений пункта 9 статьи 286.1 НК РФ.

Учитывая изложенное, при наличии закона субъекта Российской Федерации инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ, может быть применен (перенесен на последующие налоговые периоды) налогоплательщиком только в том случае, если в налоговом (отчетном) периоде, в котором введен в эксплуатацию соответствующий объект основных средств либо изменена первоначальная стоимость соответствующего объекта основных средств, у налогоплательщика имелась исчисленная сумма налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащая зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации.

В случае если налогоплательщик воспользовался в текущем налоговом периоде инвестиционным налоговым вычетом в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ, а в следующем налоговом периоде налогоплательщик утратил право на применение инвестиционного налогового вычета, то неиспользованный инвестиционный налоговый вычет по указанному основанию не может быть использован в налоговых периодах, в которых у налогоплательщика отсутствует право на применение инвестиционного налогового вычета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.02.2024 N 03-03-06/1/17188

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении выплат за международные перевозки, если экспедитором является иностранная организация, а перевозчиками - как иностранные, так и российские организации.

Ответ:

Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" (далее - Указ, Договоры соответственно) приостановлено действие статей 5 - 22 и 24 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г., а также пунктов 2 - 7 Протокола к нему и статей 4 - 20 и 22 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22 мая 1992 г.

Согласно пункту 4 Указа и нотам Министерства иностранных дел Российской Федерации, направленным в адрес соответствующих иностранных государств, положения Договоров приостанавливают свое действие с 8 августа 2023 года до устранения такими иностранными государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов Российской Федерации, прав ее граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении Российской Федерации Договоров.

Таким образом, налогообложение доходов, полученных резидентами вышеуказанных иностранных государств от источников в Российской Федерации, осуществляется согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) начиная с 8 августа 2023 года.

Порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации, относятся доходы от международных перевозок.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

В свою очередь, к доходам от международной перевозки доходы от оказания экспедиторских услуг не относятся.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 настоящей статьи), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 настоящей статьи), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 настоящей статьи) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации.

Исходя из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 310 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса, подлежат обложению налогом по ставке в размере 15%, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 284 Кодекса.

Относительно налогообложения дохода иностранной организации от оказания услуг по организации доставки товаров (услуг транспортной экспедиции) дополнительно сообщается следующее.

В случаях, когда доход от международных перевозок выплачивается через транспортно-экспедиторские компании, не являющиеся перевозчиками, данный доход может дополнительно включать вознаграждение посредника или стоимость прочих услуг экспедитора.

В связи с этим необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме платежа и определять соответствующие налоговые последствия.

Доход иностранной организации от международной перевозки в случае невозможности выделения из такого дохода вознаграждения посредника или стоимости прочих услуг экспедитора подлежит обложению налогом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса.

Вместе с тем согласно абзацу 7 подпункта 11 пункта 2 статьи 310 Кодекса до 31.12.2025 исчисление и удержание суммы налога не производятся налоговым агентом в случае выплаты иностранной организации доходов от международных перевозок по договорам, заключенным до дня принятия Указа с иностранными организациями, расположенными на территориях иностранных государств, действие Договоров с которыми приостановлено Указом, при соблюдении следующих условий:

- такие доходы не облагались налогом в Российской Федерации согласно Договорам до дня принятия Указа;

- российская организация, выплачивающая доходы, и иностранная организация - получатель доходов не являются взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 105.1 Кодекса;

- иностранной организацией предоставлены налоговому агенту подтверждения, предусмотренные пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Касательно рассматриваемой ситуации, в которой экспедитором является иностранная организация, а перевозчиками на разных этапах перевозки являются как иностранные, так и российские организации, отмечается, что в соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В этой связи в случае, если выплачиваемый российской организацией - заказчиком доход является доходом другой российской организации, то положения статей 309, 310 Кодекса неприменимы, так как они распространяются только на отношения с иностранными организациями. В этом случае российская организация - перевозчик в силу статьи 246 Кодекса самостоятельно исчисляет и уплачивает налог на прибыль организаций. Таким образом, отношений налогового агентирования не возникает.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2024 N 03-08-05/16315

Вопрос:

В Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" поименован код 01.11.92 - семена горчицы. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, код 01.11.92 подразделяется на более детализированные виды, в частности 01.11.92.110 - семена горчицы для посева, и входит в группу 01.11 "Культуры зерновые (кроме риса), зернобобовые, семена масличных культур".

Какую ставку НДС следует применять при реализации семян горчицы (код ОКПД 2 - 01.11.92.110), предназначенных для посева в целях выращивания пищевой продукции?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке в размере 10 процентов при реализации продовольственных товаров, в том числе маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов при реализации (далее - Перечень).

В связи с этим налогоплательщик вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продовольственных товаров, указанных в Перечне.

Также при применении налогоплательщиками вышеуказанной нормы подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Кодекса следует руководствоваться Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2022 N 307-ЭС22-8901, согласно которому обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации и поддержаны выводы судебных инстанций, которые исходили из доказанности налоговым органом обстоятельств того, что спорные товары (семена подсолнечника и кукурузы) предназначены для посева, а не для использования в пищевых целях, в связи с чем к семенам, предназначенным для посева, не может применяться пониженная налоговая ставка в размере 10 процентов.

Таким образом, в отношении семян, не являющихся продовольственными товарами, при реализации на территории Российской Федерации применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.02.2024 N 03-07-07/16209