Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об определении налоговой базы по НДС при перепродаже сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физлиц.
Ответ:
Согласно пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса с учетом НДС, и ценой приобретения указанной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2001 г. N 383 утвержден перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).
Таким образом, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой, по которой реализуется указанная сельскохозяйственная продукция с учетом НДС, и ценой ее приобретения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2024 N 03-07-14/22741
Вопрос:
Согласно пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами. При этом к таким услугам относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов утвержден предельный единый тариф без учета налога (принято решение об освобождении от налогообложения).
Освобождение от НДС применяется в течение пяти последовательных календарных лет.
Означает ли это, что освобождение от НДС является срочным или может применяться неограниченное число раз?
Ответ:
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - услуги по обращению с ТКО, региональный оператор).
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.
Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, с 1 января 2020 года операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае установления органом регулирования тарифов вводимого в действие с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога. При этом региональный оператор обязан применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении таких услуг в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Также отмечается, что если по истечении указанного периода органом регулирования тарифов предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО будет утвержден без учета налога на добавленную стоимость, то операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором по такому предельному единому тарифу, будут освобождаться от налогообложения данным налогом на основании вышеуказанного подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2024 N 03-07-07/22948
Вопрос:
Лицензиар предоставляет лицензиату права использования программного обеспечения (далее - ПО) на условиях простой (неисключительной) лицензии сроком на 1 год (лицензионный срок). При этом лицензионным договором определены дата начала и дата окончания лицензионного срока, а также предусмотрена обязанность лицензиара передать права использования ПО (лицензии) в дату начала лицензионного срока. За передачу неисключительных прав на ПО договором предусмотрено единовременное вознаграждение, которое выплачивается в размере 100% не позднее 10 дней с момента передачи лицензии на ПО. Лицензионное вознаграждение облагается НДС по ставке 20%, так как ПО не включено в единый реестр российских программ.
По факту предоставления прав на ПО лицензиар оформляет универсальный передаточный документ (УПД) со статусом 1 - счет-фактуру и передаточный документ (акт), в котором указывает определенную договором сумму лицензионного вознаграждения.
С учетом Письма Департамента налоговой политики Минфина России от 30.11.2023 N 03-07-08/115287 в каком периоде у лицензиата возникает право на вычет НДС? Правомерно ли принятие к вычету НДС в полной сумме по данному УПД на дату его составления?
Ответ:
Согласно пункту 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
В целях применения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса с учетом положений статьи 148 и пункта 1 статьи 174.2 Кодекса операции по передаче прав на использование программного обеспечения относятся к операциям по оказанию услуг.
Таким образом, налог на добавленную стоимость, предъявленный налогоплательщику налога на добавленную стоимость при приобретении прав на использование программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, принимается к вычету при соблюдении вышеперечисленных условий, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2024 N 03-07-08/22756
Вопрос:
О постановке организации на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации в силу пункта 2 статьи 11 Кодекса признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 15АП-4108/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А).
В соответствии с пунктом 9 статьи 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 13.03.2024 N 03-02-08/22604, от 13.03.2024 N 03-02-08/22609
Вопрос:
У организации возник вопрос о применении законодательства о налогах и сборах в отношении вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг) и используемых для оказания услуг, облагаемых по ставке 0% в соответствии с пп. 18 - 19 п. 1 ст. 164 НК РФ.
В соответствии с пп. 18 - 19 п. 1 ст. 164 НК РФ с 1 июля 2022 г. по 30 июня 2027 г. действует нулевая ставка НДС для объектов туристской индустрии (по услугам по предоставлению в аренду объектов туристской индустрии), а также для гостиниц и иных средств размещения (по услугам по предоставлению мест для временного проживания).
Вычет сумм НДС, предъявленных после 1 июля 2022 г. при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для оказания данных услуг, производится в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
По общему правилу налогоплательщик имеет право заявить НДС к вычету в течение трех лет. Применимо ли данное право в отношении вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг) и используемых для оказания услуг, облагаемых по ставке 0% в соответствии с пп. 18 - 19 п. 1 ст. 164 НК РФ?
Ответ:
Пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после принятия на учет таких товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
Согласно абзацу первому пункта 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации.
Вместе с тем на основании пункта 3 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренные пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, на момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, установленный статьей 167 Кодекса. При этом положения данного пункта 3 статьи 172 Кодекса не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в пункте 1 статьи 164 Кодекса, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 164 Кодекса, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, и работ (услуг), указанных в подпункте 22 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Таким образом, вычеты сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций по реализации услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, а также услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов в соответствии с подпунктами 18 и 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса, производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса. Согласно пункту 9.3 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при реализации услуг, предусмотренных подпунктами 18 и 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса, является последнее число каждого налогового периода.
Пунктом 2 статьи 173 Кодекса установлено, что в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций по реализации услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, а также услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов в соответствии с подпунктами 18 и 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса, принимаются к вычету на последнее число каждого налогового периода, в котором фактически оказаны данные услуги, в том числе после истечения трехлетнего срока, исчисляемого с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг), за исключением случаев, когда налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.03.2024 N 03-07-11/22135
Вопрос:
Об НДС и налоге на прибыль при осуществлении деятельности адвокатским бюро.
Ответ:
Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, созданными в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации, признаются некоммерческими организациями, образованными в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности (статья 123.16-2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и (или) компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением (статья 25 Федерального закона N 63-ФЗ).
За счет получаемого вознаграждения адвокат осуществляет профессиональные расходы, в том числе на содержание соответствующего адвокатского образования.
Таким образом, средства, поступающие в кассу соответствующего адвокатского образования либо на расчетный счет адвокатского образования, являются средствами (доходами) адвоката и не являются средствами адвокатского образования.
Поскольку коллегии адвокатов, адвокатские бюро, адвокатские консультации относятся к некоммерческим организациям, они являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
В этой связи в силу норм статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Следовательно, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций адвокатским бюро налоговая база определяется как разница между доходами налогоплательщика и его расходами, связанными с осуществлением деятельности по получению этого дохода, с учетом понесенных расходов на оплату труда сотрудников.
В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС) сообщается, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС.
Так, в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности.
Таким образом, услуги, оказываемые адвокатским бюро своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, не подлежат налогообложению НДС.
В то же время иные доходы, полученные коллегией адвокатов, адвокатскими бюро, подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.03.2024 N 03-03-06/3/21025
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение товаров, оплаченных в период применения УСН.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации покупных товаров налогоплательщики вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 настоящей статьи, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.
На основании вышеизложенного, в случае если товары были приобретены и оплачены в период применения упрощенной системы налогообложения, а реализованы в период применения общей системы налогообложения, налогоплательщики вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль расходы на приобретение указанных товаров в периоде их реализации, имея в виду, что аналогичный подход применяется при признании расходов в соответствии со статьей 346.17 НК РФ при применении упрощенной системы налогообложения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.03.2024 N 03-03-07/20497
Вопрос:
О применении пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, реорганизованной в 2024 г. в форме присоединения к ней другой организации.
Ответ:
Положениями абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - Кодекс, Закон N 321-ФЗ) установлено, что вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций (в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах) и пониженные тарифы страховых взносов (в совокупном размере 7,6 процента) не подлежат применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.
При этом согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 321-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 321-ФЗ), в 2022 - 2024 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ), при соответствии условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ).
Одновременно в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 321-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, начиная с 01.01.2022 вправе применять тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ), без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ).
Таким образом, если организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), реорганизованная в 2024 году (то есть после 01.07.2022) в форме присоединения к ней другой организации, получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяла в 2022 году до этой даты налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 321-ФЗ), а также пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 процента, только в этом случае такая ИТ-организация вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ), и единый пониженный тариф страховых взносов после реорганизации при условии выполнения ею условия о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.03.2024 N 03-03-06/1/19814
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль выплаченного эмитентом обладателю вознаграждения, предусмотренного условиями выпуска ЦФА, и дате признания доходов и расходов при выкупе ЦФА.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 282.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по операциям с цифровыми финансовыми активами (далее - ЦФА) и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права, определяется совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами в порядке, установленном статьей 282.2 и статьей 304 НК РФ, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьей 282.2 НК РФ.
Пунктом 26 статьи 250 НК РФ и подпунктом 19.9 пункта 1 статьи 265 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов и расходов денежных средств, причитающихся к получению (выплате) в соответствии с обязательствами, предусмотренными решением о выпуске этих ЦФА, не связанными с их выкупом.
Доходы и расходы, не относящиеся к выкупу ЦФА, признаются на дату, на которую у эмитента ЦФА возникают обязательства, предусмотренные решением о выпуске этих ЦФА и (или) цифровых прав (подпункт 16 пункта 4 статьи 271 НК РФ и подпункт 14 пункта 7 статьи 272 НК РФ).
Таким образом, расходы эмитента ЦФА по выплате вознаграждения, как расходы, не относящиеся к выкупу ЦФА, признаются на дату, на которую у эмитента ЦФА возникают обязательства, предусмотренные решением о выпуске этих ЦФА и (или) цифровых прав.
Следовательно, если условиями эмиссии ЦФА (цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП) предусмотрено обязательство эмитента таких прав выплатить их обладателю денежные средства, не связанные с выкупом (например, вознаграждение), то выплаченные суммы учитываются эмитентом в составе внереализационных расходов, а полученные обладателем ЦФА суммы - в составе внереализационных доходов, в отдельной налоговой базе, формируемой в соответствии с пунктом 1 статьи 282.2 НК РФ, на дату возникновения обязательств, предусмотренных решением о выпуске ЦФА и (или) цифровых прав.
При этом даты получения доходов и осуществления расходов при выкупе ЦФА определены пунктом 3.1 статьи 271 НК РФ и пунктом 5.3 статьи 272 НК РФ. Такие доходы и расходы признаются на дату выкупа ЦФА.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.03.2024 N 03-03-06/1/19703
Вопрос:
О применении пониженных ставок по налогу на прибыль, предусмотренных для участников РИП, налогоплательщиками - резидентами АЗРФ.
Ответ:
1. Статьей 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены требования к налогоплательщику - резиденту Арктической зоны Российской Федерации (далее соответственно - налогоплательщик - резидент АЗРФ).
В частности, к таким требованиям, предъявляемым налоговым законодательством исключительно в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, является условие, что такая организация не является участником региональных инвестиционных проектов (далее соответственно - участник РИП) (подпункт 7 пункта 1 статьи 284.4 НК РФ).
Следовательно, организация, являющаяся резидентом АЗРФ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ), но не отвечающая требованиям, установленным пунктом 1 статьи 284.4 НК РФ (в том числе требованию, установленному подпунктом 7 пунктом 1 статьи 284.4 НК РФ), для целей главы 25 НК РФ не признается налогоплательщиком - резидентом АЗРФ и не вправе применять пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций.
2. Налогоплательщиками - участниками РИП признаются организации, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, которые отвечают требованиям, установленным положениями главы 3.3 НК РФ.
Одним из требований является условие, что такая организация не является резидентом АЗРФ (абзац седьмой подпункта 1 и абзац пятый подпункта 2 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ).
Следует учесть, что статус резидента АЗРФ организация получает на основании положений Федерального закона N 193-ФЗ.
Данное условие действует с 31.08.2023 (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Основания, по которым статус участника РИП, удовлетворяющего условиям положений главы 3.3 НК РФ, подлежит прекращению, поименованы в пункте 4 статьи 25.12 НК РФ и пункте 3 статьи 25.12-1 НК РФ.
Так, статус участника РИП подлежит прекращению в случае несоответствия РИП и (или) его участника требованиям, установленным НК РФ.
Таким образом, организация, являющаяся резидентом АЗРФ в соответствии с Федеральным законом N 193-ФЗ, не может быть участником РИП для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, установленных для участников РИП.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.03.2024 N 03-03-06/1/19801