Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 10.05.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (пункт 1 статьи 256 Кодекса).

Виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации, указаны в пункте 2 статьи 256 Кодекса.

Таким образом, амортизируемое имущество учитывается в расчете удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения при расчете доли прибыли, приходящейся на это обособленное подразделение.

Порядок определения остаточной стоимости основных средств установлен пунктом 1 статьи 257 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2024 N 03-03-06/1/3396

Вопрос:

О применении банком метода списания стоимости выбывших ценных бумаг (ФИФО) и об открытии короткой позиции с ценными бумагами в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 23 статьи 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не установлено главой 25 Кодекса, при реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик самостоятельно в соответствии с принятой в целях налогообложения учетной политикой выбирает один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:

1) по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

2) по стоимости единицы.

При этом банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе вести налоговый учет поступлений и выбытия ценных бумаг по соответствующим портфелям ценных бумаг, сформированным в зависимости от срока и целей их приобретения, в соответствии с требованиями Центрального банка Российской Федерации и (или) Министерства финансов Российской Федерации и применять один из методов, указанных в статье 280 Кодекса, в отношении каждого портфеля ценных бумаг. Порядок такого учета должен быть закреплен в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения (статья 329 Кодекса).

Таким образом, банк вправе применять в налоговом учете выбранный на основании пункта 23 статьи 280 Кодекса метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг (например, метод ФИФО) в разрезе каждого портфеля ценных бумаг, сформированного в зависимости от срока и целей их приобретения в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами установлены в статье 282 Кодекса.

В соответствии с пунктом 9 статьи 282 Кодекса под открытием короткой позиции по ценной бумаге (далее - короткая позиция) понимается реализация (выбытие) ценной бумаги при наличии обязательств налогоплательщика по возврату ценной бумаги, полученной по первой части РЕПО, а также полученной в соответствии с пунктом 8 статьи 282 Кодекса, если такое получение не учитывается при определении обязательств по второй части РЕПО, или договору займа. Короткая позиция открывается при условии отсутствия у налогоплательщика ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), инвестиционных паев того же паевого инвестиционного фонда, по которым в налоговом учете сформирована, но не признана в качестве расходов стоимость приобретения, определяемая в соответствии со статьей 280 Кодекса.

Таким образом, короткая позиция открывается только при отсутствии у налогоплательщика ценных бумаг того же выпуска (дополнительного выпуска), по которым в налоговом учете сформирована, но не признана в качестве расходов стоимость приобретения, определяемая в соответствии со статьей 280 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.01.2024 N 03-03-07/3296

Вопрос:

Об учете затрат на приобретение налогоплательщиком (не банком) права требования долга в целях налога на прибыль.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налога на прибыль организаций к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В пункте 2 статьи 266 Кодекса установлен закрытый перечень оснований отнесения задолженности к безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом пунктом 2 статьи 266 Кодекса установлено, что положения данного пункта статьи 266 Кодекса распространяются также на приобретенные банками права требования по кредитам, если обязательства по этим правам признаны безнадежными по основаниям, установленным статьей 266 Кодекса.

В этой связи, затраты на приобретение налогоплательщиком (не банком) права требования не могут быть признаны безнадежной задолженностью в силу статьи 266 Кодекса.

Кроме того, статьей 279 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при уступке (переуступке) права требования.

Согласно пункту 3 статьи 279 Кодекса при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим это право требования или получившим такое право требования в результате ликвидации иностранной организации (прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), при выполнении условий, установленных пунктами 2.2 и 2.3 статьи 277 Кодекса, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению указанного права требования долга, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 Кодекса.

Следовательно, затраты на приобретение налогоплательщиком (не банком) права требования могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций только в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 279 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.01.2024 N 03-03-06/1/2936

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении процентных доходов по государственным (муниципальным) ценным бумагам и реализации государственных облигаций РФ иностранными организациями.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Согласно пункту 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, относится к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежит обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающим доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

При этом налог с видов доходов, указанных в абзаце втором подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса, исчисляется по ставке, предусмотренной пунктом 4 статьи 284 Кодекса.

Одновременно в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 310 Кодекса налоговым агентом не производятся исчисление и удержание суммы налога с процентных доходов, выплачиваемых иностранным организациям, по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам.

Касательно налогообложения дохода от реализации (иного выбытия) государственных облигаций Российской Федерации иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, сообщается следующее.

Исходя из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходом от источников в Российской Федерации при реализации (ином выбытии) облигаций иностранными организациями, не осуществляющими деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, признается часть доходов от такой реализации (иного выбытия) облигаций, относящаяся к накопленному процентному (купонному) доходу, при условии, что такая реализация (иное выбытие) облигаций осуществляется в пользу российской организации или физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, а также в пользу иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, при условии, что такое постоянное представительство этой иностранной организации в Российской Федерации непосредственно заключает договор купли-продажи (иного выбытия) облигаций в качестве представителя стороны договора, либо через профессионального участника рынка ценных бумаг, имеющего лицензию на осуществление соответствующей деятельности в Российской Федерации, либо если местом заключения договора является Российская Федерация.

При этом под накопленным процентным (купонным) доходом согласно пункту 27 статьи 280 Кодекса признается часть процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги, рассчитываемая пропорционально количеству календарных дней, прошедших от даты выпуска ценной бумаги или даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты передачи ценной бумаги.

Таким образом, для определения налоговой базы по доходам иностранной организации в виде процентных (купонных) доходов по ценным бумагам налоговый агент должен рассчитать сумму процентного (купонного дохода) по ценным бумагам, исчисленную исходя из срока владения данной ценной бумагой иностранной организацией. Документальное подтверждение цены приобретения с выделением накопленного купонного дохода отдельной строкой, а также даты приобретения ценной бумаги, с учетом вышеизложенных правил, представляется нерезидентом - держателем ценной бумаги покупателю указанной ценной бумаги.

При отсутствии указанного подтверждения обложению подлежит вся сумма, выплачиваемая держателю ценных бумаг (продавцу).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.01.2024 N 03-08-05/1194

Вопрос:

Российское ООО (далее - общество) планирует заключить с хозяйствующим субъектом Республики Армения договор об оказании услуг, в соответствии с которым хозяйствующим субъектом Республики Армения оказываются услуги по тестированию программного обеспечения.

Российская Федерация и Республика Армения являются членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Взимание косвенных налогов, в том числе НДС, при выполнении работ, оказании услуг в отношениях государств - членов ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, производится в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся Приложением N 18 к указанному Договору.

На основании положений п. п. 1 и 28 Протокола взимание НДС при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг). Поскольку услуги по тестированию программного обеспечения не поименованы в пп. 1 - 4 п. 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола, то есть по месту нахождения исполнителя услуг.

Таким образом, местом реализации услуг по тестированию программного обеспечения, оказываемых хозяйствующим субъектом Республики Армения российской организации, признается территория Республики Армения и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в этом государстве - члене ЕАЭС. Аналогичный подход при определении места реализации услуг был сделан в Письме Минфина России от 04.10.2023 N 03-07-13/1/94516 в отношении применения НДС при оказании российской организацией хозяйствующему субъекту Республики Казахстан услуг по тестированию программного обеспечения.

Правильно ли понимает общество, что при оказании хозяйствующим субъектом Республики Армения российской организации услуг по тестированию программного обеспечения местом реализации услуг будет признаваться территория Республики Армения в соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола?

Ответ:

Порядок применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен пунктом 29 Протокола.

На основании подпункта 5 пункта 29 Протокола место реализации работ (услуг) определяется по месту исполнителя работ (услуг), в случае если работы (услуги) не поименованы в подпунктах 1 - 4 данного пункта.

Поскольку услуги по тестированию программного обеспечения не поименованы в подпунктах 1 - 4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления налога на добавленную стоимость определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.

В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации оказываемых хозяйствующим субъектом Республики Армения российской организации услуг по тестированию программного обеспечения территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом в Российской Федерации не облагаются.

На основании подпункта 4 пункта 29 Протокола местом реализации услуг по разработке программ для электронных вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных признается территория государства, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги.

Кроме того, согласно пункту 33 Протокола в случае если налогоплательщиком выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется разделом IV Протокола, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

Таким образом, если услуги по тестированию программного обеспечения являются составной частью услуг по разработке программ для электронных вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных либо носят вспомогательный характер по отношению к оказанию вышепоименованных услуг, то местом реализации услуг по тестированию программного обеспечения, приобретаемых российской организацией у хозяйствующего субъекта Республики Армения, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2024 N 03-07-13/1/76

Вопрос:

Организация (продавец - резидент РФ) планирует заключить договор поставки товара в Республику Беларусь (далее по тексту - РБ). Однако по условиям договора покупатель - белорусская организация, не ввозя товар в Республику Беларусь, продает товар покупателю - резиденту третьей страны на условиях FCA. То есть в третью страну товар транспортируется покупателем организации - резидента РБ самовывозом с территории РФ.

В рассматриваемой ситуации какую ставку НДС следует применять организации - резиденту РФ (20% или 0%)?

Если ставка НДС будет 0%, какими документами надлежит подтверждать данную ставку НДС организации - резиденту РФ?

Ответ:

Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Согласно разделу I "Общие положения" Протокола в целях его применения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

Таким образом, реализация по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь товаров, вывозимых с территории Российской Федерации не в Республику Беларусь, а в третью страну, не являющуюся государством - членом ЕАЭС, не признается экспортом товаров в целях применения Протокола.

Учитывая изложенное, в случае реализации по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в третью страну, не являющуюся государством - членом ЕАЭС, может быть применена ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при наличии документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2024 N 03-07-13/1/41

=============================================================================