Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 01.03.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О подтверждении состава активов в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль при реализации акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 284.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

При этом пункт 1 статьи 284.2 НК РФ применяется при соблюдении требований, установленных пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ.

Как указано в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ, с учетом требования, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций и (или) иностранных организаций, при условии, что эти акции (доли) составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ.

Таким образом, в целях применения нулевой ставки налога на прибыль, установленной пунктом 2 статьи 284.2 НК РФ, расчет доли российской недвижимости в активах организации осуществляется на основании балансовой стоимости активов, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, составленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации акций (долей участия в уставном капитале).

Учитывая указанное, реализация права налогоплательщика на применение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 1 статьи 284.2 НК РФ, осуществляется при наличии подтверждения о составе активов, подготовленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации акций (долей участия в уставном капитале).

При этом НК РФ не может устанавливать обязанность эмитента предоставлять информацию о составе активов на последний день месяца на основании запроса, поскольку данный вопрос не относится к установленной сфере регулирования НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.12.2023 N 03-03-07/118114

Вопрос:

О налоге на прибыль в случае оставления предмета ипотеки залогодержателем за собой, а также при реализации права требования долга.

Ответ:

Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон N 102-ФЗ) по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

В соответствии со статьями 2 и 3 Закона N 102-ФЗ ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, в том числе обязательства, основанного на купле-продаже, аренде, подряде, другом договоре, причинении вреда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспечиваемому ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке.

При этом согласно положениям Закона N 102-ФЗ залогодержатель вправе в порядке, установленном Законом N 102-ФЗ, оставить заложенное имущество за собой.

Следовательно, в том случае, если залогодержатель оставляет за собой предмет ипотеки, цена приобретения имущества, переданного взыскателю в счет погашения долга (части долга), для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) будет равна сумме задолженности, обязательства по погашению которой прекращаются путем оставления залогодержателем за собой предмета ипотеки.

При этом согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации имущественного права, которое в том числе представляет собой право требования долга, налоговая база определяется с учетом положений, установленных статьей 279 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.12.2023 N 03-03-06/1/117264

Вопрос:

Об освобождении от НДС при выполнении соисполнителями опытно-конструкторских работ (части работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств.

Ответ:

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор на выполнение опытно-конструкторских работ может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

Также согласно пункту 2 статьи 770 Гражданского кодекса при выполнении опытно-конструкторских или технологических работ исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, привлекать к его исполнению третьих лиц. К отношениям исполнителя с третьими лицами применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике.

Статьей 149 Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, не установлен.

Вместе с тем основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ.

Учитывая изложенное, выполняемые соисполнителями опытно-конструкторские работы (часть работ), финансирование которых осуществляется исполнителем за счет бюджетных средств, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.12.2023 N 03-07-07/117403

Вопрос:

Организация применяет ОСН, основной вид деятельности 10.20 "Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков", также организация имеет дополнительные виды деятельности: 46.38.1 "Торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов"; 47.23 "Торговля розничная рыбой, ракообразными и моллюсками в специализированных магазинах". К реализуемым товарам организация применяет ставки НДС 10% и 20%.

В настоящее время организация разработала новый продукт "креветка вяленая магаданская".

Какая налоговая ставка НДС должна применяться организацией при реализации на территории РФ продукции "креветка вяленая магаданская", учитывая, что:

в соответствии с положениями пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации морепродуктов всех видов, за исключением деликатесных (мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов), применяется налоговая ставка НДС 10%;

в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10% при реализации, ракообразные и беспозвоночные мороженые не поименованы?

Ответ:

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации в том числе следующих продовольственных товаров: море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных: икры осетровых и лососевых рыб; белорыбицы, лосося балтийского, осетровых рыб - белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди; семги; спинки и теши нельмы х/к; кеты и чавычи слабосоленых, среднесоленых и семужного посола; спинки кеты, чавычи и кижуча х/к, теши кеты и боковника чавычи х/к; спинки муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира х/к; пресервов филе - ломтиков лосося балтийского и лосося дальневосточного; мяса крабов и наборов отдельных конечностей крабов варено-мороженых; лангустов).

В соответствии с пунктом 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2 статьи 164 Кодекса, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации. В связи с этим организация вправе применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в данном перечне. В отношении реализации продукции, не включенной в перечень, применяется налоговая ставка 20 процентов.

Одновременно сообщается, что присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2023 N 03-07-07/116740

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов, полученных от участника ООО в качестве вклада в имущество, и доходов в виде денежных средств, полученных участником безвозмездно от ООО.

Ответ:

Согласно подпункту 3.7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом.

Порядок внесения вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью определен статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).

Таким образом, доходы в виде указанных в ГК РФ имущества и прав, полученных от участника общества с ограниченной ответственностью в качестве вклада в имущество такого общества, не учитываются им при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в случае, если вклад осуществлен в соответствии со статьей 66.1 ГК РФ и статьей 27 Закона N 14-ФЗ.

В отношении возврата вклада в имущество на основании подпункта 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которого такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации.

Таким образом, доходы в виде денежных средств, полученных участником общества безвозмездно от общества, не подлежат налогообложению только в пределах суммы вклада в имущество в виде денежных средств, ранее полученных от такого участника. При этом, в случае если вклад в имущество фактически осуществлен неденежными средствами, положения подпункта 11.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2023 N 03-03-06/1/116625

Вопрос:

Об определении организацией, реорганизованной в форме присоединения к ней организации, прибыли за год для расчета ее средней арифметической величины в целях налога на сверхприбыль.

Ответ:

В соответствии с положениями статей 3 и 4 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) объектом налогообложения налогом на сверхприбыль признается сверхприбыль, налоговая база по которой определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.

Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ для организаций, реорганизованных в форме присоединения, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется с учетом данных присоединенной организации.

При этом прибыль для целей Федерального закона N 414-ФЗ за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 Кодекса за соответствующий год, с учетом положений статьи 283 Кодекса.

Учитывая изложенное, организация, реорганизованная в форме присоединения, признаваемая налогоплательщиком налога на сверхприбыль, при определении прибыли за соответствующий год в целях расчета ее средней арифметической величины суммирует налоговые базы по налогу на прибыль организаций, определяемые в соответствии с положениями статьи 274 Кодекса за соответствующий год, с учетом положений статьи 283 Кодекса, а также налоговые базы по налогу на прибыль организаций присоединенной организации за соответствующий год.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.12.2023 N 03-03-06/1/116571

Вопрос:

Об учете IT-организацией доходов от реализации разработанных ею программно-аппаратных комплексов в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

Исходя из абзаца одиннадцатого пункта 1.15 статьи 284 Кодекса к таким доходам, в частности, относятся доходы от реализации разработанных данной организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Кодекса в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 Кодекса (метод начисления).

При этом пунктом 3 статьи 271 Кодекса установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, для целей налогообложения прибыли организаций датой получения дохода от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) признается дата передачи права собственности на товары (результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездного оказания услуг одним лицом другому лицу).

При этом обращается внимание, что доходы от реализации организацией разработанных ею программно-аппаратных комплексов учитываются в 70-процентной доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций только при условии, что на дату реализации программно-аппаратные комплексы включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2023 N 03-03-06/1/116040

Вопрос:

О признании организации-банкрота налогоплательщиком налога на сверхприбыль.

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) налогоплательщиками налога на сверхприбыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, определяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль, поименованы в части 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ.

Согласно статьям 3 и 4 Федерального закона N 414-ФЗ объектом налогообложения налогом на сверхприбыль признается сверхприбыль, налоговая база по которой определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.

При этом налог на сверхприбыль распространяется на тех налогоплательщиков (организации) (за исключением организаций, поименованных в части 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ), у которых средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась больше 1 млрд рублей.

Учитывая изложенное, организация, признанная в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) банкротом, удовлетворяющая требованиям Федерального закона N 414-ФЗ, признается налогоплательщиком налога на сверхприбыль.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2023 N 03-03-06/1/116047

Вопрос:

О формировании резерва на проведение особо сложного и дорогого капитального ремонта основных средств в целях налога на прибыль.

Ответ:

Пунктом 3 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств в соответствии с порядком, установленным статьей 324 Кодекса.

Абзацем третьим пункта 2 статьи 324 Кодекса установлено, что при определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта, при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Таким образом, при формировании дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта организация должна соблюсти условие о неосуществлении такого ремонта основных средств в трех предыдущих налоговых периодах.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2023 N 03-03-06/1/116026

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении безвозмездно денежных средств от организации, участником которой является налогоплательщик, в частности, в случае реорганизации.

Ответ:

Подпунктом 3.7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 11.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации.

Таким образом, освобождение от налогообложения доходов в виде денежных средств, предусмотренное подпунктом 11.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса, возможно только непосредственно самой организацией - акционером (участником) хозяйственного общества или товарищества и только в случае получения указанных денежных средств от самого хозяйственного общества или товарищества, в имущество которого ранее указанная организация-акционер (участник) внесла вклад.

Одновременно обращается внимание, что в случае реорганизации хозяйственного общества или товарищества либо организации - акционера (участника) хозяйственного общества или товарищества их правопреемники обязаны хранить документы, подтверждающие сумму соответствующих вкладов в имущество и суммы полученных безвозмездно денежных средств (абзац второй подпункта 11.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2023 N 03-03-06/1/115648