Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Каков порядок применения п. 3 ст. 171.1 НК РФ в случае перехода на упрощенную систему налогообложения организацией, образованной путем выделения из ранее созданной организации?
ООО 1 образовано 21.08.2013 путем выделения из ООО 2. По разделительному балансу ООО 1 приняло на свой баланс имущество и обязательства, ранее принадлежавшие ООО 2, в том числе построенное для собственных нужд здание, принятое к учету 02.04.2007.
Организация-правопредшественник (ООО 2) применяла общую систему налогообложения. НДС по затратам, связанным со строительством здания, был принят к вычету.
В соответствии с нормативными актами (Приказ Минфина России от 20.05.2003 N 44н, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ) принятие к учету основных средств правопреемником (ООО 1) произведено на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) путем проведения бухгалтерской операции с заполнением инвентарной карточки учета объекта основных средств. На балансе правопреемника соответствующим образом отражены как первоначальная стоимость объекта недвижимости, так и сумма амортизационных отчислений, начисленных с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию (принятия к учету правопредшественником). В течение всего времени здание использовалось в деятельности, облагаемой НДС.
Правильно ли понимание, что 15-летний период в соответствии с п. 3 ст. 171.1 НК РФ необходимо отсчитывать с момента ввода объекта недвижимости в эксплуатацию и постановки на учет у правопредшественника (в данном случае - 02.04.2007)?
Возникает ли у правопреемника (ООО 1) обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость по объекту недвижимости, принятых к вычету правопредшественником (ООО 2), в случае перехода на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2023?
Ответ:
В соответствии с абзацем первым пункта 3.1 статьи 170 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реорганизации организации суммы налога на добавленную стоимость, принятые такой организацией к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, либо в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению правопреемником такой организации в случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса.
Кроме того, пунктом 11 статьи 171.1 Кодекса установлено, что положения данной статьи, предусматривающие особый порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), распространяются на правопреемников, указанных в пункте 3.1 статьи 170 Кодекса.
Так, согласно пункту 3 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые им к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Таким образом, если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируются объекты недвижимости (объекты основных средств), полученные в порядке правопреемства от организации, реорганизованной в форме выделения, и по таким объектам недвижимости прошло более десяти лет, считая с момента их ввода в эксплуатацию у организации, реорганизованной в форме выделения, то в данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств) организацией, реорганизованной в форме выделения.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.12.2023 N 03-07-11/123362
Вопрос:
ООО находится на общей системе налогообложения.
С 01.01.2024 ООО планирует перейти на новый режим налогообложения - УСН.
У ООО имеются в собственности основные средства, товары и ТМЦ, по которым ранее был предъявлен НДС к вычету и которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023.
Согласно Письмам от 29.12.2022 N 03-07-10/129564 и от 07.06.2022 N 03-07-10/53605 Минфин России указал, что в случае если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируются объекты недвижимости (объекты основных средств), с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло более десяти лет, то в данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств).
В то же время в Письме Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-11/536 указано, что при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по объектам основных средств, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенную систему налогообложения. Что касается положений ст. 171.1 Налогового кодекса РФ, упоминаемой в письме, то данные положения распространяются на лиц, являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенного возникают следующие вопросы относительно восстановления НДС, связанные с переходом ООО с общей системы налогообложения на УСН:
подлежит ли восстановлению НДС по новым товарам и ТМЦ, а также по товарам и ТМЦ, бывшим в употреблении, которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023;
как определяется НДС по основным средствам (которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023) - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости, без учета переоценки или с учетом переоценки;
необходимо ли восстанавливать НДС по основным средствам (которые остаются на момент перехода на УСН, то есть на 31.12.2023) вне зависимости от даты приобретения (если он ранее был предъявлен к вычету), или НДС не подлежит восстановлению, если срок эксплуатации объектов более 10 или 15 лет?
Ответ:
Статьей 171.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен особый порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), при применении которого необходимо учитывать следующее.
Пунктом 3 статьи 171.1 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.
Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.
Таким образом, если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируются объекты недвижимости (объекты основных средств), с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло более десяти лет, то в данном случае у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по таким объектам недвижимости (объектам основных средств).
Что касается восстановления налога на добавленную стоимость, принятого к вычету по используемым после перехода на упрощенную систему налогообложения товарам (работам, услугам), основным средствам, не относящимся к объектам недвижимости, а также основным средствам, относящимся к объектам недвижимости, с момента ввода которых в эксплуатацию прошло менее десяти лет на дату перехода на упрощенную систему налогообложения, то согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса при переходе налогоплательщика на специальный налоговый режим в соответствии с главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим.
Таким образом, при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), а также вышеуказанным основным средствам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на упрощенную систему налогообложения. При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.12.2023 N 03-07-11/122813
Вопрос:
О задолженности, в отношении которой банки вправе формировать резерв по сомнительным долгам в целях налога на прибыль.
Ответ:
Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 НК РФ. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида (за исключением задолженности, образовавшейся в 2022 и 2023 годах, по долговым ценным бумагам, указанным в подпункте 14.1 пункта 4 статьи 271 НК РФ), в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.
Учитывая указанное, банки вправе формировать резерв по сомнительным долгам в отношении задолженности, отвечавшей определению сомнительного долга, установленному в пункте 1 статьи 266 НК РФ.
Таким образом, если задолженность перед банком возникла не в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также не является задолженностью по уплате процентов по долговым обязательствам, она не отвечает определению сомнительного долга (пункт 1 статьи 266 НК РФ), в связи с чем не участвует в формировании резерва по сомнительным долгам.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.12.2023 N 03-03-06/2/122942
Вопрос:
Каков порядок определения налоговой базы по НДС и исчисления НДС налогоплательщиком, осуществляющим функции генерального подрядчика и привлекающим субподрядчиков и соисполнителей работ, в том числе не являющихся плательщиками НДС (верно ли, что в налоговую базу по НДС при реализации работ заказчику включается стоимость товаров (работ, услуг), принятых от субподрядчиков и соисполнителей работ, в том числе не являющихся плательщиками НДС, и заказчику предъявляется итоговая сумма налога, исчисленная с общей стоимости результата работ)?
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим работы, выполняемые генеральным подрядчиком, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 105.3 Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными для целей Кодекса.
Таким образом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении выполняемых генеральным подрядчиком работ, цена которых формируется в том числе с учетом стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций и индивидуальных предпринимателей, определяется как договорная цена этих работ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2023 N 03-07-11/122309
Вопрос:
О применении в целях налога на прибыль коэффициента 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость российского высокотехнологичного оборудования.
Ответ:
На основании абзаца третьего пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 28.04.2023 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 257 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - Кодекс, Федеральный закон N 159-ФЗ) при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый Правительством Российской Федерации, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 159-ФЗ положения пункта 1 статьи 257 Кодекса (в редакции Федерального закона N 159-ФЗ) применяются к правоотношениям по определению первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования, которое на дату ввода его в эксплуатацию включено в перечень российского высокотехнологичного оборудования.
В свою очередь, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2023 N 1937-р утвержден перечень российского высокотехнологичного оборудования, в отношении которого при формировании первоначальной стоимости основного средства налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5. Указанный перечень вступил в силу со дня опубликования - 21.07.2023.
Следовательно, налогоплательщик вправе применять коэффициент 1,5 к расходам, формирующим первоначальную стоимость высокотехнологичного оборудования, которое введено в эксплуатацию начиная с 21.07.2023 и содержится в вышеуказанном перечне, при условии, что учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год предусмотрено применение такого коэффициента.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.12.2023 N 03-03-05/122631
Вопрос:
О периоде применения освобождения от НДС услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами.
Ответ:
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - услуги по обращению с ТКО, региональный оператор).
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.
Кроме того, абзацем третьим подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения указанного подпункта подлежат применению региональным оператором в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что положения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, с 1 января 2020 года операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость в случае установления органом регулирования тарифов вводимого в действие с 1 января 2020 года предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога. При этом региональный оператор обязан применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении таких услуг в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Также отмечается, что если по истечении указанного периода органом регулирования тарифов предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО будет утвержден без учета налога на добавленную стоимость, то операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором по такому предельному единому тарифу, будут освобождаться от налогообложения данным налогом на основании вышеуказанного подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.12.2023 N 03-07-07/120390
Вопрос:
О ставке по налогу на прибыль при отсутствии у организации на отчетную дату статуса регионального оператора по обращению с ТКО.
Ответ:
Согласно пункту 1.12 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций, которым присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 0 процентов. В случае принятия субъектом Российской Федерации такого решения налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Указанные налоговые ставки применяются к прибыли регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от деятельности в рамках договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 7 статьи 274 Кодекса при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (пункт 1 статьи 285 Кодекса).
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статьей 286 Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа (налога) исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (абзац второй пункта 2 статьи 286 Кодекса).
Таким образом, возможность применения пониженных ставок для исчисления суммы налога (авансового платежа) по итогам налогового (отчетного) периода определяется исходя из данных, определяемых на отчетную дату нарастающим итогом.
Учитывая изложенное, в случае если на отчетную дату налогоплательщик не имеет статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, то при исчислении налога на прибыль организаций за налоговый (отчетный) период к налоговой базе, исчисленной нарастающим итогом с начала налогового периода, применяется ставка, установленная пунктом 1 статьи 284 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.12.2023 N 03-03-06/1/119656
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала ООО.
Ответ:
В соответствии с пунктом 16 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами, подлежащими налогообложению, являются суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 17 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
В свою очередь, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года (подпункт 17 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что общество вправе, а в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал.
В частности, в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона N 14-ФЗ, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:
- об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;
- о ликвидации общества.
Учитывая указанное, в случае если уменьшение уставного капитала осуществляется в силу предписаний закона, обязывающих общество осуществить такую меру, либо если добровольное уменьшение уставного капитала обществом осуществляется в случае, если величина уставного капитала стала больше стоимости чистых активов общества по окончании отчетного года, то суммы, оставшиеся в распоряжении организации, на которые произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации, не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций.
При этом согласно статье 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года (статья 315 НК РФ).
Таким образом, результат уменьшения уставного капитала, о котором идет речь в пункте 16 статьи 250 НК РФ, учитывается в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло такое уменьшение.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.12.2023 N 03-03-06/1/120190
Вопрос:
О признании в целях налога на прибыль процентного расхода по договорам субординированного займа (кредита).
Ответ:
В силу положений статьи 328 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли основаниями для начисления в налоговом учете процентного расхода являются действующее долговое обязательство и его условия, предусматривающие получение дохода (пункт 4 статьи 328 НК РФ).
По договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором, за исключением расходов, указанных в подпункте 12 пункта 7 статьи 272 НК РФ (пункт 8 статьи 272 НК РФ).
Таким образом, для целей главы 25 НК РФ основанием для отражения процентного расхода в составе внереализационных расходов налогоплательщика являются условия действующего долгового обязательства, которыми установлены доходность и срок действия такого долгового обязательства.
Учитывая указанное, если условиями действующего долгового обязательства, оформленного в соответствии с требованиями законодательства, не предусмотрено начисление дохода, учитываемый для целей налогообложения прибыли расход у должника по такому долговому обязательству не возникает.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.12.2023 N 03-03-06/2/119693
Вопрос:
О переоценке кредитными организациями в целях налога на прибыль имущества в виде валютных ценностей (безналичных денежных средств) и требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте.
Ответ:
В соответствии с пунктом 11 статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов.
Положительной (отрицательной) курсовой разницей в целях главы 25 НК РФ признается курсовая разница, возникающая при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке (дооценке) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" определено, что к валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Учитывая указанное, поскольку для целей НК РФ безналичные денежные средства являются имуществом, безналичные денежные средства в иностранной валюте подлежат переоценке в общем порядке, установленном положениями главы 25 НК РФ.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли, если в соответствии с гражданским законодательством у налогоплательщика есть имущество в виде валютных ценностей, а также требования/обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, они подлежат переоценке в порядке, установленном положениями главы 25 НК РФ.
При этом изменение в порядке бухгалтерского учета валютных ценностей и требований/обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе перевод их в валюту Российской Федерации в связи с Указаниями Банка России, не влияет на применение норм главы 25 НК РФ.
При этом обращается внимание, что, в случае если нормами гражданского или отраслевого законодательства требования (обязательства), а также имущество в виде валютных ценностей, также требования/обязательства фиксируются в рублях, они текущей переоценке в соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 НК РФ не подлежат.
Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 12.12.2023 N 03-03-06/2/119967, от 08.12.2023 N 03-03-06/2/118605