Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 16.02.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль страховой премии, уплачиваемой в рассрочку по договору страхования, заключенному на срок более одного отчетного периода.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются расходы на добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных).

Согласно пункту 6 статьи 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Таким образом, если договором страхования, заключенным на срок более одного отчетного периода, предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

"Окончательный" страховой взнос по договору страхования, рассчитанный по окончании договора страхования на основании производственных показателей, учитывая положения пункта 6 статьи 272 НК РФ о признании страховой премии, уплачиваемой в рассрочку, учитывается в целях налогообложения прибыли организаций единовременно на дату окончания договора.

При этом указанный порядок налогообложения применяется при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 НК РФ. Проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 НК РФ осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.01.2024 N 03-03-06/1/1801

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате иностранной организации - резиденту США дохода от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности через российскую организацию - посредника.

Ответ:

Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" (далее - Указ, Договоры соответственно) приостановлено действие пункта 4 статьи 1, статей 5 - 21 и 23 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17 июня 1992 г. (далее - Договор), а также Протокола к нему.

Согласно пункту 4 Указа и ноте Министерства иностранных дел Российской Федерации от 8 августа 2023 г. N 3168/дса, направленной Посольству Соединенных Штатов Америки в г. Москве, вышеуказанные положения Договора приостанавливают свое действие с 8 августа 2023 года до устранения американской стороной допущенного ею нарушения законных экономических и иных интересов Российской Федерации, прав ее граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении Российской Федерации Договора.

Таким образом, налогообложение доходов налоговых резидентов США, полученных от источников в Российской Федерации, осуществляется согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) начиная с 8 августа 2023 года.

Одновременно сообщается, что порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

При этом согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода, относятся в том числе доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности.

Таким образом, российская организация - лицензиат, выплачивающая через российскую организацию - посредника указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доход иностранной организации - лицензиару, подлежащий налогообложению в Российской Федерации, является налоговым агентом вне зависимости от способа осуществления выплаты дохода.

Одновременно сообщается, что в соответствии с абзацем 5 подпункта 11 пункта 2 статьи 310 Кодекса до 31.12.2025 исчисление и удержание суммы налога не производятся налоговым агентом по договорам, заключенным до дня принятия Указа с иностранными организациями, расположенными на территориях иностранных государств, действие Договоров с которыми приостановлено Указом, в случае выплаты иностранной организации доходов от использования и (или) предоставления права использования объекта авторского права и (или) смежных прав (любого произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, кинематографические фильмы, фонограммы, записи на пленку или другие носители для использования в радио- и телевизионных передачах или другие средства воспроизведения и распространения информации), любого патента, чертежа, модели, схемы, секретной формулы, технологии либо информации относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау) при соблюдении следующих условий:

- такие доходы не облагались налогом в Российской Федерации согласно Договорам до дня принятия Указа;

- российская организация, выплачивающая доходы, и иностранная организация - получатель доходов не являются взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 105.1 Кодекса;

- иностранной организацией предоставлены налоговому агенту подтверждения, предусмотренные пунктом 1 статьи 312 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.12.2023 N 03-08-05/126139

Вопрос:

ИП (г. Ростов-на-Дону) занимается грузоперевозками. Применяет ПСН, также изначально при открытии применяет УСН 6%.

Заказчик-ООО (РФ) обратился к ИП за грузоперевозкой товара из Китая в г. Санкт-Петербург.

Будет ли ИП при осуществлении грузоперевозки налоговым агентом? Нужно ли ему уплатить НДС 20%?

Ответ:

На основании пункта 11 статьи 346.43 главы 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения (далее - ПСН), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН; при ввозе товаров на территорию Российской Федерации; при осуществлении операций, облагаемых НДС в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

Таким образом, в случае, если индивидуальным предпринимателем применяется ПСН в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по грузоперевозкам, такой индивидуальный предприниматель при оказании услуг по перевозке товаров из Китая в Российскую Федерацию НДС не исчисляет.

Что касается обязанности уплаты НДС в качестве налогового агента, то на основании пунктов 1 и 2 статьи 161 Кодекса налоговая база по НДС определяется налоговым агентом в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения НДС признается территория Российской Федерации. При этом налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В связи с этим в отношении операций по выполнению работ (оказанию услуг) российскими организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе применяющими ПСН, положения вышеуказанных пунктов статьи 161 Кодекса не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.12.2023 N 03-07-08/125619

Вопрос:

В 2023 г. из ООО, применяющего общую систему налогообложения, выходит участник. В качестве выплаты действительной стоимости доли участнику (приобрел долю в 2016 г.) передается помещение в здании, приобретенном ООО в 2006 г. С момента ввода в эксплуатацию помещения прошло более 15 лет. В течение всего времени помещение использовалось в деятельности, облагаемой НДС. На момент передачи помещение самортизировано не полностью.

Перед передачей произведена оценка рыночной стоимости помещения (не превышает действительную стоимость доли участника). Следовательно, налоговой базы по НДС и налогу на прибыль при передаче помещения участнику не возникает. Обязанность налогового агента по НДФЛ отсутствует, так как доля принадлежала участнику более пяти лет.

Подлежит ли восстановлению НДС с остаточной стоимости помещения при передаче участнику по стоимости, не превышающей первоначальный взнос участника в уставный капитал ООО, или можно воспользоваться нормой п. 3 ст. 171.1 НК РФ и не восстанавливать НДС, так как с момента ввода в эксплуатацию прошло более 15 лет?

Ответ:

На основании подпункта 5 пункта 3 статьи 39 и подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе из этого общества. Поэтому, в случае, если стоимость имущества, передаваемого участнику общества, превышает первоначальный взнос участника, сумма указанного превышения подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), имущественным правам в порядке, предусмотренном Кодексом, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), имущественных прав для осуществления операций, по которым налог не начисляется, за исключением ряда операций, поименованных в указанном подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, к которым передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе из этого общества не относится.

Таким образом, при передаче объекта недвижимости участнику общества при выходе из этого общества суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по данному объекту, подлежат восстановлению в размере суммы, пропорциональной стоимости объекта недвижимости, соответствующей первоначальному взносу участника общества.

В отношении положений статьи 171.1 Кодекса отмечается, что установленный пунктами 3 - 5 данной статьи порядок восстановления налога на добавленную стоимость в отношении объектов недвижимости (объектов основных средств) с учетом установленного механизма его реализации (расчета доли, исходя из которой определяется сумма налога, подлежащая восстановлению) применяется в случае, если налогоплательщик меняет назначение эксплуатируемых объектов недвижимости и данные объекты начинают использоваться им в дальнейшей деятельности для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.

Что касается положения пункта 3 статьи 171.1 Кодекса, согласно которому восстановлению не подлежат суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по объектам недвижимости, с момента ввода которых в эксплуатацию у налогоплательщика прошло не менее 15 лет, то данное положение также применяется в отношении эксплуатируемых налогоплательщиком объектов недвижимости, в дальнейшем используемых в деятельности по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом.

В связи с этим при осуществлении операций по передаче объектов недвижимости участнику общества при его выходе из этого общества положения пунктов 3 - 5 статьи 171.1 Кодекса не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.12.2023 N 03-07-11/124865

Вопрос:

О ставке НДС при реализации авиатоплива для заправки воздушных судов иностранных компаний через агента.

Ответ:

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации. В целях статьи 164 Кодекса припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации в том числе воздушных судов.

При этом при реализации припасов через комиссионера, поверенного или агента также применяется ставка НДС в размере 0 процентов. В этом случае для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов согласно пункту 2 статьи 165 Кодекса представляются:

- договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;

- контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) припасов за пределы территории Российской Федерации;

- декларация (ее копия) на товары, используемая при таможенном декларировании припасов, с отметками российского таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен аэропорт, открытый для международного сообщения, о вывозе припасов из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

- при вывозе из Российской Федерации в государство - член Евразийского экономического союза припасов представляются копии транспортных товаросопроводительных и (или) иных документов, содержащих в том числе сведения о количестве припасов, подтверждающих вывоз припасов из Российской Федерации воздушными судами.

В связи с этим ставка НДС в размере 0 процентов применяется при реализации припасов на основании договоров комиссии, договоров поручения, агентских договоров, предусматривающих реализацию товаров комитента, доверителя принципала.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.12.2023 N 03-07-08/123865

Вопрос:

С 1 июля 2022 г. согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

На основании абз. 9 п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, в том числе услуг питания, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разд. VII - VIII Приложения N 4 к Положению.

Так, 30.06.2023 Приказом Росстандарта от 29.12.2022 N 1709-ст введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации "Туризм и сопутствующие услуги. Услуги средств размещения "Все включено" и "Ультра все включено". Общие требования" (ГОСТ Р 70587-2022). Согласно данному Стандарту гостиницы, работающие по системе "Все включено", алкогольные напитки российского производства должны предоставлять в неограниченном количестве на "шведском столе" на обед и ужин, а также в точке дополнительного питания.

Система "Все включено" распространяется на услуги предоставления мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей.

Применяется ли ставка НДС 0%, предусмотренная пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, к услугам по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах, работающих по системе "Все включено" и предоставляющих в том числе алкогольные напитки в составе услуги по предоставлению мест для временного проживания (в рамках единой стоимости места размещения)?

С какого налогового периода налогоплательщик вправе применять ставку НДС 0%, предусмотренную пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, к услугам по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах, работающих по системе "Все включено" и предоставляющих в том числе алкогольные напитки в составе услуги по предоставлению мест для временного проживания (в рамках единой стоимости места размещения)?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса с 1 июля 2022 года налогообложение НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

Пунктом 1 статьи 166 Кодекса предусмотрено, что сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом пунктом 1 статьи 154 Кодекса установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

В связи с этим при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания, подлежащих налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 0 процентов, налоговая база определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Согласно пункту 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853 (далее - Правила), ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену. При этом пунктом 4 Правил предусмотрено, что цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей.

На основании абзаца девятого пункта 2 Правил состав услуг, входящих в гостиничные услуги, определяется требованиями, установленными Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860 (далее - Положение), в зависимости от вида и категории гостиницы. Так, перечень услуг, в том числе услуг питания, оказываемых в гостиницах, предусмотрен разделами VII - VIII приложения N 4 к Положению.

Таким образом, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенной как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, которая является одинаковой для всех потребителей (за исключением случаев предоставления льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей), налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, поименованных в разделах VII - VIII приложения N 4 к Положению.

В случае если гостиница реализует услуги по предоставлению мест для временного проживания по цене номера (места в номере), определенные как стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, оказываемых за единую цену, и при этом в соответствии с пунктом 7.5.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 70587-2022 "Туризм и сопутствующие услуги. Услуги средств размещения "Все включено" и "Ультра все включено". Общие требования", утвержденного приказом Росстандарта от 29 декабря 2022 г. N 1709-ст, предоставляет алкогольные напитки российского производства в неограниченном количестве на "шведском столе" на обед и ужин, а также в точке дополнительного питания, то в отношении данных услуг налоговая база по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0 процентов, определяется исходя из стоимости временного проживания и услуг, в том числе услуг питания, поименованных в разделах VII - VIII приложения N 4 к Положению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2023 N 03-07-11/123518

Вопрос:

Основным видом деятельности ООО является доверительное управление имуществом. В рамках основного вида деятельности ООО имеет лицензию ФСФР России на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами (далее - ПИФ) и негосударственными пенсионными фондами.

Согласно ст. 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с договором доверительного управления ПИФом на доверительного управляющего возлагаются обязанности плательщика НДС, установленные гл. 21 НК РФ.

Правильно ли, что согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации ПИФом драгоценных металлов, в том числе в виде слитков, банку налогом на добавленную стоимость не облагаются?

Ответ:

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках договора доверительного управления установлены статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, пунктом 1 статьи 174.1 Кодекса предусмотрено, что при совершении в рамках договора доверительного управления имуществом операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика возлагаются на доверительного управляющего.

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации драгоценных металлов банкам налогоплательщиками (за исключением указанных в подпунктах 6 и 6.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса) освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, осуществляемые доверительным управляющим паевого инвестиционного фонда операции по реализации драгоценных металлов, в том числе в слитках, банкам освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2023 N 03-07-11/123484

Вопрос:

АО с момента государственной регистрации (1998 г.) находится на основной системе налогообложения и является собственником объекта недвижимости (здания), введенного в эксплуатацию в ноябре 2002 г. (более 20 лет назад). В 2010 г. была произведена реконструкция здания с увеличением стоимости первоначального объекта.

АО с 01.01.2024 планирует перейти на УСН в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 171.1 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости, в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно п. 4 ст. 171.1 НК РФ налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации за последний налоговый период каждого календарного года из 10 лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в п. 4 ст. 259 НК РФ.

Имеет ли право АО, руководствуясь порядком восстановления НДС, указанным в ст. 171.1 НК РФ, при переходе на УСН не восстанавливать ранее принятый к вычету НДС:

- в части доли остаточной (балансовой) стоимости на 01.01.2024 в отношении здания, введенного в эксплуатацию в ноябре 2002 г.;

- в части доли остаточной (балансовой) стоимости на 01.01.2024 объекта реконструкции, произведенной в 2010 г.;

- со всей суммы остаточной (балансовой) стоимости объекта недвижимости (здания) на 01.01.2024?

Имеются Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.10.2022 N Ф07-12301/2022 по делу N А56-113410/2021, Письма Минфина России от 07.06.2022 N 03-07-10/53605, от 14.12.2022 N 03-07-10/122713, от 29.12.2022 N 03-07-10/129564, где говорится об отсутствии у налогоплательщика обязанности при переходе с ОСН на УСН восстанавливать НДС в отношении объектов недвижимости, с момента ввода которых в эксплуатацию прошло более 10 лет.

Ответ:

Статьей 171.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых налогоплательщиком к вычету по объектам основных средств, относящимся к объектам недвижимости (за исключением космических объектов), при применении которого необходимо учитывать следующее.

Пунктом 3 статьи 171.1 Кодекса установлена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость, принятые налогоплательщиком к вычету по объектам недвижимости (объектам основных средств), в случае дальнейшего использования объектов недвижимости для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, за исключением данных объектов основных средств, которые полностью самортизированы или с момента ввода которых в эксплуатацию у такого налогоплательщика прошло не менее 15 лет.

Согласно пункту 4 статьи 171.1 Кодекса налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором наступил момент, указанный в пункте 4 статьи 259 Кодекса.

Кроме того, пунктом 6 статьи 171.1 Кодекса установлено, что в случае, если проведена модернизация (реконструкция) объектов основных средств (в том числе после истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 171.1 Кодекса), приводящая к изменению их первоначальной стоимости, суммы налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции), принятые налогоплательщиком к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты основных средств в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса. В указанном случае налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога на добавленную стоимость по окончании каждого календарного года в течение десяти лет начиная с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости объекта основных средств, в налоговой декларации, представляемой в налоговые органы по месту своего учета за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет.

Таким образом, в случае если на дату перехода налогоплательщика с общей системы налогообложения на упрощенную систему налогообложения им эксплуатируется объект недвижимости (объект основных средств), в отношении которого проведена реконструкция, и с года, в котором на основании пункта 4 статьи 259 Кодекса производится начисление амортизации с измененной первоначальной стоимости этого объекта основных средств, прошло более десяти лет, то у налогоплательщика отсутствует обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету по такому объекту недвижимости (объекту основных средств).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2023 N 03-07-11/123513

Вопрос:

Об учете медицинской организацией доходов от оказания платных медицинских услуг, осуществляемых с привлечением другой медицинской организации, в целях применения ставки 0% по налогу на прибыль.

Ответ:

Согласно положениям пункта 1 статьи 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов по налогу на прибыль организаций при соблюдении ряда условий, установленных данной статьей Кодекса.

Такими условиями, в частности, являются наличие у организации лицензии (лицензий) на осуществление медицинской деятельности, а также условие о получении данной организацией доходов от медицинской деятельности и от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса, составляющих не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с данной главой Кодекса (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 284.1 Кодекса).

При этом для целей статьи 284.1 Кодекса медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов медицинской деятельности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 917 (далее - Перечень).

Вместе с тем отмечается, что для осуществления медицинской организацией платных медицинских услуг необходимо, чтобы эти услуги были указаны в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом такие платные медицинские услуги могут оказываться медицинской организацией как самостоятельно, так и с привлечением другой медицинской организации в качестве соисполнителя.

Учитывая изложенное, доходы медицинской организации от оказания на основании имеющейся лицензии платных медицинских услуг, например забора крови и проведения лабораторных исследований, в случае если для проведения таких лабораторных исследований привлекается другая медицинская организация (на основании договора, заключенного с первой медицинской организацией), также имеющая лицензию на проведение лабораторных исследований, признаются у первой медицинской организации доходами от медицинской деятельности, и, следовательно, указанные доходы учитываются в составе доходов, полученных от осуществления медицинской деятельности, при определении медицинской организацией доли дохода, установленного пунктом 3 статьи 284.1 Кодекса.

При этом обращается внимание, что посредническая деятельность не содержится в перечне видов медицинской деятельности для целей применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов организациями, осуществляющими соответствующую деятельность.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2023 N 03-03-06/1/123463

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение по лицензионному договору.

Ответ:

Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 272 Кодекса, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 Кодекса.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок.

Учитывая указанное, расходы на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение по лицензионному договору учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно в течение срока действия лицензионного договора вне зависимости от установленного таким договором графика платежей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 20.12.2023 N 03-03-06/1/123430