Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О применении пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов организацией радиоэлектронной промышленности, включенной в реестр в июне 2023 г.
Ответ:
С 31.08.2023 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в пункт 1.16 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно - Федеральный закон N 389-ФЗ, Кодекс), согласно которым для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, формирование и ведение которого осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов (далее - Реестр), начиная с налогового периода включения в Реестр налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 3 процентов, а налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов.
При этом на основании пункта 16 статьи 13 Федерального закона N 389-ФЗ действие положений пункта 1.16 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона N 389-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Указанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.16 статьи 284 Кодекса.
Учитывая изложенное, в случае если организация, осуществляющая деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, включенная в июне 2023 года в Реестр, выполняет по итогам отчетного (налогового) периода условие о 70-процентной доле соответствующих доходов, такая организация применяет вышеуказанные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций с начала налогового периода 2023 года.
Исходя из положений подпункта 18 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Кодекса для российских организаций, которые включены в Реестр, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента.
Согласно пункту 14 статьи 427 Кодекса указанный единый пониженный тариф страховых взносов применяется при условии, что по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в этом пункте.
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов при одновременном выполнении вышеупомянутых условий - о включении организации в Реестр и о необходимой доле доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности.
Учитывая изложенное, в случае если организация, включенная в июне 2023 года в Реестр, выполняет вышеупомянутое условие о доле доходов от профильной деятельности в размере не менее 70 процентов за отчетный период 2023 года (полугодие, девять месяцев 2023 года) или расчетный период - 2023 год, она имеет право на применение единого пониженного тарифа страховых взносов с месяца ее включения в указанный Реестр (с июня 2023 года).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2023 N 03-03-06/1/82718
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль выплат плательщику НПД при отсутствии сформированного им чека.
Ответ:
Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 НК РФ, в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Согласно положениям части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у налогоплательщиков налога на профессиональный доход (далее соответственно - плательщик НПД, НПД), при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона N 422-ФЗ.
Поскольку законодательством Российской Федерации установлено требование о наличии подтверждающего документа (чека) при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения НПД, в целях учета осуществленных расходов налогоплательщиками налога на прибыль организаций, то при отсутствии документа (чека) такие расходы не могут быть признаны как документально подтвержденные.
Следовательно, при отсутствии чека от плательщика НПД расходы на оплату выполненных работ или оказанных им услуг не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.08.2023 N 03-03-06/1/81571
Вопрос:
О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, в которой доля косвенного участия РФ превышает 50%.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.
Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.
При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 процента являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.
Одновременно положениями абзацев девятнадцатого и двадцать первого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцать первого пункта 5 статьи 427 Кодекса установлено, что вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов не подлежат применению организациями (в том числе кредитными организациями), в которых прямо и (или) косвенно участвует Российская Федерация и доля такого участия составляет не менее 50 процентов.
При этом согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 321-ФЗ) организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 321-ФЗ), в 2022 - 2024 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ), при соответствии условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ).
Также в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 321-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, начиная с 01.01.2022 вправе применять тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ), без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ).
По совокупности вышеприведенных норм Кодекса и Федерального закона N 321-ФЗ если организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, получила документ о государственной аккредитации до 01.07.2022 и применяла в 2022 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 321-ФЗ), а также пониженные тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, то только в этом случае такая организация начиная с 01.01.2022 и в последующие годы при выполнении ею условия о необходимой доле доходов от профильной деятельности по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ), и упомянутые пониженные тарифы страховых взносов (с 01.01.2023 установленные пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса), в том числе если доля прямого и (или) косвенного участия в данной организации Российской Федерации превысит 50 процентов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2023 N 03-03-06/1/80386
Вопрос:
В соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация банками драгоценных металлов в слитках юридическим лицам, если данные слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков), освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), то есть при реализации банком слитков золота потребительскому кооперативу объект налогообложения по НДС не возникает, если слитки остаются в одном из указанных хранилищ.
Реализация драгоценных металлов налогоплательщиками (за исключением указанных в пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ) банкам также освобождается от налогообложения НДС согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Учитывая вышеизложенное:
- имеет ли право банк применять положения пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ при реализации слитков золота потребительскому кооперативу, если слитки помещены на хранение в хранилище банка, а также в хранилище стороннего банка или Государственное хранилище ценностей, если у банка имеется документальное подтверждение передачи права собственности на слитки в стороннем хранилище и помещения слитков в этом стороннем хранилище;
- возникает ли у банка объект налогообложения по НДС, если ранее приобретенные потребительским кооперативом у банка слитки золота, помещенные в хранилище банка / иное легально установленное специализированное хранилище, впоследствии реализованы потребительским кооперативом стороннему банку или переданы своим пайщикам в качестве погашения паевого взноса?
При этом налоговый статус потребительского кооператива (налогоплательщик/неналогоплательщик НДС, например, в силу применения упрощенной системы налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)) не важен.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.
Так, согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации драгоценных металлов в слитках банками юридическим лицам, не являющимся банками и организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России (далее - юридические лица), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что эти слитки остаются в хранилище банков.
На основании данной нормы Кодекса осуществляемые банком операции по реализации драгоценных металлов в слитках юридическим лицам и отражаемые по открытым юридическим лицам банковским счетам в драгоценных металлах или счетам ответственного хранения без изъятия этих слитков из хранилища банка-продавца налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. В случае изъятия слитков драгоценных металлов из хранилища банка-продавца, включая изъятие слитков, стоимость которых ранее зачислена на банковский счет в драгоценных металлах или счет ответственного хранения, указанные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим если драгоценные металлы в слитках, реализованные банком юридическому лицу, изымаются из хранилища банка-продавца для передачи юридическому лицу в хранилище стороннего банка, в котором эти драгоценные металлы будут помещены на хранение, а также для передачи иным лицам, к которым в установленном порядке перешло право требования этих драгоценных металлов, то банком в отношении такой реализации драгоценных металлов освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не применяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2023 N 03-07-05/79946
Вопрос:
Организация является сельхозтоваропроизводителем - племенным репродуктором. Основной вид деятельности - выращивание и реализация племенных сельскохозяйственных животных. Организация применяет специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог. С 2009 г. на основании заявления организация освобождена от исчисления и уплаты НДС. Основным доходом является доход от реализации племенного поголовья крупного и мелкого рогатого скота, что в силу пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ не является операциями, подлежащими налогообложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемыми от налогообложения). В связи с этим требуется ли в случае реализации племенной продукции выставлять счет-фактуру покупателю и формировать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, если операция по реализации племенных животных не подлежит налогообложению (пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ)?
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).
Таким образом, налогоплательщики имеют право не составлять счета-фактуры в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
В то же время запрета на составление счетов-фактур при осуществлении указанных операций нормами статьи 169 Кодекса не предусмотрено. В связи с этим составление счетов-фактур с отметкой "Без налога (НДС)" при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии со статьей 149 Кодекса, нормам Кодекса не противоречит.
Что касается налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, то на основании пункта 5 статьи 174 Кодекса при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлялись такие операции. При этом в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@, заполняется раздел 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев".
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2023 N 03-07-09/80296
Вопрос:
ООО (далее - Организация) импортировало сырьевые материалы в многооборотной таре в течение IV квартала 2021 г. и I квартала 2022 г. При ввозе сырья тара была помещена под таможенную процедуру временного ввоза без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов сроком на 365 дней (основание: п. 2 ст. 223 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). По истечении указанного периода тара не была вывезена с территории РФ, в связи с чем таможенным органом были выпущены корректировочные таможенные декларации и начислены таможенные пошлины и НДС.
Данная многооборотная тара в течение указанного периода использовалась Организацией для хранения и перемещения сырья.
Может ли Организация учесть суммы уплаченных пошлин в качестве расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций?
Есть ли у Организации право принять к вычету НДС, уплаченный таможенному органу за многооборотную тару?
Ответ:
Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае использования этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, после их принятия на учет.
Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенному органу при выпуске для внутреннего потребления многооборотной тары, может быть принят к вычету в соответствии с положениями вышеуказанных статей Кодекса.
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы налогоплательщика в виде сумм налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов, начисленных в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Таким образом, уплаченные ввозные таможенные пошлины учитываются в составе прочих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса при выполнении условий статьи 252 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2023 N 03-07-08/78762
Вопрос:
Об инвестиционном вычете по налогу на прибыль в виде расходов, составляющих первоначальную стоимость ОС и величину ее изменения, и амортизации ОС, по которым не применяется вычет.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, и (или) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства).
Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, применяется к объектам основных средств, относящимся к третьей - десятой амортизационным группам (за исключением относящихся к восьмой - десятой амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств, если иное не предусмотрено решением субъекта Российской Федерации), по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений пункта 6 статьи 286.1 Кодекса (абзац первый пункта 4 статьи 286.1 Кодекса).
В свою очередь, на основании пункта 8 статьи 286.1 Кодекса в редакции, действующей с 01.01.2020, решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета применяется налогоплательщиком ко всем или к отдельным объектам основных средств, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 286.1 Кодекса, научным исследованиям и (или) опытно-конструкторским разработкам, указанным в абзаце пятом пункта 4 статьи 286.1 Кодекса, с учетом пункта 6 статьи 286.1 Кодекса и отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета принимается налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту Российской Федерации, на территории которого расположены такие обособленные подразделения, и применяется ко всем или к отдельным обособленным подразделениям, расположенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, с 01.01.2020 налогоплательщик самостоятельно принимает и отражает в учетной политике для целей налогообложения решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета ко всем или к отдельным объектам основных средств с учетом положений абзаца первого пункта 4, подпунктов 4 и 4.1 пункта 6, а также абзаца первого пункта 8 статьи 286.1 Кодекса. Соответственно, если налогоплательщик принял решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета только к отдельным объектам основных средств, то по объектам основных средств, в отношении которых не распространяется данное решение, начисляется амортизация в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2023 N 03-03-06/1/75971
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль единовременных выплат работникам, предусмотренных трудовым договором (контрактом) или коллективным договором.
Ответ:
Согласно положениям статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом в статье 255 НК РФ установлен перечень расходов на оплату труда, который не является закрытым, и согласно пункту 25 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.
Таким образом, выплаты работникам, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и осуществленные на основании трудового договора и (или) коллективного договора, являющиеся системой оплаты труда, принятой на предприятии, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что подобные расходы не поименованы в статье 270 НК РФ.
При этом пунктом 23 статьи 270 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм материальной помощи работникам, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
Таким образом, если единовременная выплата, предусмотренная трудовым договором (контрактом) и (или) коллективным договором, не является материальной помощью и не поименована в статье 270 НК РФ, то такая выплата может быть учтена в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.08.2023 N 03-03-06/3/75969
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов, понесенных в период простоя.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Глава 25 Кодекса не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были организацией получены доходы или нет.
Следовательно, организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором организация доходы не получает, при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов.
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию установлен статьей 318 Кодекса.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 318 Кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Затраты налогоплательщика, относимые к прямым расходам (заработная плата работников, амортизация оборудования, не переведенного на консервацию), которые он несет во время простоя, учитываются в составе внереализационных расходов на основании пункта 2 статьи 265 Кодекса.
Косвенные расходы, которые налогоплательщик продолжает нести во время простоя, учитываются для целей налогообложения прибыли в составе соответствующих групп расходов в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Учитывая изложенное, расходы организации, независимо от того, за счет каких средств они произведены, за исключением полученных в рамках целевого финансирования и целевых поступлений, в рамках которых у налогоплательщика возникает обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Временное приостановление деятельности само по себе не свидетельствует о несоответствии расходов, осуществленных в период такого приостановления, признакам, установленным статьей 252 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.08.2023 N 03-03-06/1/75383
Вопрос:
О налоге на прибыль при совершении операций с производными финансовыми инструментами.
Ответ:
Порядок определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами установлен статьями 301 - 305 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления установлен статьей 326 НК РФ.
Согласно положениям статьи 326 НК РФ при применении метода начисления налоговая база определяется налогоплательщиком на дату исполнения срочной сделки с учетом положений главы 25 НК РФ.
Налогоплательщик на дату заключения сделки отражает в аналитическом учете сумму возникших требований (обязательств) к контрагентам исходя из условий сделки и требований (обязательств) в отношении базисного актива (в том числе товаров, денежных средств, драгоценных металлов, ценных бумаг, процентных ставок).
Требования (обязательства) по производным финансовым инструментам, как обращающимся, так и не обращающимся на организованном рынке, не подлежат текущей переоценке в связи с изменением рыночной цены, рыночной котировки, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей базисного актива с учетом положений статьи 326 НК РФ.
При наступлении срока исполнения производного финансового инструмента налогоплательщик производит оценку требований и обязательств на дату его исполнения в соответствии с условиями его заключения и определяет сумму доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу.
Налогоплательщик производит оценку требований (обязательств) на дату исполнения производного финансового инструмента в соответствии с ее условиями и определяет сумму доходов (расходов) с учетом сумм, ранее учтенных для целей налогообложения в составе доходов (расходов).
Одновременно согласно положениям статей 271 и 272 НК РФ доходы и расходы в целях главы 25 НК РФ признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Из вышеуказанных норм главы 25 НК РФ следует, что в общем случае:
налоговая база по операциям с производными финансовыми инструментами определяется на дату исполнения производного финансового инструмента в соответствии с условиями сделки (вне зависимости от фактического поступления денежных средств);
на дату исполнения производного финансового инструмента производится оценка требований (обязательств) в соответствии с условиями сделки и определяется сумма доходов (расходов) с учетом сумм, ранее учтенных для целей налогообложения в составе доходов (расходов);
текущая переоценка требований (обязательств) по производным финансовым инструментам не производится.
Учитывая указанное, установленный порядок учета доходов/расходов по операциям с производными финансовыми инструментами для целей налогообложения не предполагает переоценку требований (обязательств) по производным финансовым инструментам.
При этом обращается внимание, что согласно абзацу 32 статьи 326 НК РФ по производным финансовым инструментам, предусматривающим куплю-продажу иностранной валюты, либо драгоценных металлов, либо ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, налогоплательщик на дату исполнения сделки определяет доходы (расходы) с учетом курсовых разниц, определенных как разница между закрепленным договором курсом иностранной валюты, по которому производится исполнение сделки, и установленным Центральным банком Российской Федерации официальным курсом иностранной валюты к рублю Российской Федерации, и официальных цен на драгоценные металлы на дату исполнения сделки.
Следовательно, если производный финансовый инструмент относится к перечисленным в абзаце 32 статьи 326 НК РФ, то при определении налоговой базы на дату исполнения сделки доходы (расходы) определяются с учетом курсовых разниц, определенных в порядке, указанном в данной норме статьи 326 НК РФ.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.08.2023 N 03-03-06/2/75643