Бюллетень КонсультантПлюс
ОКТЯБРЬ №10

Бюллетень

>>Ваш онлайн-комплект КонсультантПлюс теперь и в мобильном приложении!
>>Как открыть доступ к своему онлайн-комплекту КонсультантПлюс в мобильном приложении
Читать дальше...

Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 20.10.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налоге на прибыль при получении доходов иностранной организацией - резидентом Сербии от разработки программного обеспечения.

Ответ:

Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации, который определяется в соответствии со статьей 309 Кодекса.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Такие доходы, в частности, включают платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

Таким образом, в случае если вышеуказанный вид дохода может быть квалифицирован в качестве дохода от авторских прав и лицензий в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса, то такой доход подлежит налогообложению у источника в Российской Федерации.

Дополнительно сообщается, что с учетом положений статьи 7 Кодекса при налогообложении доходов иностранной организации - резидента Республики Сербия, получаемых от российской организации, следует руководствоваться нормами Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12 октября 1995 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.09.2023 N 03-08-05/92784

Вопрос:

О налогоплательщиках налога на сверхприбыль.

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ) налогоплательщиками налога на сверхприбыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, определяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Также налогоплательщиками налога на сверхприбыль признаются российские организации, являвшиеся по состоянию на 31 декабря 2022 года участниками консолидированной группы налогоплательщиков, в состав которой в 2022 году не входили организации, указанные в пунктах 4, 5, 6 части 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ).

При этом частью 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ определен перечень организаций, которые не признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль.

Организации, не соответствующие положениям, перечисленным в части 4 статьи 2 Федерального закона N 414-ФЗ, признаются налогоплательщиками налога на сверхприбыль.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании такой группы.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.09.2023 N 03-03-06/1/92722

Вопрос:

О налоге на прибыль при выплате дивидендов иностранной организации - резиденту Германии по акциям российских организаций.

Ответ:

В силу пункта 4 Указа Президента Российской Федерации "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения" от 08.08.2023 N 585 приостановлено действие положений статей 5 - 22 и 24 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 г., а также пунктов 2 - 7 Протокола к нему с 8 августа 2023 года.

Таким образом, налогообложение дохода иностранного лица - резидента Федеративной Республики Германия от источников в Российской Федерации, полученного начиная с 8 августа 2023 года, осуществляется согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Порядок налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Кодекса, исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций, и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса устанавливает, что дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, по ставке в размере 15 процентов в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 284 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.09.2023 N 03-08-05/92628

Вопрос:

Об учете IT-организацией доходов от оказания услуг по адаптации и сопровождению ПАК и от сдачи ПАК в аренду в целях применения пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифа страховых взносов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов доходов, которые включаются в 70-процентную долю доходов от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, является исчерпывающим.

Исходя из положений абзацев десятого и одиннадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев десятого и одиннадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам, в частности, относятся доходы:

- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК) при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке ПАК и выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

- от реализации разработанных данной организацией ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Учитывая изложенное, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, вправе включить в 70-процентную долю доходов от осуществления ИТ-деятельности в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, в частности, доходы от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации и сопровождению ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

При этом доходы от сдачи в аренду ПАК, в том числе включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности для целей применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.09.2023 N 03-03-06/1/92458

Вопрос:

Об учете IT-организацией в целях налога на прибыль и страховых взносов доходов от предоставления по сублицензионному договору прав на программное обеспечение для оказания банковских, финансовых услуг.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

В частности, исходя из положений абзаца четвертого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца четвертого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных).

Таким образом, под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются в том числе программы для ЭВМ, базы данных, адаптированные этой ИТ-организацией, что должно документально подтверждаться.

При этом исходя из абзаца седьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца седьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности включаются доходы от предоставления ИТ-организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (за исключением доходов от предоставления указанных прав, если указанные права состоят в получении, в частности, банковских, финансовых услуг, в том числе услуг финансирования под уступку денежного требования, услуг на рынке ценных бумаг (дилерская деятельность, брокерская деятельность, деятельность форекс-дилеров), предоставляемых (оказываемых) банками, кредитными организациями, небанковскими кредитными организациями и иными организациями).

Таким образом, доходы от предоставления ИТ-организацией по сублицензионному договору прав использования адаптированного программного обеспечения банкам, кредитным организациям, небанковским кредитным организациям и иным организациям, которые с использованием этого программного обеспечения предоставляют (оказывают) вышеупомянутые банковские, финансовые услуги третьим лицам, в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов не включаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.09.2023 N 03-03-06/1/92449

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов иностранной организации - резидента Казахстана.

Ответ:

Порядок налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, определен нормами статей 246, 247 и пункта 1 статьи 309 Кодекса, исходя из положений которых доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению налогом, удерживаемым в соответствии с нормами статьи 310 Кодекса налоговым агентом при каждой выплате дохода.

В то же время согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

При этом отмечается, что доходы от оказания иностранной организацией услуг исключительно вне территории Российской Федерации не являются доходами от источников в Российской Федерации в целях главы 25 Кодекса и, следовательно, не подлежат обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации.

Одновременно сообщается, что с учетом положений статьи 7 Кодекса при налогообложении доходов казахстанской организации, получаемых от российской организации, следует руководствоваться нормами Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция).

Также обращается внимание, что с 1 января 2021 года Конвенция применяется с учетом положений Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее - многосторонняя Конвенция) в отношении налога у источника, а в отношении иных налогов - с 1 января 2022 года в соответствии с подпунктами a) и b) пункта 1 статьи 35 Многосторонней Конвенции.

Дополнительно сообщается, что проверка правильности исчисления уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов, а также факта нарушения положений статьи 54.1 Кодекса осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля в порядке, предусмотренном Кодексом.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2023 N 03-08-09/92008

Вопрос:

Об исполнении депозитарием функций налогового агента по НДФЛ при перечислении купона по облигациям российской и иностранной организаций на брокерские счета или на текущий счет.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии с абзацем вторым пункта 7 статьи 214.1 Кодекса доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено указанной статьей.

Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских и (или) иностранных эмитентов предусмотрены в статье 226.1 Кодекса.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 226.1 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ) в случае выплаты депозитарием дохода в виде процента (купона) по облигациям на брокерский счет, специальный брокерский счет или банковский счет доверительного управляющего, используемый указанным управляющим для обособленного хранения денежных средств учредителей управления, налоговым агентом по указанному доходу признается соответствующий брокер или доверительный управляющий.

Таким образом, если депозитарий перечисляет доход в виде купона на брокерские счета, находящиеся в распоряжении брокера, обязанности налогового агента исполняет брокер, осуществляющий в интересах налогоплательщика операции с ценными бумагами на основании договора на брокерское обслуживание. Исчисление, удержание и уплату налога налоговый агент производит в сроки, указанные в пунктах 7 и 9 статьи 226.1 Кодекса.

В случае перечисления депозитарием по указанию клиента дохода в виде купона по облигациям российской организации минуя брокерские счета непосредственно на текущий счет клиента в банке депозитарий производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц в установленном порядке с учетом признания такого депозитария налоговым агентом по основаниям, предусмотренным подпунктами 5 - 7 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса.

В случае перечисления депозитарием по указанию клиента дохода в виде купона по облигациям иностранной организации минуя брокерские счета непосредственно на текущий счет клиента в банке обязанности удержания сумм налога на доходы физических лиц у депозитария не возникает, поскольку такой депозитарий не признается налоговым агентом на основании подпунктов 5 - 7 пункта 2 статьи 226.1 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.09.2023 N 03-04-06/91747

Вопрос:

Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов, полученных при погашении прав требования.

Ответ:

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с пунктом 60.2 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде полученных налогоплательщиком в 2022 году и в 2023 году в собственность имущества (за исключением денежных средств) и (или) имущественных прав от иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом и (или) учредителем по состоянию на 31 декабря 2021 года, при одновременном соблюдении следующих условий, установленных пунктом 60.2 статьи 217 Кодекса.

В соответствии с абзацем первым подпункта 2.6 пункта 2 статьи 220 Кодекса при продаже имущества (имущественных прав) и (или) осуществлении имущественных прав, полученных от иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) налогоплательщиком, доходы которого в виде таких имущества и (или) имущественных прав освобождены от налогообложения в соответствии с пунктом 60.2 статьи 217 Кодекса, такой налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов от продажи таких имущества и (или) имущественных прав, а также доходов в виде денежных средств (иного имущества), полученных им либо перечисленных (переданных) по его указанию третьим лицам при осуществлении таких имущественных прав, ранее переданных ему иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), на сумму, равную стоимости имущества и (или) имущественных прав по данным учета передающей иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) на дату получения таких имущества и (или) имущественных прав, но не выше рыночной стоимости таких имущества и (или) имущественных прав, определяемой с учетом положений статьи 105.3 Кодекса на дату получения налогоплательщиком таких имущества и (или) имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Доходы, полученные при погашении прав требования, являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Кодекса, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса. Указанные российские организации именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.

В этой связи налоговые агенты исчисляют, удерживают и уплачивают сумму налога на доходы физических лиц при выплате доходов налогоплательщику, в том числе в соответствии с приобретенным налогоплательщиком правом требования.

При этом в статье 226 Кодекса не предусматривается норм об учете фактически осуществленных и документально подтвержденных расходов, которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента, за исключением ситуации продажи налогоплательщиком российской организации или индивидуальному предпринимателю ценных бумаг по договорам купли-продажи (мены).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.09.2023 N 03-04-05/91554

Вопрос:

О налоге на прибыль при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

При этом согласно статье 316 НК РФ по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль организаций следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды, независимо от количества дней осуществления производства.

Таким образом, при выполнении работ (услуг) с длительным производственным циклом цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов.

При этом согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.09.2023 N 03-03-06/1/91082

Вопрос:

О применении вычета по налогу на сверхприбыль, а также исчислении данного налога при реорганизации в форме присоединения и доначислении налога на прибыль по результатам налоговой проверки.

Ответ:

По вопросу о применении налогового вычета, установленного частью 2 статьи 6 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (далее соответственно - Федеральный закон N 414-ФЗ, налог)

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона N 414-ФЗ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 414-ФЗ.

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на налоговый вычет, размер которого определяется как сумма обеспечительного платежа по налогу, перечисленного в федеральный бюджет за период с 01.10.2023 по 30.11.2023 включительно. Размер налогового вычета не может превышать половину суммы налога.

При этом сумма обеспечительного платежа по налогу со дня наступления срока его уплаты признается суммой уплаченного налога. Налог уплачивается не позднее 28.01.2024 (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона N 414-ФЗ).

Таким образом, перечисленный в федеральный бюджет в период с 01.10.2023 по 30.11.2023 включительно обеспечительный платеж засчитывается в счет уплаты налога, одновременно уменьшая сумму налога, подлежащего уплате, в связи с предоставленным налогоплательщику правом на налоговый вычет в размере такого обеспечительного платежа.

Следовательно, в случае перечисления в федеральный бюджет налогоплательщиком в течение указанного периода времени обеспечительного платежа в размере половины исчисленной суммы налога обязанность по уплате налога по состоянию на 28.01.2024 признается исполненной.

По вопросам, связанным с порядком исчисления суммы налога при реорганизации организаций в форме присоединения (часть 9 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ)

В соответствии с положениями статей 3 и 4 Федерального закона N 414-ФЗ объектом налогообложения налогом на сверхприбыль признается сверхприбыль, налоговая база по которой определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.

Согласно части 9 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ для организаций, реорганизованных в форме присоединения, средняя арифметическая величина прибыли за соответствующие годы, предшествующие реорганизации, определяется с учетом данных присоединенной организации.

В свою очередь, прибыль для целей Федерального закона N 414-ФЗ за соответствующий год исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций, определяемых в соответствии с положениями статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за соответствующий год, с учетом положений статьи 283 Кодекса. То есть налоговая база по налогу на прибыль организаций за соответствующий год определяется с учетом ее уменьшения на сумму убытка, сформированного в предыдущих периодах.

По вопросу расчета налога на сверхприбыль в случае доначисления по результатам налоговой проверки налога на прибыль организаций, относящегося к налоговым базам по налогу на прибыль организаций, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ.

В соответствии с положениями части 11 статьи 3 Федерального закона N 414-ФЗ в случае доначисления по результатам налоговой проверки налога на прибыль организаций, относящегося к налоговым базам по налогу на прибыль организаций, учитываемым при исчислении прибыли в соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи, сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год подлежит увеличению на величину, равную произведению суммы соответствующего доначисления налога на прибыль организаций по результатам налоговой проверки и коэффициента 5.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.09.2023 N 03-03-06/1/91029