Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 06.10.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, созданной после 01.07.2022 в результате реорганизации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в указанном пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Одновременно положениями абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса установлено, что вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов не подлежат применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.

Таким образом, если организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, создана после 01.07.2022 в результате действий, указанных в абзаце двадцатом пункта 1.15 статьи 284 и абзаце двадцатом пункта 5 статьи 427 Кодекса, то такая организация не вправе применять установленные пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и единый пониженный тариф страховых взносов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.05.2023 N 03-03-06/1/47784

Вопрос:

Об учете страховыми организациями сумм отчислений в страховые резервы в целях налога на прибыль.

Ответ:

Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков) установлены статьей 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 294 НК РФ к расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора.

При этом Банк России, осуществляющий функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), назван в статье 4.1 Закона N 4015-1 органом страхового надзора.

Учитывая указанное, в целях главы 25 НК РФ страховые организации учитывают в составе расходов суммы отчислений в страховые резервы, сформированные в порядке, утвержденном органом страхового надзора - Банком России.

Следовательно, суммы отчислений в страховые резервы учитываются в составе расходов в размере, определенном в соответствии с законодательством о страховании, и их расчет положениями главы 25 НК РФ не регулируется. В связи с чем основания для внесения изменений в статью 294 НК РФ отсутствуют.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.05.2023 N 03-03-06/3/47724

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль амортизационных отчислений по имуществу, находящемуся на временном простое.

Ответ:

Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы налогоплательщика должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным критериям, для целей налога на прибыль организаций не учитываются (пункт 49 статьи 270 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Согласно пункту 4 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Основания, по которым основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества, приведены в пункте 3 статьи 256 НК РФ.

Поскольку положения пункта 3 статьи 256 НК РФ не предусматривают требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени, произвольное исключение имущества из состава амортизируемого, в том числе по критерию временного неполучения дохода, НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, налогоплательщик в отношении имущества, находящегося на временном простое, начисляет амортизацию в общеустановленном порядке, при условии, что такое имущество соответствует критериям амортизируемого имущества.

При этом отмечается, что обоснованность отнесения затрат к расходам для целей главы 25 НК РФ и их документальная подтвержденность проверяются налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.

Одновременно сообщается, что налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, в частности, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации в соответствии с установленным сроком полезного использования (подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ).

Кроме того, налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, расходы в виде убытков от хищений, виновники которых не установлены. В данном случае факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (подпункт 5 пункта 2 статьи 265 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2023 N 03-03-06/3/46936

Вопрос:

О применении участником РИП пониженных ставок по налогу на прибыль и учете им расходов на приобретение (создание) амортизируемого имущества.

Ответ:

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 25.9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) участником региональных инвестиционных проектов (далее соответственно - участник РИП, РИП) признается российская организация, которая обратилась в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы, в частности, по налогу на прибыль организаций в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 НК РФ, при выполнении определенных условий.

В заявлении о применении налоговых льгот указываются параметры инвестиционного проекта, в частности, объем произведенных капитальных вложений в рамках РИП и срок, в течение которого было выполнено требование о минимальном объеме капитальных вложений в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ (пункт 1 статьи 25.12-1 НК РФ).

Подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ установлен минимальный объем капитальных вложений, который не может быть менее 50 (500) миллионов рублей при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех (пяти) лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации РИП, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее трех (пяти) лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 НК РФ.

Также отмечается, что статус участника РИП организация получает начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 284.3-1 НК РФ (подпункт 2 пункта 3 статьи 25.9 НК РФ).

К таким условиям относятся:

1) в соответствии с данными налогового учета признана прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП;

2) участником РИП выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений, установленное подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ;

3) участник РИП обратился в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы, указанным в пункте 1 статьи 25.12-1 НК РФ.

Учитывая изложенное, участник РИП в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль обязан, в частности, соблюсти условие об осуществлении капитальных вложений в размере не менее 50 (500) миллионов рублей в срок, не превышающий трех (пяти) лет со дня начала осуществления капитальных вложений в рамках реализации РИП, но не ранее 1 января 2013 года и не ранее трех (пяти) лет, предшествующих дате обращения организации в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы.

Следует отметить, что затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства, определяемую в соответствии со статьей 257 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации с момента ввода в эксплуатацию этих объектов основных средств.

При этом расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (пункт 5 статьи 270 НК РФ).

Таким образом, возникновение расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества и их признание при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций различны во времени, следовательно, капитальные вложения считаются осуществленными в том отчетном (налоговом) периоде, в котором возникает сам факт возникновения расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.05.2023 N 03-03-06/1/45228

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов, произведенных в пользу работников, а также об НДС при оказании услуг по предоставлению работникам парковочных мест.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Согласно положениям статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом в статье 255 Кодекса установлен перечень расходов на оплату труда, который не является закрытым, и согласно пункту 25 указанной статьи Кодекса к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором.

Таким образом, расходы организации, произведенные в пользу своих работников, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и осуществленные на основании трудового договора и (или) коллективного договора, являющиеся системой оплаты труда, принятой на предприятии, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и при условии, что подобные расходы не поименованы в статье 270 Кодекса.

Касательно налога на добавленную стоимость сообщается, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. При этом в целях главы 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

В связи с этим услуги по предоставлению парковочных мест, оказываемые организацией как на возмездной, так и на безвозмездной основе сотрудникам этой организации, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Что касается порядка определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, то в случае оказания данных услуг на возмездной основе следует руководствоваться пунктом 1 статьи 154 Кодекса, в соответствии с которым при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога.

В случае реализации услуг на безвозмездной основе налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 154 Кодекса, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43735

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде стоимости питания работников.

Ответ:

Положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены случаи возможности отнесения стоимости питания, предоставляемого работникам организации, в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль (статьи 252, 255 и 270 НК РФ).

Так, стоимость питания может быть учтена при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в случае если действующим законодательством предусмотрено специальное питание для отдельных категорий работников.

Также стоимость питания может учитываться в составе расходов на оплату труда, в случае если бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовым и (или) коллективным договорами и, соответственно, является частью системы оплаты труда работников, при условии, что, как и в случае иных начислений по оплате труда, налогоплательщиком выполняются обязательства по выявлению конкретной величины доходов каждого работника (с начислением налога на доходы физических лиц).

В иных случаях расходы налогоплательщика в виде стоимости питания, предоставляемого работникам, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43800

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль процентных расходов и сумм прекращенных обязательств банка по договору субординированного кредита.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты в виде процентов по долговым обязательствам любого вида с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 328 НК РФ налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов, по каждому виду долговых обязательств исходя из установленных условиями договора доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта статьи 328 НК РФ.

Таким образом, для целей главы 25 НК РФ основанием для отражения процентного расхода в составе внереализационных расходов налогоплательщика являются условия действующего долгового обязательства, которыми установлены доходность и срок действия такого долгового обязательства. При этом налогоплательщик обязан отразить в налоговом учете сумму соответствующего предусмотренного долговым обязательством процентного расхода вне зависимости от фактически осуществленных выплат.

Следовательно, если договором предусмотрена выплата процентов по долговому обязательству, то вне зависимости от фактического осуществления налогоплательщиком выплат процентов по такому долговому обязательству их сумма процентов отражается в составе внереализационных расходов. Указанное также применяется к договорам субординированного кредита (займа).

При прекращении договора субординированного кредита (займа) следует исходить из того, что основания прекращения долгового обязательства, а также правовые последствия такого прекращения устанавливаются гражданским и отраслевым законодательством.

В частности, нормы статьи 25.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) определяют понятие субординированного кредита (депозита, займа, облигационных займов) кредитной организации, а также правовые последствия прекращения указанных долговых обязательств.

Для целей главы 25 НК РФ на основании пункта 18 статьи 250 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Согласно подпункту 21.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных обязательств банка по договорам субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 Закона N 395-1, при осуществлении в отношении такого банка мер по предупреждению банкротства с участием Центрального банка Российской Федерации или государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

Учитывая указанное, суммы прекращенных обязательств банка по договору субординированного кредита не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 21.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, если их прекращение произошло при реализации мер по предупреждению банкротства с участием Центрального банка Российской Федерации или государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" по основаниям, указанным в статье 25.1 Закона N 395-1.

В случаях списания кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами) по основаниям, отличным от указанных в подпунктах 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, соответствующие суммы списываемой задолженности подлежат отражению в составе внереализационных доходов налогоплательщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.05.2023 N 03-03-06/2/43329

Вопрос:

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате обязательных налоговых платежей и формировании резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль.

Ответ:

В случае если лицо нуждается во временном снижении налоговой нагрузки, оно вправе обратиться в уполномоченный орган (статья 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)) с заявлением о предоставлении ему отсрочки (рассрочки) до уплате обязательных платежей, регулируемых Кодексом, при наличии оснований, установленных пунктом 2 статьи 64 Кодекса, и соблюдении условий, предусмотренных статьями 61, 62, 64 Кодекса.

Такая отсрочка (рассрочка) предоставляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, указанных в пунктах 4 - 6 статьи 64 Кодекса.

Вместе с тем в части налога на прибыль организаций сообщается, что главой 25 Кодекса предусмотрена возможность для налогоплательщиков создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном статьей 266 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Кодекса сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При этом суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций (подпункт 7 пункта 1 статьи 265 Кодекса), что позволяет перенести уплату части налоговых платежей на более поздние сроки.

Также сообщается, что отношения по заключению договора банковского обслуживания между банком и клиентом являются гражданско-правовыми и не предусматривают возможности административно-правового воздействия на юридически равноправные стороны этих отношений.

Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" органы законодательной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность банков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Также обращается внимание, что установленный частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип свободы договора предусматривает самостоятельность граждан и юридических лиц в заключении договора и тем самым возложении на себя рисков ответственности за несоблюдение условий заключенного договора.

При этом деятельность иностранных кредитных организаций регулируется в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого они находятся. В этой связи по вопросам о блокировке денежных средств иностранным банком целесообразно обратиться непосредственно в данную кредитную организацию.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.05.2023 N 03-03-07/43297

Вопрос:

О налоге на прибыль в отношении сумм платежей по договорам ДМС работников, а также при досрочном расторжении договоров ДМС.

Ответ:

Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Таким образом, расходы в виде сумм платежей по договорам добровольного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, в случае если выполняются условия, предусмотренные в пункте 16 статьи 255 НК РФ, а также если указанные расходы отвечают критериям статьи 252 НК РФ.

Одновременно сообщается, что если договор добровольного медицинского страхования заключен на срок не менее одного года, но страхователь досрочно расторгает договор до истечения одного года с момента заключения договора, то расходы, отнесенные ранее в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть исключены из состава расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку были нарушены условия, установленные пунктом 16 статьи 255 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.04.2023 N 03-03-06/1/29258

=============================================================================