Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 21.07.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Индивидуальный предприниматель получил беспроцентный заем от ООО, одним из учредителей которого он является. В каком порядке должен быть уплачен НДФЛ с дохода предпринимателя от экономии на процентах: самостоятельно индивидуальным предпринимателем или удержан налоговым агентом - ООО? Если налог должен удерживаться агентом, то за счет каких средств? Ответ:В общем порядке налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, если иное не предусмотрено указанным подпунктом. В соответствии с абзацами шестым - восьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (за исключением материальной выгоды, указанной в абзацах втором - четвертом указанного подпункта), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий: соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях; такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги). С учетом изложенного при несоблюдении условий, установленных абзацами седьмым - восьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, при получении физическим лицом от организации беспроцентного займа дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком указанными заемными (кредитными) средствами не возникает. В случае соблюдения какого-либо из условий, установленных абзацами седьмым - восьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. На основании пункта 1 статьи 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами. Пунктом 2 статьи 226 Кодекса установлено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии со статьей 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком. Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 214.7, 226.1, 226.2, 227 и 228 Кодекса. Согласно абзацу второму пункта 4 статьи 226 Кодекса при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме. В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Кодекса при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Исходя из положений пункта 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено статьей 228 Кодекса. Вместе с тем согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 227 Кодекса физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от осуществления такой деятельности, в порядке, установленном статьей 225 Кодекса. Таким образом, статьей 227 Кодекса предусмотрены самостоятельные исчисление и уплата налога на доходы физических лиц для физических лиц, зарегистрированных в установленном законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только в отношении доходов, полученных от осуществления такой деятельности. Одновременно сообщается, что на основании пункта 90 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде материальной выгоды, полученные в 2021 - 2023 годах. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.06.2023 N 03-04-05/56506 Вопрос:Вправе ли ИП применять ПСН при осуществлении торговли со склада? Ответ:В соответствии с подпунктами 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения (далее - ПСН) может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, как имеющие, так и не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Согласно подпунктам 2 и 7 пункта 3 статьи 346.43 Кодекса под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. Под стационарной торговой сетью, не имеющей торговых залов, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные объекты. В связи с тем что склад не указан в перечне торговых объектов, применяемом в целях подпунктов 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, ПСН в отношении осуществляемой в нем торговой деятельности не применяется. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.06.2023 N 03-11-11/53038 Вопрос:К заработной плате и иным выплатам работникам, занятым на вредных видах работ, применяются, согласно ст. 428 НК РФ, дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Эти работники проходят обучение для повышения квалификации, и им предоставляются учебные отпуска. Нужно ли применять дополнительные тарифы страховых взносов при оплате учебных отпусков, или эти тарифы применяются только к выплатам в части фактической работы во вредных условиях? Ответ:Исходя из положений статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ с вредными и опасными условиями труда, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ). При этом упомянутые страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, так же как и страховые взносы по основным тарифам, начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения в соответствии со статьей 420 Налогового кодекса, за исключением сумм, поименованных в статье 422 Налогового кодекса. Таким образом, выплаты в пользу работника, занимающего должность на работе с вредными и опасными условиями труда, начисляемые за период нахождения такого работника в учебном отпуске, в полном объеме подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, в том числе и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.06.2023 N 03-15-05/52122 Вопрос:Можно ли ИП на ПСН торговать через вендинговые автоматы? Ответ:В соответствии с подпунктом 46 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения (далее - ПСН) может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.43 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи. При этом в целях применения ПСН к данному виду деятельности относится, в частности, реализация товаров через торговые автоматы. Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли с использованием торговых автоматов, может применяться ПСН. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.06.2023 N 03-11-11/51014 Вопрос:Об исчислении НДПИ при добыче щебня различного фракционного состава. Ответ:Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), в частности, внесены изменения в статьи 337 и 343 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые вступили в силу с 01.09.2022. В соответствии с пунктом 1 статьи 337 Кодекса в целях главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса добытым полезным ископаемым, подлежащим налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 337 Кодекса видом добытого полезного ископаемого является щебень. Учитывая, что понятие "щебень" в целях Кодекса не определено, на основании статьи 11 Кодекса указанное понятие применяется в том значении, в котором оно применяется в иных отраслях законодательства Российской Федерации. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 17.06.1994 N 18-43 введен в действие ГОСТ 8267-93 "Межгосударственный стандарт. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8267-93). Согласно пункту 3.1 ГОСТ 8267-93 щебень из горных пород - это неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления. В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм. По согласованию изготовителя с потребителем выпускают щебень и гравий в виде других смесей, составленных из отдельных фракций, а также фракций от 80 (70) до 120 мм, св. 120 до 150 мм. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 340 Кодекса оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого (в данном случае щебня). В силу пункта 2 статьи 343 Кодекса сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому (щебню). Таким образом, в случае если техническим проектом и иной проектной документацией на разработку соответствующего участка недр по окончании комплекса технологических операций (процессов) по добыче горных пород предусмотрено получение нескольких видов продукции горнодобывающей промышленности различного фракционного состава, соответствующих определенному в статье 337 Кодекса понятию "добытое полезное ископаемое", то добытым полезным ископаемым признается эта продукция. Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пунктов 1 и 2 статьи 337 Кодекса и подпункта 2 пункта 1 статьи 340 Кодекса, в целях исчисления НДПИ в отношении щебня с 01.09.2022 должна учитываться выручка от реализации щебня любого фракционного состава. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.05.2023 N 03-06-05-01/49192 Вопрос:Об исполнении функций налогового агента по НДФЛ организацией, осуществившей выплату по договору купли-продажи ценных бумаг, и о возврате НДФЛ при приобретении физлицом статуса налогового резидента РФ. Ответ:Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы. При этом на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 226 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2 или абзацем вторым пункта 6 статьи 226.1 Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками. Указанные в пункте 1 статьи 226 Кодекса налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента. В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет. Также разъясняется, что статьей 231 Кодекса установлен общий порядок возврата налоговым агентом излишне удержанной им из дохода налогоплательщика суммы налога. На основании пункта 1 статьи 231 Кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога на доходы физических лиц подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса. Одновременно сообщается, что положения пункта 1.1 статьи 231 Кодекса применяются в связи с перерасчетом налога на доходы физических лиц по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным налогоплательщиком статусом налогового резидента Российской Федерации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.05.2023 N 03-04-06/49051 Вопрос:Об НДФЛ при получении вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу на территории Киргизской Республики. Ответ:В общем порядке налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). На основании статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации. Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса. Так, подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Вышеупомянутые доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации. Вместе с тем на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Кодекса в отношении доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 30 процентов, за исключением доходов, которые подлежат налогообложению по иным ставкам. При этом согласно пункту 1 статьи 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Между Российской Федерацией и Киргизской Республикой действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы от 13.01.1999 (далее - Соглашение). Налоги, на которые распространяется действие Соглашения, поименованы в пункте 3 статьи 2 Соглашения. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Соглашения указанное Соглашение также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам или вместо них после даты подписания Соглашения. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.05.2023 N 03-08-09/48849 Вопрос:О налогообложении доходов иностранной организации - налогового резидента Японии в виде компенсационной выплаты за расторжение договора "Валютный своп". Ответ:Порядок налогообложения доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, определен нормами статей 246, 247 и пунктом 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых доходы от источников в Российской Федерации подлежат обложению налогом, удерживаемым в соответствии с нормами статьи 310 Кодекса налоговым агентом при каждой выплате дохода. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся также "иные аналогичные доходы". В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а также имущественных прав, за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 статьи 309 Кодекса, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Исходя из изложенного аналогичный характер дохода заключается в том, что такой доход относится к доходам от источников в Российской Федерации и не связан с деятельностью иностранной организации через постоянное представительство, за исключением доходов, указанных в пункте 2 статьи 309 Кодекса. При этом в силу норм статьи 7 Кодекса при налогообложении дохода, выплачиваемого иностранной организации, следует учитывать положения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов от 07.09.2017 (далее - Конвенция) при условии представления последней подтверждающих документов, предусмотренных статьей 312 Кодекса. При применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее - Комментарии и Модельная конвенция), на основе которой заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами. В соответствии с пунктом 21.1 Комментариев к статье 11 "Проценты" Модельной конвенции определение процентов не распространяется на выплаты, произведенные по определенным видам производных финансовых инструментов, в основе которых отсутствует долговое обязательство (например, процентный своп). Однако определение процентов применяется в той мере, в которой заем считается существующим согласно принципу "приоритета сущности над формой", принципу "злоупотребления правами" или иной аналогичной доктрине. Таким образом, к доходам иностранной организации - налогового резидента Японии, полученным в виде компенсационной выплаты за расторжение договора "Валютный своп", применяются положения пункта 3 статьи 20 Конвенции. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.05.2023 N 03-08-05/48861 Вопрос:О понятии ювелирных и других изделий из драгоценных металлов в целях применения УСН. Ответ:Положениями Федерального закона от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен подпунктом 22, согласно которому с 01.01.2023 не вправе применять упрощенную систему налогообложения лица, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов. Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В Российской Федерации правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), установлены Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ). Согласно Федеральному закону N 41-ФЗ ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - это изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов и имеющие пробы не ниже минимальных проб, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, за исключением монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статус которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов), либо изделия, изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения с использованием различных видов декоративной обработки, со вставками из драгоценных камней. Понятие ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, равно как и иные понятия, установленные отраслевым Федеральным законом N 41-ФЗ, должны применяться в том же значении в Кодексе. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.05.2023 N 03-11-11/48438 Вопрос:Федеральным законом от 27.06.2018 N 159-ФЗ "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в пп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) внесены изменения. В соответствии с принятыми изменениями право на применение налоговой ставки 0% по НДС при реализации драгоценных металлов банкам также предоставляется налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. АО является металлургическим предприятием, не имеющим лицензии на пользование недрами и осуществляющим переработку полиметаллического сырья (цинкового концентрата) в целях извлечения цинка и сопутствующих полезных компонентов (кадмия, индия, меди, свинца, золота, серебра и др.). Отходы (остатки сырья) в виде цинкового кека, содержащего остаточное количество цинка, а также медь, индий, свинец, золото, серебро, АО использует для последующей переработки в целях доизвлечения цинка и извлечения сопутствующих полезных компонентов с использованием пирометаллургических и гидрометаллургических процессов. В части деятельности по извлечению сопутствующих полезных компонентов образуется клинкер, содержащий медь, золото, серебро и другие компоненты, а также карбонизированный свинцовый кек, содержащий свинец, серебро, золото и другие компоненты. Клинкер и карбонизированный свинцовый кек производства АО, в соответствии с техническими условиями и по договорам подряда, передаются на аффинажный завод для последующей переработки в целях получения золота и серебра в слитках. Полученные драгоценные металлы в слитках АО реализует банкам. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под производством драгоценных металлов подразумевается извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов. При этом "ГОСТ Р 52793-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Металлы драгоценные. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 24.12.2007 N 388-ст) (далее - ГОСТ Р 52793-2007) содержит более подробные понятия, такие как "производство драгоценного металла", "предприятие - переработчик драгоценного металла", и их составные части "отход драгоценного металла", "содержащий драгоценный металл промежуточный продукт", "содержащее драгоценный металл вторичное сырье". В связи с изложенным требуются разъяснения по вопросам, возникающим при применении пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, в части отнесения к налогоплательщикам, осуществляющим без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, возникающих в процессе производства. Возможно ли применение нулевой ставки, предусмотренной пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ, к налогоплательщикам, реализующим банкам драгоценные металлы, которые произведены с привлечением по договорам подряда третьих лиц, в частности в случаях, когда налогоплательщик осуществил переработку отходов, содержащих драгоценные металлы, в промежуточный продукт, а третье лицо осуществило дальнейшие этапы переработки, включая аффинаж? Ответ:На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации драгоценных металлов банкам налогоплательщиками, осуществляющими добычу или производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, а также налогоплательщиками, осуществляющими без лицензии на пользование недрами производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, применяется налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов. В связи с этим налоговая ставка по НДС в размере 0 процентов при реализации драгоценных металлов банкам применяется налогоплательщиками, являющимися субъектами добычи и производства драгоценных металлов. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Так, согласно понятиям, установленным статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов. Таким образом, производство драгоценных металлов состоит из нескольких стадий и включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов извлечения драгоценных металлов. Заключительной стадией производства драгоценных металлов можно считать аффинаж драгоценных металлов - деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов и получению аффинированных драгоценных металлов, осуществляемую специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень. При осуществлении деятельности по производству драгоценных металлов организации и индивидуальные предприниматели должны соблюдать требования законодательства Российской Федерации в отрасли драгоценных металлов, в том числе состоять на специальном учете с указанием в учредительных документах вида экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов". Кроме того, на основании статьи 15.1 Федерального закона N 41-ФЗ и пункта 56 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю). Учитывая изложенное, в случае если организация в соответствии с нормами Федерального закона N 41-ФЗ состоит на специальном учете, а также в ее учредительных документах указан вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов", и при этом имеет лом и отходы драгоценных металлов, образовавшиеся у нее в процессе собственного производства, которые передаются сторонним лицам на обработку (переработку) с целью получения концентратов и полуфабрикатов, передаваемых в дальнейшем на аффинаж на аффинажные заводы на давальческой основе, и последующую реализацию драгоценных металлов банкам, то в отношении данных операций по реализации драгоценных металлов применяется ставка НДС в размере 0 процентов, предусмотренная вышеуказанным подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.05.2023 N 03-07-05/44145 |