Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 07.07.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:О налоге на прибыль с доходов иностранной организации, получаемых от российской организации за предоставление удаленного доступа к программному обеспечению в виде сетевого сервиса. Ответ:Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации, который определяется в соответствии со статьей 309 Кодекса. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, относятся доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Такие доходы, в частности, включают платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта. Таким образом, в случае если вышеуказанный вид дохода может быть квалифицирован в качестве дохода от авторских прав и лицензий в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса, то такой доход подлежит налогообложению у источника в Российской Федерации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2023 N 03-08-05/38846 Вопрос:О заполнении счетов-фактур при экспорте товаров в Республику Беларусь по договору, предусматривающему 100%-ную предоплату в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Ответ:Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров. В соответствии с пунктом 5 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., при экспорте товаров с территории одного государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на территорию другого государства - члена ЕАЭС в целях исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена ЕАЭС для налогоплательщика налога на добавленную стоимость. Таким образом, при экспорте товаров в Республику Беларусь по договору, предусматривающему 100%-ную предоплату в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества отгруженных по счету-фактуре товаров без налога на добавленную стоимость, следует указывать стоимость товаров без налога в рублях исходя из полученной 100%-ной предоплаты в рублях без перерасчета по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2023 N 03-07-13/1/38852 Вопрос:Об НДС при приобретении у иностранного лица услуг, местом реализации которых признается РФ, если право требования долга к покупателю переуступлено продавцом другой российской организации. Ответ:На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица. Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранного лица услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, оплата за которые производится в адрес другой российской организации в связи с тем, что право требования долга к российской организации - покупателю переуступлено иностранным лицом этой другой российской организации, исчисляет, удерживает и уплачивает в бюджет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента. При этом суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные российской организацией в соответствии со статьей 161 Кодекса, принимаются к вычету на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса в порядке, предусмотренном статьями 171 и 172 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2023 N 03-07-08/38850 Вопрос:О приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации и об административной ответственности при открытии счетов банком (иной кредитной организацией). Ответ:В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 указанной статьи, и открытия банком этой организации и этим лицам счета и (или) предоставления банком этой организации права использовать новые корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) для переводов электронных денежных средств все расходные операции по вновь открытым счетам и (или) по переводу электронных денежных средств этой организации и этих лиц прекращаются банком со дня открытия соответствующего счета и (или) предоставления права использовать корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) до прекращения действия приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках либо до отмены налоговым органом приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках в соответствии с пунктами 9.1 и 9.3 статьи 76 Налогового кодекса. Согласно части 2 статьи 15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Однако диспозиция, на обеспечение которой направлена приведенная санкция, в Налоговом кодексе отсутствует. В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств: российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям - при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей; иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 указанного пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, - при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В соответствии с частью 1 статьи 15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Однако диспозиция, на обеспечение которой направлена приведенная санкция в отношении российских организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованных филиалов, представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, в Налоговом кодексе отсутствует. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.04.2023 N 03-02-06/38842 Вопрос:О налоге на прибыль при получении СРО процентов в связи с размещением средств компенсационного фонда на счетах кредитных организаций. Ответ:Согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ) одним из способов по обеспечению имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами является формирование саморегулируемой организацией компенсационного фонда. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда (пункт 7 статьи 13 Федерального закона N 315-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса). Согласно пункту 6 статьи 250 Кодекса внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьей 290 Кодекса). При этом в статье 251 Кодекса установлен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В указанном перечне не поименованы доходы в виде процентов, полученных саморегулируемыми организациями в связи с размещением средств компенсационного фонда на счетах кредитных организаций. Таким образом, указанные доходы саморегулируемых организаций подлежат учету в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2023 N 03-03-07/37171 Вопрос:О документальном подтверждении и оценке экономической обоснованности расходов в целях налога на прибыль. Ответ:Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для целей налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Указанный Федеральный закон N 402-ФЗ определяет перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, но не устанавливает конкретные виды документов, которые должны применяться экономическими субъектами в качестве первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни. Таким образом, расходы организации могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в случае оформления документами, соответствующими требованиям действующего законодательства, при условии обоснованности таких расходов. Вместе с тем обращается внимание, что НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2023 N 03-03-06/1/37206 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль доходов при списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга. Ответ:В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Положения данного пункта не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием, а также на списание специализированным обществом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами выпущенных им облигаций. Учитывая указанное, при списании кредиторской задолженности на основании соглашения о прощении долга налогоплательщик-должник должен отразить в составе внереализационных доходов суммы прощенной (списываемой) кредиторской задолженности, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2023 N 03-03-06/1/37180 Вопрос:О начислении в целях налога на прибыль амортизации в отношении ОС в случае отсутствия дохода от их использования. Ответ:В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях главы 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса) и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Пунктом 2 статьи 256 Кодекса предусмотрен перечень амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации. Согласно пункту 4 статьи 259 Кодекса начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. На основании пункта 5 статьи 259.1 Кодекса независимо от окончания срока полезного использования начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. Отмечается, что из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 Кодекса исключаются основные средства по основаниям, приведенным в пункте 3 статьи 256 Кодекса. При этом указанные положения не предусматривают требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2023 N 03-03-07/37230 Вопрос:Об учете сумм НДС, предъявленных при ввозе товаров в РФ, в первоначальной стоимости ОС в целях налога на прибыль. Ответ:Пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктами 8 и 20 статьи 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом. Согласно пункту 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, вычету не подлежат. При этом на основании абзаца пятого пункта 2.1 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, не подлежащие вычету в соответствии с данным пунктом, не включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.04.2023 N 03-03-06-1/37221 Вопрос:Организация реализует свою продукцию как на территории РФ, так и за ее пределами, в том числе и в страны ЕАЭС. При реализации продукции на экспорт применяется ставка НДС 0%. Для подтверждения ставки 0% по НДС готовится полный пакет документов в соответствии с п. 4 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС, п. п. 1.3, 1, 10 ст. 165 НК РФ в установленный срок (в течение 180 дней с даты отгрузки), а именно: 1) контракты и дополнительные соглашения с покупателями; 2) Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налогового органа; 3) товаросопроводительные документы (универсальные передаточные документы (УПД), товарно-транспортные накладные (ТТН), международные транспортные накладные (CMR), подписанные материально ответственным лицом, со стороны грузополучателя из ЕАЭС). Представление иных документов законодательством не предусмотрено, и в ходе камеральных проверок при подтверждении ставки 0% по НДС они не запрашиваются. Иностранные покупатели в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности могут перепродавать продукцию организации покупателям из РФ по самостоятельно заключенным экспортным контрактам, не связанным с организацией, то есть фактически продукция возвращается в РФ через страны ЕАЭС без участия организации. Является ли факт ввоза из стран ЕАЭС в РФ продукции организации основанием для отказа в применении ставки 0% по НДС для организации-экспортера из РФ? Ответ:Применение налога на добавленную стоимость в торговых отношениях между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Протокол). Согласно пункту 3 раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола, в том числе договора, заключенного с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, на основании которого осуществляется экспорт товаров, и заявления с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов, либо об освобождении от налогов или ином порядке исполнения налоговых обязательств. Таким образом, при экспорте из Российской Федерации в Республику Беларусь товаров ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется при представлении в налоговый орган вышеуказанных документов независимо от того, каким образом такие товары в дальнейшем используются белорусским хозяйствующим субъектом. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.04.2023 N 03-07-13/1/29672 ============================================================================= |