Бюллетень КонсультантПлюс
ОКТЯБРЬ №10

Бюллетень

>>Ваш онлайн-комплект КонсультантПлюс теперь и в мобильном приложении!
>>Как открыть доступ к своему онлайн-комплекту КонсультантПлюс в мобильном приложении
Читать дальше...

Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 30.06.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О налогообложении и квалификации доходов австрийской организации от погашения инвестиционных паев ПИФов.

Ответ:

Доход австрийской организации от погашения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда в силу своей природы в полном объеме не подпадает под определение термина "дивиденды", содержащегося в статье 10 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 (далее - Конвенция), так как при погашении пая происходит прекращение права собственности на ценную бумагу.

Одновременно такой доход не подпадает под действие положений статьи 13 "Прирост стоимости капитала" Конвенции, в силу того что отчуждение имущества предполагает переход права собственности на имущество другим лицам, который в случае погашения пая не происходит.

Вместе с тем согласно пункту 28 Комментариев к статье 10 "Дивиденды" Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее - Модельная конвенция) выплаты, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли на основе решения, принимаемого на ежегодных собраниях акционеров компании, но также иные выплаты в денежной форме или имеющие денежный эквивалент, такие как премиальные акции, премии, ликвидационные выплаты, выплаты в связи с погашением ценной бумаги (с учетом положений пункта 31 Комментариев к статье 13 "Прирост стоимости капитала" Модельной конвенции) и скрытое распределение прибыли. Как правило, распределение прибыли, которое сопровождается уменьшением прав, например выплаты, представляющие собой возврат капитала в любой форме, не рассматривается как дивиденды.

При этом согласно пункту 31 Комментариев к статье 13 "Прирост стоимости капитала" Модельной конвенции, если ценные бумаги отчуждаются владельцем в связи с ликвидацией компании-эмитента или в связи с погашением ценных бумаг или уменьшением уставного капитала компании, разница между суммой, полученной владельцем ценной бумаги, и номинальной стоимостью ценных бумаг может квалифицироваться как распределение накопленной прибыли, а не прирост стоимости капитала.

Таким образом, доход австрийской организации - пайщика от погашения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, не превышающий суммы документально подтвержденных фактических затрат этой иностранной организации на приобретение паев паевого инвестиционного фонда, может быть квалифицирован как "другие доходы", которые подлежат налогообложению согласно положениям статьи 21 "Другие доходы" Конвенции.

При этом доход такой австрийской организации от погашения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда в части превышения суммы документально подтвержденных фактических затрат австрийского пайщика на приобретение указанных паев паевого инвестиционного фонда может быть квалифицирован как дивиденды и подлежать налогообложению в соответствии с положениями статьи 10 "Дивиденды" Конвенции.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.05.2023 N 03-08-05/40062

Вопрос:

О применении ставки 0% по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов IT-организацией, получившей в марте 2023 г. документ о госаккредитации.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

Таким образом, если документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, получен ИТ-организацией в марте 2023 года, при выполнении условия о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового) периода такая ИТ-организация вправе применять предусмотренную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса налоговую ставку по налогу на прибыль организаций с начала налогового периода 2023 года.

На основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Вышеуказанные условия для применения единого пониженного тарифа страховых взносов должны выполняться ИТ-организацией одновременно.

Учитывая, что документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, получен ИТ-организацией в марте 2023 года, при выполнении условия о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетных (расчетного) периодов 2023 года такая ИТ-организация вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов с месяца получения указанного документа о государственной аккредитации (с марта 2023 года).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.05.2023 N 03-03-06/1/40180

Вопрос:

О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, реорганизованной в 2023 г. в форме присоединения организаций, осуществляющих аналогичную деятельность.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах.

Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса.

При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения пониженных тарифов страховых взносов (в совокупном размере 7,6 процента) являются:

1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;

2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Одновременно положениями абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 5 статьи 427 Кодекса установлено, что вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов не подлежат применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022.

При этом согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 321-ФЗ) организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 321-ФЗ), в 2022 - 2024 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ), при соответствии условиям, установленным указанным пунктом, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ).

Также в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 321-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, начиная с 01.01.2022 вправе применять тарифы страховых взносов, установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса, при соблюдении условий, установленных пунктом 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ), без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Федерального закона N 321-ФЗ).

Таким образом, если организация, реорганизованная в 2023 году в форме присоединения к ней двух других организаций, до реорганизации не выполняла условие о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности и не применяла установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов, то такая ИТ-организация не вправе применять указанные пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов после реорганизации.

В случае если ИТ-организация до реорганизации применяла установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и установленные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса пониженные тарифы страховых взносов, она вправе применять указанные пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов после реорганизации при выполнении ею условия о 70-процентной доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-03-06/1/39358

Вопрос:

О ставках акциза при реализации этилового спирта организации-покупателю, которая не имеет свидетельства или не представила извещение об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа.

Ответ:

Статьей 179.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено право на получение в налоговых органах свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (далее - свидетельство).

Свидетельства выдаются по заявлению организации в порядке и при соблюдении требований, установленных статьей 179.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 194 Кодекса организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин (кроме крепленых (ликерных) вин), виноматериалов (кроме крепленых вин наливом), плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением плодовых сброженных материалов, виноградного сусла, плодового сусла), обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено вышеназванным пунктом.

В целях главы 22 "Акцизы" Кодекса под авансовым платежом акциза понимается предварительная уплата акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции до приобретения (закупки) этилового спирта. При этом в целях статьи 194 Кодекса дата приобретения (закупки) этилового спирта, произведенного на территории Российской Федерации, определяется как дата отгрузки этого спирта поставщиком.

В соответствии с пунктом 4 статьи 193 Кодекса ставка акциза в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, в отношении этилового спирта применяется при реализации налогоплательщиком указанного подакцизного товара лицам, представившим извещения об уплате покупателем - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции предусмотренного пунктом 8 статьи 194 Кодекса авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза либо извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза при представлении покупателем этилового спирта предусмотренной пунктом 11 статьи 204 Кодекса банковской гарантии с отметкой налогового органа по месту учета указанного покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Согласно пункту 1 статьи 193 Кодекса этиловый спирт, реализуемый организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза, и реализуемый организациям, имеющим свидетельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 179.2 Кодекса, облагается по ставке акциза в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, а этиловый спирт, реализуемый организациям, не имеющим свидетельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 179.2 Кодекса, - по ставке 613 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре (в 2023 году).

Таким образом, налогоплательщик, осуществляющий отгрузку произведенного и реализуемого им этилового спирта, не вправе применять ставку акциза в размере 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, если на дату такой отгрузки организация-покупатель не имеет действующего свидетельства или не представила извещение об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-13-10/39559

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с компенсации стоимости проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора, выплачиваемой работникам, выполняющим работы вахтовым методом.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков-организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсации, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

В соответствии со статьей 297 Трудового кодекса вахтовый метод представляет собой особую форму осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

Исходя из положений части десятой статьи 302 "Гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом" Трудового кодекса в редакции Федерального закона от 19.12.2022 N 545-ФЗ "О внесении изменений в статьи 302 и 351.7 Трудового кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 01.03.2023, работодатель вправе компенсировать работнику, работающему вахтовым методом, расходы на оплату стоимости его проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора. Размер и порядок компенсации устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов, трудовым договором.

Таким образом, компенсация стоимости проезда от места жительства до места нахождения работодателя или пункта сбора работникам, выполняющим работы вахтовым методом, начисленная начиная с 01.03.2023, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании пункта 1 статьи 217 и абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в размере, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом организации, если такая компенсация установлена в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-04-06/40007

Вопрос:

О принятии к вычету сумм НДС, предъявленных подрядной организацией по строительно-монтажным работам, признанным выполненными по решению суда.

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения данным налогом.

На основании абзаца первого пункта 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства, а также суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 172 Кодекса вычеты указанных сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) и продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядной организацией по строительно-монтажным работам, признанным выполненными по решению суда, принимаются налогоплательщиком к вычету на основании счетов-фактур, выставленных подрядной организацией по данным работам в установленном порядке, после принятия на учет этих работ и при наличии соответствующих первичных документов. При этом вычеты указанных сумм налога могут быть заявлены налогоплательщиком не позднее налогового периода, в котором истекает трехлетний срок, исчисляемый с момента принятия строительно-монтажных работ к учету.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-07-10/39304

Вопрос:

О госпошлине за госрегистрацию изменений в судовом реестре при реорганизации юрлица в форме преобразования.

Ответ:

В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив (статья 104 Гражданского кодекса).

При этом в отличие от других форм реорганизации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, как указано в пункте 5 статьи 58 Гражданского кодекса, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Из приведенных положений закона следует, что особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками).

Согласно пункту 2 статьи 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре РФ определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно пункту 99 Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144, лист записи об изменениях (Приложение N 12) используется для внесения в Государственный судовой реестр Российской Федерации таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения судна, а также прекращения или перехода прав на него. К таким сведениям, в частности, относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица, его места нахождения и почтового адреса, незначительное переоборудование судна, передача судна в аренду иностранному арендатору, изменение порта регистрации и так далее.

Подпунктом 60 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр.

В связи с этим за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, которые не влекут за собой существенного изменения судна, а также прекращения или перехода прав на него (в частности, наименования юридического лица, в том числе в результате преобразования, его места нахождения и почтового адреса и т.д.), должна уплачиваться государственная пошлина в размере, предусмотренном подпунктом 60 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-05-06-03/39228

Вопрос:

Об акцизах в отношении безалкогольных сахаросодержащих напитков.

Ответ:

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) с 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.

Налогообложение акцизами операций с сахаросодержащими напитками будет производиться в установленном порядке в соответствии с главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с указанной даты, а для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 октября 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих сахаросодержащие напитки, - с 1 октября 2023 года.

В целях Кодекса (в редакции Федерального закона N 443-ФЗ) сахаросодержащими напитками признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно.

В целях Кодекса (в редакции Федерального закона N 443-ФЗ) не признаются сахаросодержащими напитками:

1) специализированная пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с правом Евразийского экономического союза, обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода;

2) алкогольная продукция, указанная в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 Кодекса, виноградное, пивное, плодовое, медовое и иное сусло, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно;

3) соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода.

Техническим регламентом Таможенного союза "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (ТР ТС 023/2011), утвержденным решением Коллегии Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 882 (далее - ТР ТС 023/2011), понятия "соки", "сокосодержащие напитки", "нектары" определены для напитков, полученных из съедобных частей фруктов и овощей.

Так, ТР ТС 023/2011 определены следующие понятия:

1) сок - жидкий пищевой продукт, который не сброжен, способен к брожению, получен из съедобных частей доброкачественных, спелых, свежих или сохраненных свежими либо высушенных фруктов и (или) овощей путем физического воздействия на эти съедобные части и в котором в соответствии с особенностями способа его получения сохранены характерные для сока из одноименных фруктов и (или) овощей пищевая ценность, физико-химические и органолептические свойства;

2) фруктовый и (или) овощной нектар - жидкий пищевой продукт, который не сброжен, способен к брожению, произведен путем смешивания сока, и (или) фруктового и (или) овощного пюре, и (или) концентрированного фруктового и (или) овощного пюре с питьевой водой с добавлением сахара, и (или) сахаров, и (или) меда, подсластителей или без их добавления;

3) фруктовый и (или) овощной сокосодержащий напиток - жидкий пищевой продукт, который не сброжен, способен к брожению, произведен путем смешивания сока или соков и (или) фруктового и (или) овощного пюре либо концентрированного фруктового и (или) овощного пюре с питьевой водой и в котором минимальная объемная доля сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре составляет не менее чем 10 процентов либо, если такой продукт произведен указанными способами из сока лимона или лайма, не менее чем 5 процентов.

Таким образом, в случае если безалкогольный напиток не может быть отнесен к сокосодержащим напиткам и соответствует указанному в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Кодекса (в редакции Федерального закона N 443-ФЗ) определению подакцизного сахаросодержащего напитка с учетом положений пункта 3 статьи 181 Кодекса (в редакции Федерального закона N 443-ФЗ), данный напиток будет признаваться подакцизным сахаросодержащим напитком.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-13-06/39262

Вопрос:

Об акцизах в отношении безалкогольного пива.

Ответ:

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2022 г. N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) с 1 июля 2023 г. сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.

Налогообложение акцизами операций с сахаросодержащими напитками будет производиться в установленном порядке в соответствии с главой 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с указанной даты, а для организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных по состоянию на 1 октября 2022 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих сахаросодержащие напитки, - с 1 октября 2023 г.

В целях Кодекса сахаросодержащими напитками признаются упакованные в потребительскую упаковку, изготовленные с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в сфере общественного питания), в состав которых в качестве компонентов входят сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в указанных напитках не должна превышать 1,2 процента включительно.

В целях Кодекса не признаются сахаросодержащими напитками:

1) специализированная пищевая продукция, прошедшая государственную регистрацию специализированной пищевой продукции в соответствии с правом Евразийского экономического союза, обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода;

2) алкогольная продукция, указанная в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 Кодекса, виноградное, пивное, плодовое, медовое и иное сусло, плодовые сброженные материалы, квасы с содержанием этилового спирта до 1,2 процента включительно;

3) соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молоко, молочная продукция, кисели и (или) напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и (или) продуктов их переработки, за исключением тонизирующих напитков и напитков, в состав которых в качестве компонентов входит двуокись углерода.

При этом ставка акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно (за исключением содержащего в составе в качестве компонентов сахар (глюкозу, фруктозу, сахарозу, декстрозу, мальтозу, лактозу), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и количество углеводов в пищевой ценности которого составляет более 5 граммов на 100 мл напитка) с 1 июля 2023 г. установлена в размере 0 рублей за 1 литр.

В случае соответствия безалкогольного пива указанному в подпункте 23 пункта 1 статьи 181 Кодекса (в редакции Федерального закона N 443-ФЗ) определению подакцизного сахаросодержащего напитка с учетом положений пункта 3 статьи 181 Кодекса (в редакции Федерального закона N 443-ФЗ) применяемая ставка акциза составит 7 рублей за 1 литр.

Таким образом, в случае если в компонентный состав безалкогольного пива в качестве компонентов входит сахар (глюкоза, фруктоза, сахароза, декстроза, мальтоза, лактоза), и (или) сироп с сахаром, и (или) мед и одновременно содержание углеводов в таком пиве превышает 5 грамм на 100 мл, то данные напитки признаются сахаросодержащими.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-13-06/39273

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на внедрение программы оздоровления работников и НДФЛ с компенсаций, связанных с исполнением трудовых обязанностей и возмещением вреда здоровью работников.

Ответ:

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что для целей налогообложения прибыли организаций учитываются только те расходы, которые отвечают условиям статьи 252 Кодекса, то есть расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными затратами, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.

При этом пунктом 29 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, если иное не предусмотрено пунктом 24.2 части второй статьи 255 Кодекса, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

Таким образом, в случае если расходы организации по внедрению корпоративной программы оздоровления работников носят социальный характер и не соответствуют положениям подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса, то такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Касательно налогообложения доходов физических лиц сообщается, что статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.

Таким образом, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой признаются доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме, и подлежат налогообложению в установленном порядке.

Одновременно сообщается, что перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Так, согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, а также с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса вышеуказанные компенсационные выплаты не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц только в том случае, если такие выплаты установлены законодательством Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.04.2023 N 03-03-07/39574