Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 23.06.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Об НДС при реализации медицинских изделий. Ответ:В соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации медицинских изделий следует учитывать положения подпункта 1 пункта 2 статьи 149 и подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. Положения настоящего подпункта применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регионального удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень кодов медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042). В соответствии с абзацем третьим подпункта 4 пункта 2 статьи 164 Кодекса операции по реализации медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов. Данная ставка налога на добавленную стоимость применяется при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень кодов медицинских изделий, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 688 (далее - Перечень N 688). Таким образом, реализация медицинского изделия, имеющего регистрационное удостоверение с кодом, указанным в Перечне N 1042, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, а реализация медицинского изделия, имеющего регистрационное удостоверение с кодом, указанным в Перечне N 688, облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов. Обращается внимание, что реализация медицинского изделия, имеющего регистрационное удостоверение с кодом, который не указан ни в одном из указанных Перечней, должна облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов. Иных условий, которые необходимо учитывать при налогообложении налогом на добавленную стоимость реализации медицинского изделия, Кодексом не предусмотрено. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.05.2023 N 03-07-07/42670 Вопрос:О применении вычета по НДС при приобретении недвижимости у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах (либо состоящей только в связи с нахождением в РФ имущества). Ответ:На основании пункта 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества, товаров, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары у иностранного лица. Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные в соответствии со статьей 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в том числе в пункте 2 статьи 161 Кодекса. Учитывая изложенное, вычет налога на добавленную стоимость, исчисленного налоговым агентом при приобретении у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах (либо состоящей на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащего ей недвижимого имущества), производится в налоговом периоде, в котором соблюдены требования статей 171 и 172 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.05.2023 N 03-07-08/42672 Вопрос:О вычете сумм НДС, уплаченных при ввозе в РФ оборудования, требующего монтажа, а также исчисленных при приобретении у иностранного лица работ по монтажу и пуску оборудования. Ответ:В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. На основании пункта 1 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и нематериальных активов. Таким образом, налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации оборудования, требующего монтажа, подлежит вычету в налоговом периоде, в котором такое оборудование принято к учету. При этом указанный вычет производится в размере суммы, фактически уплаченной таможенному органу. Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении выполняемых иностранной организацией работ по монтажу и пуску оборудования, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, то на основании пункта 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он исчислил, удержал и уплатил в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные российским налогоплательщиком при приобретении у иностранного лица работ по монтажу и пуску оборудования, также принимаются к вычету с учетом порядка, установленного пунктом 3 статьи 171 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.05.2023 N 03-07-08/42681 Вопрос:Об определении сопоставимости сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица, со сделками между невзаимозависимыми лицами. Ответ:В соответствии с положениями статьи 105.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, в целях применения методов, предусмотренных статьей 105.7 Кодекса, производится сопоставление таких сделок со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. При определении сопоставимости сделок, а также для осуществления корректировок коммерческих и (или) финансовых условий сделок производится анализ перечисленных в пункте 4 статьи 105.5 Кодекса характеристик анализируемой и сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми. На основании пункта 5 статьи 105.6 Кодекса при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса налогоплательщик, кроме информации о собственной деятельности, вправе использовать любые общедоступные источники информации. Таким образом, при сопоставлении условий вышеуказанных сделок налогоплательщик может использовать любые общедоступные источники информации при условии сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в соответствующем источнике информации, с анализируемой сделкой, а также при условии возможности получения такой информации налоговым органом. Кроме того, указанная информация должна отвечать требованиям, установленным главой 14.2 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.05.2023 N 03-12-11/1/42698 Вопрос:Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, учтенных в качестве ОС. Ответ:В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса. Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н, установлено, что для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно признаками, установленными пунктом 4 ФСБУ 6/2020. Таким образом, налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества, которое учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.05.2023 N 03-05-05-01/42066 Вопрос:О зачете налога, уплаченного в Республике Словения, и учете его в расходах в целях налога на прибыль. Ответ:В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, за исключением налога, уплаченного с доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 251 Кодекса, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации. Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента. Вместе с тем налогообложение доходов (прибыли), получаемых российской организацией от источников в Республике Словения, осуществляется с учетом положений Конвенции между Российской Федерацией и Правительством Республики Словения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.09.1995 (далее - Конвенция). В соответствии со статьей 7 Конвенции прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как сказано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. Таким образом, прибыль российской организации от осуществления предпринимательской деятельности по оказанию маркетинговых услуг, которая не приводит к образованию постоянного представительства на территории Республики Словения, подлежит налогообложению только в Российской Федерации согласно статье 7 Конвенции. Учитывая указанное, право на зачет иностранного налога возникает у налогоплательщика при условии фактической уплаты такого налога в соответствии с законодательством иностранных государств и с учетом соответствующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, а также при документальной подтвержденности такой уплаты (удержания). В том случае, если право на зачет у налогоплательщика отсутствует, сумма уплаченного на территории иностранного государства налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, не учитывается в расходах на основании пункта 4 статьи 270 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.05.2023 N 03-08-13/41679 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль процентов по долговым обязательствам, начисленных за период процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве. Ответ:Согласно статье 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено статьей 269 НК РФ. Вместе с тем при введении в отношении должника процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) следует учитывать специфику, распространяемую указанным Федеральным законом на взыскание задолженности по требованиям кредиторов. Так, согласно пункту 1 статьи 63 Закона N 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного названным Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику. В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Закона N 127-ФЗ на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 Закона N 127-ФЗ на дату введения наблюдения, с даты введения наблюдения до даты введения следующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. При этом согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов. Подпунктом 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ установлено, что датой получения внереализационного дохода в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Учитывая изложенное, с даты введения в отношении должника процедуры наблюдения проценты по долговому обязательству не начисляются. Проценты, начисленные в соответствии с Законом N 127-ФЗ за период проведения наблюдения (мораторные проценты), подлежат отражению в налоговом учете налогоплательщика с даты введения в отношении должника процедуры наблюдения до даты введения следующей процедуры банкротства в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения. При этом датой признания внереализационного дохода является дата поступления суммы указанных процентов на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 04.05.2023 N 03-03-06/1/40964 Вопрос:О методах учета доходов (расходов) и признании расходов вновь созданных и реорганизованных организаций в целях налога на прибыль. Ответ:Для учета доходов и расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики могут применять кассовый метод (статья 273 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)) или метод начисления (статьи 271, 272 Кодекса). Одновременное применение в целях исчисления налога на прибыль организаций в пределах одного налогового периода и метода начисления, и кассового метода Кодексом не предусмотрено. При этом сообщается, что расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права (пункт 2.1 статьи 252 Кодекса). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40495 Вопрос:Об учете доходов IT-организации в доле доходов от IT-деятельности в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль и единого пониженного тарифа страховых взносов. Ответ:В соответствий с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее ИТ-организация, ИТ-деятельность), начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах. Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса. При этом на основании пункта 5 статьи 427 Кодекса для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процента являются: 1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий; 2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 5 статьи 427 Кодекса. При этом содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов доходов, которые включаются в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, является исчерпывающим. В частности, исходя из положений абзацев четвертого, восьмого и девятого пункта 1.15 статьи 284 и абзацев четвертого, восьмого и девятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к таким доходам относятся доходы: - от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (собственные программы для ЭВМ, базы данных); - от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (заказные программы для ЭВМ, баз данных); - от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных. Таким образом, под собственными программами для ЭВМ, базами данных ИТ-организации понимаются программы для ЭВМ, базы данных, разработанные, адаптированные и (или) модифицированные самой ИТ-организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, что должно документально подтверждаться. При этом в целях пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо, и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов (абзац двадцать второй пункта 1.15 статьи 284 и абзац двадцать второй пункта 5 статьи 427 Кодекса). Под заказными программами для ЭВМ, базами данных понимаются программы для ЭВМ, базы данных, услуги (работы) по разработке, адаптации, модификации которых осуществляла данная ИТ-организация для заказчика. Исходя из положений абзаца десятого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца десятого пункта 5 статьи 427 Кодекса к доходам ИТ-организации от ИТ-деятельности также относятся доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК) при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке ПАК и выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Учитывая изложенное, ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, вправе включить в 70-процентную долю доходов от ИТ-деятельности в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, в частности, следующие доходы; - доходы от оказания услуг (выполнения работ) по сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, разработанных, адаптированных и (или) модифицированных лицом, входящим в одну группу лиц с данной ИТ-организацией (что должно быть документально подтверждено), а также программ для ЭВМ, баз данных, разработку, адаптацию, модификацию которых осуществляла сама ИТ-организация; - доходы от оказания услуг (выполнения работ) по сопровождению ПАК, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40700 Вопрос:О переносе организацией, применяющей ставку 0% по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, сумм неиспользованного инвестиционного вычета по расходам на ОС. Ответ:В соответствии со статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 НК РФ, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 НК РФ по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 НК РФ. Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 НК РФ, и (или) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 НК РФ (за исключением частичной ликвидации основного средства). При этом пунктом 2.1 статьи 286.1 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить в текущем налоговом (отчетном) периоде суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, на инвестиционный налоговый вычет (часть инвестиционного налогового вычета) текущего налогового (отчетного) периода, а также на неиспользованный инвестиционный налоговый вычет предыдущих налоговых (отчетных) периодов, определяемый с учетом положений пункта 9 статьи 286.1 НК РФ, но не более чем на сумму предельной величины инвестиционного налогового вычета. На основании пункта 9 статьи 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей предельную величину инвестиционного налогового вычета (неиспользованный инвестиционный налоговый вычет), может быть использован для уменьшения сумм налога (авансового платежа), подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. В свою очередь, предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений статьи 286.1 НК РФ, и расчетной суммой налога, подлежащей зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определенной без учета положений статьи 286.1 НК РФ, при условии применения ставки налога в размере, составляющем 5 процентов, если иной размер ставки не определен решением субъекта Российской Федерации. При этом расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации за налоговый (отчетный) период, определяется также без учета расходов, указанных в пункте 9 статьи 258 НК РФ, и соответствующей суммы амортизации в отношении объектов основных средств, указанных в абзаце первом пункта 4 статьи 286.1 НК РФ (абзац второй пункта 2.1 статьи 286.1 НК РФ). Вместе с тем согласно абзацу первому пункта 5 статьи 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ, применяется к налогу (авансовому платежу), исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект основных средств либо изменена первоначальная стоимость объекта основных средств, и за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений пункта 9 статьи 286.1 НК РФ. Учитывая изложенное, при наличии закона субъекта Российской Федерации инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ, может быть применен (перенесен на последующие налоговые периоды) налогоплательщиком только в том случае, если в налоговом (отчетном) периоде, в котором введен в эксплуатацию соответствующий объект основных средств либо изменена первоначальная стоимость соответствующего объекта основных средств, у налогоплательщика имелась исчисленная сумма налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащая зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации. В случае если налогоплательщик воспользовался в текущем налоговом (отчетном) периоде инвестиционным налоговым вычетом в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 НК РФ, а в следующем налоговом (отчетном) периоде применил налоговую ставку по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов на основании пункта 1.16 статьи 284 НК РФ, то неиспользованный инвестиционный налоговый вычет по указанному основанию может быть перенесен на последующие налоговые периоды, в которых у налогоплательщика появится исчисленная сумма налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащая зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40489 |