Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 09.06.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О ставке по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих деятельность по производству СПГ, но не обладающих исключительным правом на его экспорт.

Ответ:

Федеральным законом от 17.02.2023 N 22-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесено изменение в пункт 1.17 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части уточнения применения ставки по налогу на прибыль организаций в размере 34 процентов для организаций, которые осуществляют деятельность по производству сжиженного природного газа (далее - СПГ).

Так, согласно пункту 1.17 статьи 284 Кодекса (в редакции Федерального закона) в налоговых периодах 2023 - 2025 годов налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 34 процентов для организаций, которые осуществляют деятельность по производству СПГ и до 31.12.2022 включительно осуществили экспорт хотя бы одной партии СПГ на основании лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2006 N 117-ФЗ "Об экспорте газа" (далее - Федеральный закон об экспорте газа).

При этом согласно пункту 2 части 1.1 статьи 3 Федерального закона об экспорте газа исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии предоставляется пользователям участков недр на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 01.01.2013 предусматривает строительство завода по производству газа природного в сжиженном состоянии или направление добытого газа природного в газообразном состоянии для сжижения на завод по производству газа природного в сжиженном состоянии, производящим газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр федерального значения или на иных участках недр федерального значения, лицензии на пользование недрами которых выданы указанным пользователям участков недр после 01.01.2013.

Таким образом, если организация осуществляет деятельность по производству СПГ, но не обладает исключительным правом на экспорт газа природного в сжиженном состоянии по основанию, указанному в пункте 2 части 1.1 статьи 3 Федерального закона об экспорте газа, оснований для применения такой организацией налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в соответствии с пунктом 1.17 статьи 284 Кодекса не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.03.2023 N 03-03-06/1/22853

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при оплате (компенсации) стоимости проезда к месту отдыха и обратно работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

В соответствии с абзацами вторым и десятым пункта 1 статьи 217 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Кодекса, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работника к месту использования отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимость провоза ими багажа, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Учитывая изложенное, суммы компенсации организацией работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов на оплату стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза ими багажа, установленные законодательством Российской Федерации или законодательными актами субъектов Российской Федерации, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании абзацев второго и десятого пункта 1 статьи 217 и подпункта 7 пункта 1 статьи 422 Кодекса при соблюдении установленных условий.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.03.2023 N 03-04-05/21547

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с доходов работников - нерезидентов РФ, являющихся гражданами РФ и выполняющих свои обязанности дистанционно за пределами РФ.

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.

На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 224 Кодекса в отношении доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 30 процентов, за исключением доходов, которые подлежат налогообложению по иным ставкам.

На основании пункта 1 статьи 226 Кодекса исчисление, удержание у налогоплательщика и уплата суммы налога на доходы физических лиц с указанных доходов осуществляются, в частности, российской организацией, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил такие доходы.

Указанные российские организации именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

Соответственно, если организация признается налоговым агентом, она обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьями 226 и 230 Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 3.1 статьи 24 Кодекса, налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдельно отмечается, что подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

2. Страховые взносы

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации.

Таким образом, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые российской организацией в рамках трудовых отношений в пользу работников, являющихся гражданами Российской Федерации, в том числе выполняющих свои обязанности по трудовому договору дистанционно за пределами территории Российской Федерации, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование в общеустановленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке.

При этом отмечается, что статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ, частью 2 статьи 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 326-ФЗ и пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными федеральными законами и Кодексом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2023 N 03-04-06/21160

Вопрос:

Об учете расходов в целях налога на прибыль, в том числе при безвозмездной передаче имущества.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Учитывая указанное, налогоплательщик вправе учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты при условии, что они соответствуют критериям статьи 252 НК РФ. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом на основании пункта 16 статьи 270 НК РФ расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.03.2023 N 03-03-06/1/21054

Вопрос:

ООО является субъектом малого предпринимательства. Основным видом деятельности является предоставление услуг транспортной экспедиции на основании договора транспортной экспедиции.

На основании договора транспортной экспедиции ООО как экспедитор оказывает услуги по организации и перевозке грузов железнодорожным транспортом самостоятельно и с привлечением поставщика ОАО. Цена договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. В этом случае выручкой от реализации признается вся сумма доходов, полученных экспедитором, а факт оказания услуг подтверждается актом на всю сумму договора.

При осуществлении международной перевозки (из Белоруссии в Россию - импорт) ОАО выставляет счета-фактуры за транспортные услуги с учетом НДС 20%, которые регистрируются в книге покупок. В связи с тем что перевозка считается международной, при оказании данных услуг экспедитор выписывает счет-фактуру на всю сумму оказанных услуг по ставке НДС 0%.

Имеет ли право ООО принять к вычету сумму НДС 20% на основании выставленного счета-фактуры от ОАО при оказании услуг по международной перевозке (импорт)?

Ответ:

Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, услуги транспортной экспедиции по организации и перевозке грузов железнодорожным транспортом из Республики Беларусь в Российскую Федерацию подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, установленных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 Кодекса вычеты сумм налога в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, в том числе услуг транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров, производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса. Вычет налога на добавленную стоимость производится в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после их принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов. При этом согласно пункту 9 статьи 167 Кодекса при реализации услуг, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 процентов, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.03.2023 N 03-07-13/1/20732

Вопрос:

О приостановлении операций по счетам организации и переводов ее электронных денежных средств при наличии задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам).

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности, в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под счетами понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (пункт 2 статьи 11 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 3.2 статьи 76 Кодекса и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 76 Кодекса. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности действует в отношении всех счетов, информация о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации по которым размещена в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса в реестре решений о взыскании задолженности, начиная с момента размещения такой информации.

Приостановление операций в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 76 Кодекса, означает прекращение банком расходных операций по счету (счетам) этого налогоплательщика-организации в размере отрицательного сальдо его единого налогового счета, определяемом банком ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 статьи 76 Кодекса (абзац второй пункта 2 статьи 76 Кодекса).

Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 76 Кодекса, означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в размере отрицательного сальдо единого налогового счета этого налогоплательщика-организации до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, определяемом банком ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности (абзац третий пункта 2 статьи 76 Кодекса).

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету, счету в драгоценных металлах в банке либо переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации в иностранной валюте в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 76 Кодекса, означает прекращение банком расходных операций или операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств в иностранной валюте, в размере отрицательного сальдо единого налогового счета этого налогоплательщика-организации в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации или стоимости драгоценных металлов, определенной исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленных Центральным банком Российской Федерации на дату начала действия такого приостановления, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета, определяемых банком на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности (абзац четвертый пункта 2 статьи 76 Кодекса).

Возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика, либо не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт уплаты задолженности (пункт 8 статьи 76 Кодекса).

Пунктом 3 статьи 76 Кодекса также предусмотрены случаи приостановления операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств на основании решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятого руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 76 Кодекса решения налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств, принятые в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Кодекса, отменяются решением этого налогового органа в порядке, предусмотренном подпунктами 1 - 2 пункта 3.1 статьи 76 Кодекса.

Согласно пункту 3.2 статьи 76 Кодекса решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 20 дней по истечении установленного срока представления такого расчета. В этом случае решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением этого налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам).

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (абзац второй пункта 4 статьи 76 Кодекса).

Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств, если иное не предусмотрено статьей 76 Кодекса (абзац первый пункта 7 статьи 76 Кодекса).

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пункте 3.1, абзаце втором пункта 3.2, пункте 7 статьи 76 Кодекса и в пункте 10 статьи 101 Кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами. В случае если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется (пункт 9.1 статьи 76 Кодекса).

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено, что с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом особенностей, что приостановление операций по счетам налогоплательщика для обеспечения исполнения решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в соответствии со статьей 46 Кодекса (в редакции Федерального закона) прекращает действие решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, вынесенных до 31 декабря 2022 года (включительно). При этом налоговыми органами принимаются решения об отмене решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятых для обеспечения исполнения решений о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в соответствии со статьей 46 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона) до 31 декабря 2022 года (включительно).

В период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года (включительно) налоговые органы осуществляют в соответствии с порядком, который утверждается ФНС России, информирование банков о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке в случае принятия налоговым органом в соответствии со статьей 46 Кодекса (в редакции Федерального закона) решения о взыскании задолженности, о сумме отрицательного сальдо единого налогового счета, в отношении которой действует приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, об изменении указанной суммы отрицательного сальдо. Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке в случае принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности в период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года (включительно) действует в отношении всех счетов, информация о приостановлении операций по которым размещена в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса (в редакции Федерального закона) в реестре решений о взыскании задолженности, начиная с момента получения банком информации о размещении в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса (в редакции Федерального закона) такой информации в реестре решений о взыскании задолженности. При изменении суммы отрицательного сальдо, в отношении которой действует приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, в указанный период налоговый орган информирует об этом банк, в котором приостановлены операции по счетам налогоплательщика (часть 18 статьи 4 Федерального закона).

В соответствии с пунктом 12 статьи 76 Кодекса в случае приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных и пункте 11 статьи 76 Кодекса, и открытия банком этой организации и этим лицам счета и (или) предоставления банком этой организации права использовать новые корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) для переводов электронных денежных средств все расходные операции по вновь открытым счетам и (или) по переводу электронных денежных средств этой организации и этих лиц прекращаются банком со дня открытия соответствующего счета и (или) предоставления права использовать корпоративные электронные средства платежа (персонифицированные электронные средства платежа) до прекращения действия приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках либо до отмены налоговым органом приостановления операций по счетам и (или) переводов электронных денежных средств этой организации и этих лиц в банках в соответствии с пунктами 9.1 и 9.3 статьи 76 Кодекса.

Возможность применения ограничения, предусмотренного пунктом 12 статьи 76 Кодекса, к счетам, на которых находятся денежные средства, не принадлежащие лицу, в отношении которого принято решение о приостановлении операций по его счетам в банке, подлежит рассмотрению в увязке с правовым статусом такого счета.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.03.2023 N 03-02-07/20723

Вопрос:

Общество с ограниченной ответственностью осуществляет в негосударственном пансионате для пожилых деятельность по предоставлению платных услуг по уходу за престарелыми и инвалидами в форме стационарного социального обслуживания на основании заключенных с получателями услуг договоров о предоставлении социальных услуг.

В соответствии с положениями п. 3 ч. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.

В силу прямого указания п. 3 ч. 2 ст. 149 НК РФ в целях освобождения от НДС указанных услуг необходимость ухода за получателями услуг может быть подтверждена в том числе заключениями организаций здравоохранения.

Однако действующим законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством г. Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, не установлены ни порядок получения, ни формы подобных заключений.

Общество с ограниченной ответственностью заключает договоры о предоставлении платных социальных услуг и осуществляет уход за престарелыми и инвалидами, руководствуясь заключениями врачебных комиссий с участием врачей-специалистов с рекомендациями о помещении получателя услуг в стационарные организации социального обслуживания, а также с информацией об отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в стационарной форме социального обслуживания, выданными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения.

Являются ли такие заключения достаточным основанием для освобождения операций по реализации платных услуг по уходу от налогообложения НДС в соответствии с требованиями п. 3 ч. 2 ст. 149 НК РФ?

Ответ:

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость по уходу за которыми подтверждена соответствующим заключением одной из следующих организаций (органов): организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.

Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании определяется в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания, принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.03.2023 N 03-07-07/19880

Вопрос:

Об НДФЛ с доходов от выполнения трудовых или иных обязанностей, выполненной работы, оказанной услуги, совершения действия за пределами РФ.

Ответ:

Согласно статье 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо - получатель указанных доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1, пунктов 2 - 4 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вышеупомянутые доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

При этом пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.03.2023 N 03-04-05/19602

Вопрос:

Каков порядок исчисления агентского налога на добавленную стоимость при покупке услуг у иностранного контрагента, не состоящего на учете в Российской Федерации, по регистрации товарного знака на территории иностранного государства? Что в данном случае является местом реализации?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. Так, согласно положениям данной статьи услуги по регистрации товарного знака к услугам, перечисленным в подпунктах 1 - 4.1, 4.4 пункта 1 указанной статьи Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.

Таким образом, местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых иностранным лицом, не состоящим на учете в Российской Федерации, российской организации территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.03.2023 N 03-07-08/19137

=============================================================================