Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 07.04.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Организация в качестве основного вида экономической деятельности оказывает клиентам транспортно-экспедиционные услуги, заключающиеся в организации перевозки сборных грузов (товаров) клиентов. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" для подтверждения заключения договора транспортной экспедиции оформляются экспедиторские документы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка. Являются ли перечисленные экспедиторские документы первичными учетными документами в смысле ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ? Являются ли экспедиторские документы достаточным документальным подтверждением для принятия налогоплательщиками к вычету сумм НДС? Ответ:Пунктом 1 статьи 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, после принятия на учет этих товаров и при наличии соответствующих первичных документов. При этом порядок применения поручения экспедитора, экспедиторской расписки и складской расписки при осуществлении хозяйственных операций по оказанию транспортно-экспедиционных услуг нормами главы 21 Кодекса не установлен. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.01.2023 N 03-07-07/2021 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль курсовых разниц, возникших в 2022 г. при переоценке иностранной валюты в безналичной форме. Ответ:В соответствии с пунктом 11 статьи 250 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе внереализационных доходов (внереализационных расходов) учитываются положительные (отрицательные) курсовые разницы, за исключением положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки выданных (полученных) авансов. Положительной (отрицательной) курсовой разницей в целях главы 25 НК РФ признается курсовая разница, возникающая при дооценке (уценке) имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке (дооценке) обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Согласно пункту 2 статьи 38 НК РФ, если иное не предусмотрено названным пунктом, под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом для целей НК РФ не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг. Таким образом, для целей НК РФ безналичные денежные средства признаются имуществом. Следовательно, иностранная валюта в безналичной форме (безналичные денежные средства в иностранной валюте) подлежит переоценке в общеустановленном положениями главы 25 НК РФ порядке. Согласно положениям Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ) положительная курсовая разница в 2022 - 2024 годах и отрицательная курсовая разница в 2023 - 2024 годах, начисленные по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций только по мере прекращения (исполнения) данных требований (обязательств). Федеральным законом от 19.12.2022 N 523-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 523-ФЗ) внесены изменения, касающиеся уточнения установленного положениями Закона N 67-ФЗ временного порядка налогообложения курсовых разниц в 2022 - 2024 годах. Учитывая указанное, временный порядок учета курсовых разниц, установленный Законом N 67-ФЗ и уточненный Законом N 523-ФЗ, касается требований (обязательств) налогоплательщика, выраженных в иностранной валюте, и не касается переоценки валютных ценностей. Следовательно, положительные и отрицательные курсовые разницы, возникшие у налогоплательщика в 2022 году при переоценке иностранной валюты в безналичной форме (безналичные денежные средства на валютных счетах в банках), подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на последнее число текущего месяца и (или) на дату перехода права собственности на такое имущество, в зависимости от того, что произошло раньше. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.01.2023 N 03-03-06/1/1636 Вопрос:О налоге на прибыль при получении российскими международными автомобильными перевозчиками субсидий для компенсации ущерба от незаконного изъятия ТС и грузов недружественными государствами. Ответ:При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен статьей 251 НК РФ и является закрытым. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в целях компенсации ущерба, причиненного российским международным автомобильным перевозчикам вследствие незаконного изъятия транспортных средств и грузов на территориях недружественных иностранных государств при осуществлении международных автомобильных перевозок, в статье 251 НК РФ не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли. При этом для целей налога на прибыль организаций средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 НК РФ либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ. Согласно указанному порядку субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.01.2023 N 03-03-06/1/1128 Вопрос:В связи с текущей международной обстановкой с некоторыми контрагентами юридическим лицом (продавцом) подписаны договоры с валютной оговоркой: "В случае если на дату совершения платежа курс Банка России рубля к USD изменится по отношению к курсу Банка России рубля к USD на дату перехода права собственности на товар более чем на 2% в сторону снижения или увеличения, стороны вправе пересмотреть стоимость товара по произведенным отгрузкам и заключить соответствующие дополнительные соглашения". Продавец осуществляет поставку товара на экспорт по такому договору, отсрочка платежа более 30 дней. Таможенная декларация оформлена, товар выпущен, продавцом выписаны документы покупателю. После выпуска таможенной декларации и фактического убытия товара с территории РФ произошли значительные изменения валютного курса рубля к USD (более чем указано в оговорке) и между продавцом и покупателем подписано дополнительное соглашение об изменении стоимости товара. Продавцом оформлены корректировочные первичные документы для покупателя, при этом корректировка в таможенную декларацию не вносится, так как товар уже пересек границу РФ. Продавец для подтверждения ставки НДС 0% представляет в налоговый орган: - первичные документы (до изменения стоимости); - таможенную декларацию с указанием таможенной стоимости до внесения изменений; - дополнительное соглашение об изменении стоимости товара; - первичные документы с корректировкой стоимости. Будет ли такой комплект документов принят со стороны ФНС России для подтверждения ставки 0% с учетом того, что в таможенной декларации остается первоначальная стоимость (до подписания дополнительного соглашения)? Ответ:В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке в размере 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. Так, на основании пункта 1 статьи 165 Кодекса для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров на экспорт в налоговые органы представляются контракт (копия контракта) российского налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Евразийского экономического союза и таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации (реестр таможенных деклараций). В связи с этим в целях подтверждения обоснованности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров на экспорт в случае изменения стоимости товаров после оформления таможенной декларации и их фактического убытия с территории Российской Федерации в налоговый орган наряду с контрактом (копией контракта) представляется дополнительное соглашение с покупателем об изменении стоимости реализованных товаров. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.01.2023 N 03-07-08/1346 Вопрос:Об учете страховыми организациями сумм отчислений в страховые резервы и доходов в виде страховых премий в целях налога на прибыль. Ответ:Особенности определения налоговой базы по страховщикам устанавливаются с учетом положений статей 293 и 294 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (пункт 12 статьи 274 НК РФ). В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 293 НК РФ к доходам страховых организаций относятся доходы от осуществления страховой деятельности в виде сумм уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды, с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах. Подпунктом 1 пункта 2 статьи 294 НК РФ установлено, что к расходам страховых организаций относятся, в частности, суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 26 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) формирование страховых резервов осуществляется страховщиками в соответствии с правилами формирования страховых резервов, которые утверждаются органом страхового надзора. На основании указанного положения Закона N 4015-1 правила формирования страховых резервов утверждаются Центральным банком Российской Федерации. Аналогичное разъяснение было дано Банком России в адрес Минфина России письмом от 04.10.2017 N 015-53/8027. Таким образом, для целей налогообложения прибыли налогоплательщики - страховые организации учитывают суммы отчислений в страховые резервы, сформированные на основании законодательства о страховании, в порядке, утвержденном Центральным банком Российской Федерации. Следовательно, по вопросу о том, какими нормативными документами следует руководствоваться при формировании страховых резервов, следует обращаться в Банк России. Порядок формирования указанных резервов не регулируется нормами НК РФ. В отношении учета доходов страховых организаций в виде страховых премий для целей налогообложения прибыли сообщается, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 293 НК РФ к доходам страховых организаций в целях главы 25 НК РФ относятся доходы страховых организаций от осуществления страховой деятельности в виде страховых премий (взносов) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования. При этом согласно статье 330 НК РФ доходы налогоплательщика в виде всей суммы страхового взноса, причитающейся к получению, признаются на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору, вытекающей из условий договоров страхования, сострахования, перестрахования, вне зависимости от порядка уплаты страхового взноса, указанного в соответствующем договоре (за исключением договоров страхования жизни и пенсионного страхования). По договорам страхования жизни и пенсионного страхования доход в виде части страхового взноса признается в момент возникновения у налогоплательщика права на получение очередного страхового взноса в соответствии с условиями указанных договоров. Таким образом, при признании доходов в виде страховых премий для целей налогообложения прибыли необходимо руководствоваться нормами главы 25 НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.01.2023 N 03-03-06/2/762 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль расходов на оплату услуг по санаторно-курортному лечению в РФ и их документальном подтверждении. Ответ:Согласно положениям пункта 24.2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса относятся, в частности, расходы на оплату услуг по санаторно-курортному лечению на территории Российской Федерации. К указанным расходам относятся расходы на оплату работодателем услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации, оказываемых лицам, перечисленным в абзаце втором настоящего пункта, а также расходы в виде сумм полной или частичной компенсации указанным лицам произведенных ими затрат на оплату услуг по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации. При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Обращается внимание, что Кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов. Что касается вопроса приравнивания скан/электронных/факсимильных копий документов к оригиналам таких документов, то сообщается, что данный вопрос рассматривается в проекте федерального закона N 1173189-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 06.04.2022. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.01.2023 N 03-03-06/1/705 Вопрос:О признании задолженности безнадежной в целях налога на прибыль при ликвидации должника, а также в связи с истечением срока исковой давности, если должник признан банкротом. Ответ:В соответствии с пунктом 2 статьи 265 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов. Налогоплательщик, имеющий дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежной при наступлении одного из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ событий. В частности, безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) для целей налогообложения прибыли признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Согласно статье 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и другое). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 9 статьи 63 ГК РФ). Таким образом, в случае ликвидации организации-должника датой признания его задолженности перед налогоплательщиком безнадежной для целей налогообложения прибыли будет признаваться дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации такого юридического лица в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом отмечается, что каждое из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ оснований для признания задолженности безнадежной является самостоятельным. В случае наличия нескольких оснований для признания задолженности безнадежной она признается таковой в том периоде, в котором возникло первое по времени основание для признания задолженности безнадежной. Следовательно, по истечении срока исковой давности, определяемого в соответствии с положениями ГК РФ, дебиторская задолженность должника, признанного банкротом, но еще не исключенного из ЕГРЮЛ, может быть признана безнадежным долгом и учтена в составе внереализационных расходов отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (пункт 7 статьи 272 НК РФ). Также обращается внимание, что любая задолженность, признанная безнадежной по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, может быть списана за счет сформированного резерва по сомнительным долгам, а если сумма указанного резерва недостаточна, непосредственно в составе внереализационных расходов. При этом необязательно, чтобы такая задолженность участвовала в формировании сумм резерва по сомнительным долгам. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.01.2023 N 03-03-06/1/648 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде сумм налогов и сборов, уплаченных на территории иностранного государства. Ответ:Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в качестве учитываемых расходов указаны налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вместе с тем перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Так, на основании подпункта 49 пункта 1 статья 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией. В статье 270 НК РФ установлен закрытый перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, который не содержит прямого указания на то, что налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства, не принимаются в качестве расходов. Учитывая изложенное, расходы в виде сумм налогов (в том числе косвенных) и сборов, уплаченных на территории иностранного государства в соответствии с законодательством этого государства, могут быть учтены налогоплательщиком при определении налоговой базы в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом налоги, по которым НК РФ напрямую предусматривает порядок устранения двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства (например, статьи 311 и 386.1 НК РФ), при уплате соответствующего налога в Российской Федерации, учету в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций не подлежат. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2023 N 03-03-06/1/164 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль расходов в виде страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленных в связи с выплатами премий к праздничным датам. Ответ:На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в виде выплат в связи с профессиональными (юбилейными) и праздничными датами не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ, так как данные выплаты не связаны с производственными результатами работников и не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В то же время в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ в качестве учитываемых расходов указаны налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Так, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), начисленные в установленном НК РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ. Таким образом, расходы в виде страховых взносов, исчисленных в том числе с выплат к профессиональным (юбилейным) и праздничным датам, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, учитываются в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2023 N 03-03-06/3/121 Вопрос:О применении специального коэффициента к норме амортизации объектов ОС, переданных в концессию и использованных в сфере водоснабжения и водоотведения, в целях налога на прибыль. Ответ:Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 Кодекса. Следовательно, в целях налогообложения прибыли концессионер начисляет амортизацию по переданному в концессию амортизируемому имуществу и включает ее в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Следует также отметить, что на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством Российской Федерации. При этом положения подпункта 4 пункта 2 статьи 259.3 Кодекса применяются до 01.01.2023 в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2018 (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Таким образом, налогоплательщик (концессионер) вправе до 01.01.2023 применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, переданных в концессию и использованных в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, только при условии, что указанный объект амортизируемого имущества до 01.01.2018 не эксплуатировался (то есть не был введен в эксплуатацию). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.01.2023 N 03-03-06/1/36 ============================================================================= |