Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 10.02.2023

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль расходов на приобретение и (или) создание ОС, а также о признании в бухучете актива в качестве капитальных вложений и расходов.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Пунктом 5 статьи 270 Кодекса установлено, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В силу норм статей 256 и 257 Кодекса затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации в порядке, установленном Кодексом.

Также сообщается, что при признании в бухгалтерском учете объекта в качестве актива определенного вида или расходов следует руководствоваться условиями, установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Например, при признании актива в бухгалтерском учете в качестве капитальных вложений - условиями, установленными Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н, при признании расходов - условиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.11.2022 N 03-03-06/1/113202

Вопрос:

ООО заключило концессионное соглашение с администрацией города.

Согласно п. 1 ст. 174.1 НК РФ при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера (ООО). Кроме того, в соответствии с п. 3 данной статьи НК РФ концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцом концессионеру, в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.

ООО является плательщиком УСН, в качестве объекта налогообложения выбраны доходы.

Имеет ли ООО право на получение вычетов по НДС при предоставлении входящих счетов-фактур по приобретаемым товарам, работам, услугам от поставщиков, используемым в производственном цикле для осуществления операций по производству услуг ООО (предоставление парковочных мест населению на платной основе)?

Какую сумму дохода от ведения деятельности ООО обязано облагать налогом на УСН по ставке 4%: сумму дохода с НДС 20% или сумму дохода до начисления НДС?

Является ли ООО плательщиком налога на имущество с объектов недвижимости, налоговой базой для которых является кадастровая стоимость, переданных ООО администрацией города на основании договоров аренды?

Концессионная плата, уплачиваемая концессионером концеденту, уплачивается с НДС по ставке 20% или же без НДС?

Ответ:

Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Статьей 174.1 Кодекса установлены особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения.

Так, согласно нормам данной статьи Кодекса при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера. Кроме того, концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В связи с этим концессионер, применяющий в отношении основной деятельности упрощенную систему налогообложения, при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, исчисляет этот налог по таким операциям в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные концессионеру в процессе создания (реконструкции) объекта концессионного соглашения и в период его использования (эксплуатации), принимаются к вычету в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

Что касается платы, перечисляемой концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, то согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из Федерального закона N 115-ФЗ или существа концессионного соглашения.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ концессионным соглашением предусматривается плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (далее - концессионная плата). Внесение концессионной платы может предусматриваться как в течение всего срока использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, так и в течение отдельных периодов такого использования (эксплуатации). Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Таким образом, условия концессионного соглашения на этапе эксплуатации объекта концессионного соглашения аналогичны условиям договора аренды.

Согласно пункту 3 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, имущества, находящегося в собственности федеральной территории "Сириус", органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральной территории "Сириус" арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, у концессионера в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса возникают обязанности налогового агента по налогу на добавленную стоимость.

В отношении порядка определения доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 главы 26.2 Кодекса налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 248 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, полученные от покупателей (приобретателей) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в связи с выставлением счетов-фактур с выделением в них сумм налога на добавленную стоимость, не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

По вопросу уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, сообщается, что согласно статье 378.1 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса (как кадастровая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении:

административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Таким образом, объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, переданные концессионеру и (или) созданные им в соответствии с концессионным соглашением, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости у концессионера, если они включены в Перечень.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.11.2022 N 03-07-11/112750

Вопрос:

Об отклонениях показателей инвестиционной декларации от фактических данных в целях соблюдения участником РИП обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией.

Ответ:

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) не установлены допустимые диапазоны отклонений показателей инвестиционной декларации от фактических данных в целях соблюдения участником регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) обязательств, предусмотренных инвестиционной декларацией.

При этом основанием для прекращения статуса участника РИП может быть исключительно отклонение фактических данных от показателей инвестиционной декларации в меньшую сторону.

В то же время участник РИП имеет право внести в инвестиционную декларацию изменения, касающиеся условий реализации РИП (пункт 2 статьи 25.12 НК РФ).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.11.2022 N 03-03-05/112577

Вопрос:

О признании имущества (служебной квартиры) амортизируемым имуществом в целях налога на прибыль.

Ответ:

Для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы налогоплательщика должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ, а именно: они должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным критериям, для целей налога на прибыль организаций не учитываются (пункт 49 статьи 270 НК РФ).

При этом перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, содержит нормы, связанные с учетом расходов на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (подпункт 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

В силу положений пункта 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Пунктом 1 статьи 257 НК РФ установлено, что под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Исчерпывающий перечень амортизируемого имущества, которое не подлежит амортизации, определен пунктом 2 статьи 256 НК РФ. В состав указанного перечня объекты жилого фонда не включены.

Также отмечается, что из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ исключаются только основные средства по основаниям, приведенным в пункте 3 статьи 256 НК РФ.

Таким образом, в случае если имущество (служебная квартира) используется в производственной деятельности для проживания в ней вахтового (командированного) персонала, то такое имущество является амортизируемым.

При этом амортизационные отчисления по ней учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль в общеустановленном порядке при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ.

Одновременно сообщается, что особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль при реализации амортизируемого имущества установлены статьей 268 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2022 N 03-03-06/1/110896

Вопрос:

О подтверждении рыночной стоимости имущества, вносимого иностранным учредителем в качестве взноса в уставный капитал организации, в целях налога на прибыль.

Ответ:

Порядок определения стоимости имущества, получаемого российской организацией в виде взноса в уставный капитал, установлен пунктом 1 статьи 277 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно положениям указанной нормы НК РФ при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Таким образом, в силу приведенной нормы НК РФ рыночная стоимость вносимого в уставный капитал иностранным учредителем имущества должна быть подтверждена оценкой независимого оценщика, действующего в соответствии с законодательством иностранного государства, резидентом которого является учредитель.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2022 N 03-03-06/1/110656

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах при выплате выходного пособия работнику (руководителю, заместителю руководителя организации) при увольнении по соглашению сторон.

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Исходя из положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для упомянутых плательщиков все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанные с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Случаи предоставления компенсационных выплат, в том числе выходных пособий, связанных с увольнением работников (руководителей, заместителей руководителя организации), установлены статьями 178 и 181 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

При этом исходя из положений статьи 178 Трудового кодекса случаи выплаты выходных пособий, а также установление повышенных размеров выходных пособий могут устанавливаться трудовым договором или коллективным договором.

Учитывая изложенное, выходное пособие, предусмотренное трудовым и коллективным договорами с работниками при увольнении по соглашению сторон, в том числе выплачиваемое при расторжении трудового договора с руководителем и заместителем руководителя организации, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами на основании вышеуказанных положений статей 217 и 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

Суммы выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2022 N 03-04-06/110557

Вопрос:

Каков порядок налогообложения НДС авансовых платежей в случае изменения условий договора?

ООО является торговой компанией, основным видом деятельности которой является торговля оптовая фармацевтической продукцией (код ОКВЭД 46.46).

Согласно договорным отношениям ООО на условиях предварительной оплаты осуществляет реализацию товаров в ассортименте, оговоренном в соответствующих спецификациях, являющихся приложениями к договорам купли-продажи. ООО осуществляет поставки товаров, налогообложение которых осуществляется по разным ставкам НДС: как 10, так и 20 процентов.

В настоящее время ввиду наличия различного рода сложностей, связанных с нарушением цепочки логистики товаров, а именно со ввозом и транспортировкой товаров на территорию Российской Федерации, у ООО могут возникать случаи нехватки товарного ассортимента, в счет которого ранее была получена предварительная оплата от покупателей и исчислен НДС с авансов.

При этом потенциальный покупатель и ООО имеют намерение исполнения ранее заключенного договора купли-продажи путем изменения (уменьшения) количества товаров либо замены товарного ассортимента, реализуемого по ставке НДС 20%, на другой товарный ассортимент, который в соответствии с действующим законодательством может реализоваться с применением ставки НДС 10%, путем направления потенциальным покупателем в адрес ООО письма о замене товарного ассортимента.

Таким образом, ООО при получении предоплаты исчисляет и платит в бюджет НДС с авансов по ставке 20% ввиду того, что на момент получения предоплаты неизвестен точный ассортимент товара, который в дальнейшем будет отгружен покупателю. При этом ООО имеет намерение принять исчисленный НДС с авансов по ставке 20% к вычету в периоде отгрузки товаров.

В силу пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать НДС в бюджет с сумм предварительной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг).

Согласно нормам п. 1 ст. 81 НК РФ представление уточненной налоговой декларации является правом, а не обязанностью налогоплательщика в случае, если отраженные в ней операции не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Таким образом, наличие переплаты по налогу на добавленную стоимость по исчисленным авансам не обязывает налогоплательщика представлять уточненную налоговую декларацию по данному налогу.

В то же время нормами п. 3 ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при изменении стоимости отгруженных товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе в случае изменения тарифа и (или) уточнения количества отгруженных товаров, продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру.

Согласно п. 13 ст. 171 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров, вычетам у продавца этих товаров подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения, и на основании п. 10 ст. 172 НК РФ продавец вправе принять НДС к вычету по данному счету-фактуре в периоде уведомления покупателя об изменении стоимости товаров.

Учитывая вышеизложенное:

- имеет ли право ООО принять к вычету НДС по ставке 20% в момент отгрузки товара, в случае если была замена товарного ассортимента на товар, реализуемый с применением ставки НДС 10%;

- может ли ООО оформить корректировочные счета-фактуры по исчисленным ранее авансам и отразить их в том периоде, когда от покупателя получено письмо о замене товарного ассортимента?

Ответ:

Согласно пункту 8 статьи 171 и пункту 6 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, производятся с даты отгрузки (передачи) соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав в размере налога, исчисленного исходя из стоимости отгруженных (переданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее полученной оплаты (частичной оплаты) согласно условиям договора (при наличии таких условий).

В связи с этим в случае если в счете-фактуре, выставленном при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки товаров, налогообложение которых осуществляется с применением налоговых ставок в размере как 10, так и 20 процентов, была указана ставка 20/120, то вычет налога на добавленную стоимость осуществляется в размере налога, исчисленного при отгрузке товаров.

Что касается разницы между суммой налога на добавленную стоимость, уплаченной в отношении оплаты (частичной оплаты), полученной в счет предстоящей поставки товаров, и суммой налога, исчисленной при отгрузке товаров, то данная разница может быть зачтена (возвращена) в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.11.2022 N 03-07-11/110368

Вопрос:

ООО по договору генерального подряда были получены авансы в период 2018 - 2019 гг. С авансов был начислен НДС и уплачен в бюджет.

Часть из них была закрыта актами выполненных работ по договору генподряда.

В марте 2021 г. у Заказчика произошла реорганизация путем слияния.

Правопреемник Заказчика принял решение закрыть договор и получить неиспользованные авансы обратно.

Возврат авансов предполагается произвести путем взаимозачета встречных требований.

Исходя из разъяснений, данных в Письме Минфина России от 11.09.2012 N 03-07-08/268, суммы НДС, исчисленные и уплаченные продавцом при получении авансовых платежей, принимаются к вычету в случае расторжения или изменения условий договора и возврата авансовых платежей. При этом указанные вычеты производятся не позднее одного года с момента проведения корректировок в учете.

Кроме того, в случае расторжения договора и прекращения обязательства продавца по возврату предоплаты путем проведения зачета встречного однородного требования исчисленные и уплаченные продавцом при получении предоплаты суммы НДС принимаются им к вычету.

Можно ли в рассматриваемом случае принять к зачету НДС с авансов полученных с учетом того, что срок три года превышен, в соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ?

Ответ:

Согласно абзацу второму пункта 5 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей. При этом абзацем первым пункта 4 статьи 172 Кодекса установлено, что вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с даты возврата или отказа.

В соответствии со статьей 407 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. Так, статьей 410 Гражданского кодекса установлено, что обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Таким образом, прекращение обязательства налогоплательщика по возврату сумм предварительной оплаты (частичной оплаты) путем проведения зачета встречного однородного требования признается возвратом сумм предварительной оплаты (частичной оплаты).

Учитывая изложенное, в случае если договор на выполнение работ, по которому налогоплательщиком от заказчика были получены суммы предварительной оплаты (частичной оплаты), расторгается и обязательство налогоплательщика по возврату сумм такой оплаты (частичной оплаты) прекращается путем проведения с правопреемником заказчика зачета встречного однородного требования, то суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные в бюджет налогоплательщиком при получении сумм предварительной оплаты (частичной оплаты), принимаются к вычету в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с отказом от работ, но не позднее одного года с даты такого отказа.

Кроме того, отмечается, что если согласно пункту 12 статьи 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по перечисленной предварительной оплате (частичной оплате) принимались заказчиком к вычету, то правопреемнику заказчика необходимо на основании подпункта 3 пункта 3 и абзацев первого и второго пункта 3.1 статьи 170 Кодекса восстановить для уплаты в бюджет суммы налога по предварительной оплате, в отношении которой проведен вышеуказанный зачет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2022 N 03-07-11/109879

Вопрос:

Об НДФЛ и страховых взносах с вознаграждения по трудовому договору о дистанционной (удаленной) работе за пределами РФ.

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

Согласно статье 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования.

Согласно пункту 2 статьи 207 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В соответствии со статьей 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.

Так, подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо - получатель указанных доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1, пунктов 2 - 4 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вышеупомянутые доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

При этом пунктом 1 статьи 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации над правилами и нормами, предусмотренными Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

2. Страховые взносы

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 главы 34 "Страховые взносы" Кодекса объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования - от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) и от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 167-ФЗ, части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ и статье 10 Федерального закона N 326-ФЗ к числу застрахованных лиц относятся граждане Российской Федерации, в частности, работающие по трудовым договорам.

Учитывая изложенное, работник, являющийся гражданином Российской Федерации, осуществляющий деятельность в российской организации по трудовому договору о дистанционной работе, является застрахованным лицом в системе обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, соответственно, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые и производимые российской организацией в его пользу, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке независимо от места выполнения дистанционной работы и статуса его налогового резидентства.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.11.2022 N 03-04-05/109842

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль дохода (убытка), полученного в результате ликвидации эмитента необращающихся акций.

Ответ:

Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Порядок определения доходов и расходов при реализации или ином выбытии ценных бумаг установлен пунктами 2 и 3 статьи 280 Кодекса.

При этом на основании пункта 4.1 статьи 284 Кодекса к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.2 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 284.2 Кодекса налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 Кодекса, применяется при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких акций (долей участия в уставном капитале организаций) они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

При этом в силу пункта 2 статьи 284.2 Кодекса с учетом требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.2 Кодекса, налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 Кодекса, применяется при условии, что акции (доли) составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 284.2 Кодекса.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 250 Кодекса к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы от долевого участия в других организациях.

При этом к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, для целей главы 25 Кодекса также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками) в размере, превышающем фактически оплаченную (вне зависимости от формы оплаты) соответствующим акционером (участником) стоимость акций (долей, паев) такой организации и величину внесенного им вклада в виде денежных средств, уменьшенных на сумму денежных средств, указанных в подпункте 11.1 пункта 1 статьи 251 Кодекса, в имущество организации (абзац второй пункта 1 статьи 250 Кодекса).

В свою очередь, пунктом 2 статьи 275 Кодекса установлено, что в случае, если доходы получены акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации между ее акционерами (участниками), сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 284 Кодекса.

Таким образом, учитывая наличие специальных положений, связанных с налоговым учетом положительного результата, определенного по итогам ликвидации дочерней организации, налогоплательщик при выбытии у него акций указанной организации применяет соответствующие положения пункта 1 статьи 250, пункта 2 статьи 275 и пункта 3 статьи 284 Кодекса.

Что касается налогового учета отрицательного результата от выбытия необращающихся акций в связи с ликвидацией организации - эмитента таких акций, соответствующих условиям, предусмотренным статьей 284.2 Кодекса, то такой убыток (соответствующие доходы и расходы) учитывается в общем порядке при определении соответствующей налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка 0 процентов, на дату ликвидации организации-эмитента.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.11.2022 N 03-03-06/3/109472

=============================================================================