Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 03.02.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде сумм прекращенных в 2022 г. обязательств, вытекающих из договора займа (кредита) с иностранной организацией (гражданином). Ответ:На основании пункта 18 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3 - 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В соответствии с подпунктом 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ в редакции Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств: по договору займа (кредита), заимодавцем (кредитором) по которому на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином) либо иностранной организацией (иностранным гражданином) или российской организацией (физическим лицом), получившей (получившим) право требования по такому договору займа (кредита) до 31 декабря 2022 года (в том числе процентов, учтенных в составе внереализационных расходов); по оплате права требования по обязательствам, вытекающим из указанного в абзаце втором настоящего подпункта договора займа (кредита), которое приобретено налогоплательщиком по договору уступки права требования, в случае принятия решения о прощении такого обязательства иностранной организацией (иностранным гражданином), заключившей (заключившим) договор уступки; связанных с выплатой иностранному участнику общества с ограниченной ответственностью действительной стоимости доли при выходе в 2022 году из состава участников такого общества или в результате его исключения в 2022 году из состава участников в судебном порядке. Таким образом, подпункт 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ при соблюдении иных условий указанного положения связывает освобождение от налогообложения налогом на прибыль, в частности, прощение задолженности по обязательствам: по договору займа (кредита), по которому заимодавцем (кредитором) на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин); правам требования, вытекающим из договора займа (кредита), по которому заимодавцем (кредитором) на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин); оплате права требования по обязательствам, вытекающим из договора займа (кредита), по которому заимодавцем (кредитором) на 1 марта 2022 года является иностранная организация (иностранный гражданин). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.11.2022 N 03-03-06/1/116602 Вопрос:О налоге на прибыль при выбытии объекта ОС в результате хищения или его передачи в процессе реорганизации, если ранее в отношении этого объекта ОС был применен инвестиционный налоговый вычет. Ответ:В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса. При этом согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, и (или) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства). Вместе с тем при реализации или ином выбытии указанных в абзаце первом пункта 4 статьи 286.1 Кодекса объектов основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 Кодекса, до истечения срока их полезного использования, если иной срок в отношении объектов основных средств не определен решением субъекта Российской Федерации, сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этих объектов основных средств, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 Кодекса днем уплаты налога (пункт 12 статьи 286.1 Кодекса). Таким образом, по общему правилу налог на прибыль организаций подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней в случае реализации или иного выбытия объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования или иного срока, определенного решением субъекта Российской Федерации. При этом исключение из этого правила в настоящее время составляет только выбытие указанных объектов основных средств в результате их ликвидации. Следовательно, если объект основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, выбывает в результате хищения или в результате передачи организации, которая создана в процессе реорганизации налогоплательщика в форме выделения, до истечения срока его полезного использования или иного срока, определенного решением субъекта Российской Федерации, налогоплательщик обязан восстановить и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль организаций с уплатой соответствующих сумм пеней. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.11.2022 N 03-03-06/1/116668 Вопрос:О применении пониженной ставки налога на прибыль участником РИП, имеющим обособленные подразделения. Ответ:Региональным инвестиционным проектом (далее - РИП) признается инвестиционный проект, целью которого является производство товаров и который удовлетворяет одновременно требованиям, установленным подпунктами 1.1, 2, 4, 5 пункта 1 статьи 25.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (пункт 1 статьи 25.8 НК РФ). Так, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ установлено требование, что производство товаров в результате реализации такого инвестиционного проекта осуществляется, если иное не предусмотрено статьей 25.8 НК РФ, исключительно на территории одного из субъектов Российской Федерации, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ. В то же время требования, установленные подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ, также признаются выполненными в случаях, если РИП предусматривает производство товаров в рамках единого технологического процесса и осуществляется на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ. При этом налогоплательщиком - участником РИП признается российская организация, которая получила в порядке, установленном главой 3.3 НК РФ, статус участника РИП и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 2 - 5 статьи 284.3 НК РФ налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных пунктом 1.5 статьи 284 НК РФ, отвечает одновременно требованиям, установленным статьей 25.9 НК РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ). Одним из таких требований является отсутствие у организации в ее составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется РИП. В силу норм пункта 2 статьи 11 НК РФ местом нахождения обособленного подразделения российской организации является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Следовательно, организация, имеющая обособленное подразделение, расположенное за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется РИП, не может быть признана налогоплательщиком - участником РИП, так как не соблюдено вышеуказанное требование. При этом в случае если обособленные подразделения налогоплательщика - участника РИП расположены исключительно на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых реализуется РИП, предусматривающий производство товаров в рамках единого технологического процесса, то налогоплательщик - участник РИП вправе применять пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 28.11.2022 N 03-03-06/1/116014 Вопрос:Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - Общество) осуществляет деятельность согласно ОКВЭД 56.10.1 "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания". Вправе ли Общество применять освобождение от уплаты НДС в отношении услуг общественного питания в соответствии с пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ в 2022 г. в случае утраты Обществом в 2022 г. права применять упрощенную систему налогообложения по основаниям, указанным в п. 4 ст. 346.13 НК РФ? Ответ:Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий: - сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей; - удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов; - среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются указанные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (согласно пункту 18 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" данное положение применяется в отношении условий применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2024 года). При этом нормами Кодекса не установлено запрета на применение вышеуказанного освобождения для налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения. Таким образом, организация, перешедшая в 2022 году на общую систему налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения, вправе с момента перехода на общий режим налогообложения применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг общественного питания, оказываемых через вышепоименованные объекты общественного питания и (или) вне этих объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), в случае соблюдения вышеуказанных условий, предусмотренных подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.11.2022 N 03-07-07/115025 Вопрос:ООО (ОКВЭД 47.77.2 и 32.12.5) создано путем реорганизации ЗАО. Реорганизация была проведена в связи с вступлением в силу Федерального закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". ООО является малым предприятием и внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. С момента создания до 01.01.2021 ООО применяло систему налогообложения в виде ЕНВД, а начиная с 01.01.2021 - в виде УСН ("доходы минус расходы"). Поскольку ювелирные изделия являются товарами с практически неограниченным сроком эксплуатации, по состоянию на 01.01.2023 на складе предприятия будет около 90% товара, приобретенного без НДС в различное время на протяжении 30 лет. В связи с вступлением в силу с 01.01.2023 п. п. 2 и 3 ст. 1 Федерального закона от 09.03.2022 N 47-ФЗ: предусмотрен ли переходный период с 01.01.2023 для начисления НДС при реализации конечному потребителю (розничная продажа) товара, приобретенного до 01.01.2023 без НДС; предусмотрена ли компенсация государства для субъектов малого предпринимательства, связанная с переходом в принудительном порядке с УСН на ОСН; если переходный период не предусмотрен, то будет ли приниматься налоговым органом НДС к зачету по ТМЦ, которые были приобретены с НДС до 01.01.2023 в период более трех лет? Ответ:Федеральным законом от 9 марта 2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в пункт 3 статьи 346.12 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внесены изменения, согласно которым с 1 января 2023 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В связи с этим с 1 января 2023 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов, будут признаваться плательщиками общей системы налогообложения, в том числе налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Соответственно, операции по реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, осуществляемые указанными организациями и индивидуальными предпринимателями с 1 января 2023 года, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса. Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 153 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении реализации ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, при приобретении которых поставщиками суммы налога не предъявлялись, главой 21 Кодекса, в том числе статьей 154 Кодекса, не установлены. Таким образом, организации, осуществляющей деятельность по розничной торговле ювелирными изделиями и признаваемой с 1 января 2023 года налогоплательщиком налога на добавленную стоимость при осуществлении такой деятельности, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в отношении реализации ювелирных изделий, при приобретении которых поставщиками суммы налога не предъявлялись, следует определять в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса, согласно которому при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них налога. Что касается вычетов по налогу на добавленную стоимость, то согласно пункту 6 статьи 346.25 главы 26.2 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2022 N 03-07-11/114489 Вопрос:О признании доходов при применении метода начисления в целях налога на прибыль, а также об исправлении ошибок, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам. Ответ:Порядок признания доходов при методе начисления установлен в статье 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 271 Кодекса. При этом пунктом 3 статьи 271 Кодекса установлено, что датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса. Одновременно обращается внимание, что порядок исправления выявленных в текущем периоде ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, установлен положениями пункта 1 статьи 54 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2022 N 03-03-06/1/114423 Вопрос:Требуются разъяснения по вопросу признания налоговым агентом по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме. Организацией (ООО) заключен контракт с иностранным партнером (нерезидентом) на закупку электронного программного обеспечения. Открытого представительства в России у данной иностранной компании нет. В связи с изменением в ст. 174.2 НК РФ с 01.10.2022 российское юрлицо, а именно ООО, выступает налоговым агентом по таким услугам. В настоящее время по причине введения экономических санкций существуют объективные сложности с переводом платы иностранному поставщику за электронное программное обеспечение. В связи с этим иностранный поставщик заключил агентский договор с российским юрлицом, которое является резидентом РФ, на взимание задолженности в пользу иностранной компании. Таким образом, сложилась ситуация, в которой фактически услугу оказывает иностранное лицо, а оплата услуг производится на расчетный счет российскому лицу - сборщику задолженности, в связи с чем требуются разъяснения: является ли ООО в сложившейся ситуации налоговым агентом по НДС? Ответ:На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) местом реализации услуг в электронной форме, поименованных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. На основании пункта 10.1 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 Кодекса. Таким образом, при приобретении российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, российская организация выступает в качестве налогового агента, в том числе в случае, если денежные средства перечисляются на расчетный счет российского лица, осуществляющего по поручению иностранной организации сбор денежных средств за оказанные ею услуги. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2022 N 03-07-08/114178 Вопрос:О применении пониженных ставок по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов IT-организацией, получившей в марте 2022 г. документ о госаккредитации. Ответ:В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее соответственно - Кодекс, Закон N 321-ФЗ) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, начиная с налогового периода получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, устанавливается налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах. Указанная налоговая ставка применяется при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 Кодекса. Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, получившая в марте 2022 года документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, вправе применять предусмотренную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса налоговую ставку по налогу на прибыль организаций при выполнении условия о необходимой доле доходов от деятельности в области информационных технологий. В соответствии с пунктом 5 статьи 427 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, с 2022 года условиями применения пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента являются: 1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий; 2) по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в указанном пункте 5 статьи 427 Кодекса. Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, с 2022 года вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при одновременном выполнении двух условий - об аккредитации и о 70-процентной доле доходов от деятельности в области информационных технологий. Поскольку согласно положениям пункта 1 статьи 424 Кодекса датой осуществления выплат и иных вознаграждений для плательщиков страховых взносов - организаций является день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, включаются в базу для исчисления страховых взносов в том месяце, в котором данные суммы были начислены в пользу работников. Учитывая изложенное, в случае если указанная организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, получившая в марте 2022 года документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, начала начислять с апреля 2022 года выплаты работникам, то при выполнении условия о необходимой доле доходов от деятельности в области информационных технологий по итогам отчетного периода (т.е. полугодия 2022 года) она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с апреля 2022 года. Одновременно согласно абзацу восемнадцатому пункта 5 статьи 427 Кодекса, в случае если по итогам расчетного периода такая организация не выполняет условие о доле доходов, установленное пунктом 5 статьи 427 Кодекса, а также в случае лишения ее государственной аккредитации данная организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Кодекса (7,6 процента), с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленному условию либо данная организация лишена государственной аккредитации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2022 N 03-03-06/1/113698 Вопрос:О налоге на прибыль по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права. Ответ:Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с ЦФА и (или) цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы (далее - ЦФА) и утилитарные цифровые права, устанавливаются с учетом положений статьи 282.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (статья 274 НК РФ). Нормами статей 271 и 272 НК РФ установлены даты признания доходов и осуществления внереализационных и прочих расходов по операциям с ЦФА и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права. Обращается внимание, что согласно нормам статьи 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2022 N 03-03-06/2/113989 Вопрос:О налоге на прибыль при выходе из общества, если действительная стоимость доли участника общества превышает первоначальный взнос в уставный капитал. Ответ:В том случае, если налогоплательщик участвует в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) и иными федеральными законами. Вместе с тем сообщается, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы налогоплательщика в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником организации (его правопреемником или наследником), при уменьшении уставного (складочного) капитала (фонда), при выходе из организации либо при распределении имущества ликвидируемой организации между ее участниками. Следовательно, если действительная стоимость доли участника общества при выходе из состава участников общества превышает первоначальную стоимость доли, выплата в части, превышающей взнос этого участника в уставный капитал общества, признается для целей налогообложения доходом налогоплательщика - участника общества. В силу пункта 1 статьи 250 НК РФ для целей главы 25 НК РФ к доходам от долевого участия в других организациях, выплачиваемым в виде дивидендов, также относится доход в виде имущества (имущественных прав), который получен акционером (участником) организации при выходе из организации. Следовательно, в части, превышающей первоначальный взнос над действительной стоимостью его доли в уставном капитале, у участника появляется доход в виде дивидендов. Российская организация, выплачивающая участнику доходы при его выходе из общества, признается налоговым агентом по доходам такого участника в виде дивидендов (пункт 3 статьи 275 НК РФ). Датой получения внереализационного дохода в виде дивидендов признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (подпункт 2 пункта 4 статьи 271 НК РФ). При этом в целях главы 25 НК РФ на основании статьи 273 НК РФ датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовый метод). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.11.2022 N 03-03-07/113972 |