Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 27.01.2023 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Организация осуществляет основную производственную деятельность с использованием арендованного у органа местного самоуправления движимого и недвижимого имущества (котельные, тепловые пункты, оборудование, теплотрассы). В течение срока аренды организацией были произведены работы по созданию и (или) реконструкции арендованных объектов теплоснабжения, затраты на которые были приняты организацией в состав основных средств. Организация планирует в декабре 2022 г. заключить с органом местного самоуправления концессионное соглашение с трансформацией договоров аренды согласно ст. 51 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Одним из требований органа местного самоуправления является оформление первичных документов на передачу арендодателю результатов работ по созданию и (или) реконструкции арендованных объектов теплоснабжения (основных средств) до заключения концессионного соглашения в октябре 2022 г. Согласно ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при трансформации расторжение договоров аренды происходит одновременно с заключением концессионного соглашения. В связи с тем что на момент передачи указанных основных средств формально договоры аренды расторгнуты не будут, а концессионное соглашение еще будет заключено, возникнет временной разрыв между передачей результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, выполненных в течение срока аренды, и заключением концессионного соглашения. Подпадает ли такая передача объектов основных средств под нормы пп. 18 п. 2 ст. 146 НК РФ, а также под исключения пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, а именно что у организации не возникает обязанности восстановить НДС со стоимости переданных муниципальному образованию объектов основных средств в свете вышеуказанных обстоятельств? Ответ:В соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе органам государственной власти, органам местного самоуправления и (или) органам публичной власти федеральной территории "Сириус" результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса, подлежат восстановлению в случае дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в пункте 2 данной статьи, за исключением ряда операций, в том числе операций, предусмотренных подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 Кодекса. В связи с этим при осуществлении налогоплательщиком операций, предусмотренных подпунктом 18 пункта 2 статьи 146 Кодекса, обязанность по восстановлению сумм налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятых к вычету, не возникает. Таким образом, при передаче налогоплательщиком на безвозмездной основе органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, обязательным условием применения положений подпункта 18 пункта 2 статьи 146 и подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса является заключение этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.12.2022 N 03-07-11/119233 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль расходов по договору аренды. Ответ:Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ в отношении арендных платежей за арендуемое имущество датой осуществления расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления документов, служащих основанием для производства расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. При этом пунктом 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Таким образом, основанием для учета расходов по договору аренды для целей налогообложения прибыли является действующий договор аренды, условиями которого предусмотрена плата за временное владение и пользование арендованным имуществом. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2022 N 03-03-06/1/118691 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль расходов на выплаты руководству. Ответ:На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Согласно статье 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. При этом в соответствии с пунктом 21 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Таким образом, в состав расходов на оплату труда для целей налога на прибыль организаций могут включаться выплаты руководству, произведенные на основании трудового договора (контракта). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2022 N 03-03-06/1/118857 Вопрос:О дате признания расходов, подтвержденных первичными учетными документами в электронном виде, при применении метода начисления в целях налога на прибыль. Ответ:Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 Кодекса: обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). В статье 313 Кодекса указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. При этом согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значения, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ). Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью. При этом положениями Кодекса указанные вопросы не регулируются, а также специальные требования к составлению первичных учетных документов, в том числе в электронном виде, не предъявляются. Порядок учета расходов по налогу на прибыль при применении метода начисления установлен статьей 272 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Учитывая изложенное, дата признания расходов в целях налогообложения прибыли регулируется статьей 272 Кодекса при условии соответствия таких расходов требованиям статьи 252 Кодекса, в частности документального подтверждения. При этом Кодексом не предусмотрено, что дата составления первичного учетного документа всегда должна рассматриваться как дата возникновения соответствующего расхода. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2022 N 03-03-06/1/118694 Вопрос:О применении ограничения суммы убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, на которую участник РИП вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. Ответ:Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) (пункт 1 статьи 283 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы (пункт 2 статьи 283 НК РФ). Пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ установлено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2024 налоговая база по налогу на прибыль организаций за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со статьей 274 НК РФ (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные, в частности, пунктом 1.5 статьи 284 НК РФ), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов. Согласно пункту 1.5 статьи 284 НК РФ для участников регионального инвестиционного проекта (далее - участник РИП) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, установлена в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3 НК РФ. Пониженные ставки налога на прибыль применяются в зависимости от способа определения налоговой базы по налогу на прибыль либо ко всей налоговой базе при соблюдении 90-процентного значения доли доходов, либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации РИП, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации РИП, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности (пункт 1 статьи 284.3 НК РФ). Таким образом, установленное пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ ограничение не применяется в отношении налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.5 статьи 284 НК РФ. Следовательно, участник вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, к которой применяются пониженные ставки налога на прибыль, на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, без ограничения, установленного пунктом 2.1 статьи 283 НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.12.2022 N 03-03-06/1/118736 Вопрос:АО (далее - Банк) дополнительно к расчетному счету клиента открывает отдельный счет. Отдельный счет Клиента носит целевой характер и предназначен исключительно для проведения расчетов в соответствии с представленным в Банк реестром платежей в порядке и на условиях, установленных Договором отдельного счета. Клиент поручает Банку проводить платежи в соответствии с представленным реестром и осуществлять контроль переводов (расходования денежных средств) по отдельному счету на предмет: - соответствия переводов условиям представленного реестра платежей; - соответствия переводов обосновывающим документам; - соответствия переводов режиму ведения отдельного счета. На основании пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ банковские услуги (за исключением инкассации) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Правильно ли Банк понимает, что стоимость услуг по открытию и ведению отдельного счета и осуществлению переводов (акцептованию платежей) при соблюдении представленного клиентом реестра платежей относится к банковским операциям, освобождаемым от НДС на основании пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ? Ответ:Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 149 Кодекса. Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации). В целях применения указанного освобождения к банковским операциям относятся осуществляемые банками операции, в частности, перечисленные в подпункте 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в том числе открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц. Таким образом, осуществляемые банком банковские операции по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2022 N 03-07-05/117706 Вопрос:Организация осуществляет доверительное управление ЗПИФом (далее - Собственник), в состав которого входит объект недвижимости в стадии реконструкции в гостиницу. После завершения реконструкции гостиница будет внесена в реестр объектов туристской индустрии. Собственник планирует сдавать гостиницу в аренду другому юридическому лицу (далее - Арендатор), которое будет осуществлять эксплуатацию и управление гостиницей. Вправе ли Собственник при сдаче гостиницы в аренду Арендатору применять ставку НДС в размере 0% на основании пп. 18 и 19 п. 1 ст. 164 НК РФ? Ответ:Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 июля 2022 года налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 года и включенных в реестр объектов туристской индустрии, производится по налоговой ставке в размере 0 процентов. Пунктом 1 Правил ведения реестра объектов туристской индустрии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2022 г. N 1181, предусмотрено, что к объектам туристской индустрии относятся объекты капитального строительства и некапитальные строения, сооружения в соответствии с перечнем видов объектов туристской индустрии, утвержденным приказом Ростуризма от 5 июля 2022 г. N 307-Пр-22 (далее - Перечень). В связи с этим при реализации услуг по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов недвижимого имущества налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется при условии, что данные объекты недвижимого имущества, введенные в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 года, соответствуют виду объектов туристской индустрии, поименованному в Перечне, и включены в реестр объектов туристской индустрии. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2022 N 03-07-07/117688 Вопрос:Федеральным законом от 09.03.2022 N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, был дополнен операциями по реализации драгоценных металлов в слитках банками физическим лицам (пп. 9 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ, далее - Закон). Банк является одним из крупнейших участников рынка драгоценных металлов (годовой оборот только физического золота составляет более 70 тонн) и заключает сделки с драгоценными металлами с юридическими и физическими лицами. Клиентами Банка по операциям с драгоценными металлами являются в том числе физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее - ИП). Учитывая, что в отношении ИП в Законе не содержится отдельного регулирования в части налогообложения НДС по операциям реализации драгоценных металлов, требуется подтвердить позицию Банка в отношении порядка налогообложения НДС реализации драгоценных металлов Банком физическим лицам - ИП. НК РФ предусматривает самостоятельные определения терминов "физические лица" и "индивидуальные предприниматели". Так, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ: 1) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; 2) индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом термин "индивидуальные предприниматели" определяется НК РФ через другой термин - "физические лица". В этой связи термин "индивидуальные предприниматели" означает подгруппу физических лиц, обусловливая таким образом существование двух подгрупп физических лиц по этому признаку: 1) физических лиц, не являющихся ИП, и 2) физических лиц, являющихся ИП. В этой связи термин "физические лица" в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ распространяется как на физических лиц, не являющихся ИП, так и на физических лиц, являющихся ИП, ввиду отсутствия специального указания о его применении лишь в отношении одной из указанных подгрупп (и, как следствие, о его неприменении к другой из указанных подгрупп). Кроме того, при системном анализе норм НК РФ, в которых используется термин "физические лица", можно сделать вывод о том, что при распространении норм на обе подгруппы физических лиц используется термин "физические лица" (например, ст. ст. 3, 8, 9, 207 НК РФ). При применении требований к одной из указанных подгрупп физических лиц используются прямые оговорки о применении нормы лишь к одной из указанных подгрупп (например, ст. ст. 148, 227, 333.5 НК РФ). Таким образом, учитывая, что в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ упоминается термин "физические лица" и не содержится указаний о применении данной нормы исключительно к одной из подгрупп физических лиц, требуется подтвердить, что данная норма НК РФ распространяется на обе подгруппы физических лиц: ИП и не ИП. При этом необходимо отметить, что уплата НДС ИП, занятыми в ювелирной промышленности, будет произведена в любом случае: 1) при покупке слитка в банке без НДС такой ИП впоследствии выставит НДС конечному потребителю при продаже ювелирного изделия и уплатит его в бюджет, либо 2) при покупке слитка в банке с НДС такой ИП уплатит "входящий" НДС банку (и банк уплатит его в бюджет) и затем уменьшит на эту сумму свой исходящий НДС при продаже ювелирного изделия конечному потребителю. Анализ Федерального закона N 47-ФЗ показывает, что указанное дополнение в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ вносилось одновременно с положениями, не допускающими использование упрощенной системы налогообложения для ИП, осуществляющих ювелирную деятельность, что подчеркивает целенаправленный выбор законодателем общего термина "физические лица" в указанном дополнении в пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ, охватывающего всех физических лиц независимо от того, являются ли они ИП или нет, - с учетом указанного выше общего экономического эффекта. Кроме того, в случае если физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП вне зависимости от того, осуществляет оно деятельность, связанную с драгоценными металлами, или иную и желает приобрести слитки золота в целях инвестирования или сбережения собственных средств, такое физическое лицо не сможет реализовать свое право на освобождение от НДС операций по покупке золота в банке. Также обращается внимание, что при ином толковании указанной нормы ее реализация на уровне банков не представляется возможной в связи со следующим: 1) при обращении в банк физического лица с целью покупки драгоценных металлов в слитках банк не может достоверно определить, применяется ли к такой операции пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (проведение проверки физического лица на предмет регистрации в качестве ИП, а также проверки целей приобретения слитков не предусмотрено Законом); 2) учитывая, что для применения указанной статьи не установлен порядок подтверждения статуса физического лица и целей приобретения слитков, Банк не вправе обусловливать продажу слитков без НДС физическим лицам представлением подтверждающих документов: - документов или сведений, подтверждающих наличие или отсутствие регистрации в качестве ИП (согласно п. 14 Указания Банка России N 2255-У требуется только паспорт); - сведений о целях приобретения таких слитков. При этом необходимо отметить, что Законом не предусмотрены допустимые цели приобретения слитков драгоценных металлов без НДС, таким образом, у физического лица отсутствуют юридическая ответственность за достоверность заявленной банку цели приобретения слитков, а также обязанность придерживаться данной цели (то есть нет препятствий приобрести слитки для личных целей, а затем добросовестно передумать и использовать их в коммерческих целях). Для банков не установлены требования по документальной фиксации цели приобретения слитков физическим лицом для обоснования продажи слитка с НДС или без него. В отсутствие фиксации целей приобретения невозможен эффективный налоговый контроль обоснованности продажи банком слитка физическому лицу с НДС или без него. Каков порядок применения пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ? Ответ:Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 9 марта 2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2022 года от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождены операции по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков. При этом данные положения подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса не содержат указания на то, что физические лица, которым банки реализуют слитки драгоценных металлов, не должны являться индивидуальными предпринимателями. В связи с этим от налогообложения НДС освобождаются реализуемые с 1 марта 2022 года банками физическим лицам, в том числе являющимся индивидуальными предпринимателями, драгоценные металлы в слитках без их помещения в хранилища банков. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2022 N 03-07-05/117715 Вопрос:Согласно абз. 2 пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС на территории РФ оказание услуг брокерами на основании лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности. Понятие "брокерская деятельность", требования к брокерской деятельности, а также особенности ее ведения закреплены в ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ЦБ). В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рынке ЦБ брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом. В соответствии с п. 3.1 ст. 3 Закона о рынке ЦБ устанавливается особый порядок работы с денежными средствами клиентов для случаев, когда брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой. Кроме того, согласно п. 3.2 ст. 3 Закона о рынке ЦБ договором о брокерском обслуживании может быть предусмотрено право клиента передавать брокеру драгоценные металлы, в том числе в качестве обеспечения своих обязательств перед брокером. Таким образом, Закон о рынке ЦБ предоставляет возможность совершения брокерами операций с драгоценными металлами. В то же время ограничительные положения по применению п. п. 3.1, 3.2 ст. 3 Закона о рынке ЦБ, установленные для кредитных организаций в п. 3.5 ст. 3 Закона о рынке ЦБ, по мнению банка, относятся исключительно к требованиям о порядке учета операций с драгоценными металлами и валютой, которые должны предъявляться только к брокерам, не являющимся кредитными организациями, поскольку для кредитных организаций действуют иные правила, установленные Банком России. Помимо этого, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (далее - Закон об организованных торгах) к участию в организованных торгах товаром допускаются брокеры, действующие в интересах и за счет другого лица, при наличии соответствующей лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. При этом согласно п. 1 ст. 4 Закона об организованных торгах торги проводятся по правилам, устанавливаемым организатором торгов и зарегистрированным Банком России. Такие правила в том числе должны содержать требования к участникам торгов и порядок их доступа к торгам (пп. 1, 4 п. 3 ст. 4 Закона об организованных торгах). В частности, правила проведения торгов в валютной секции ПАО "Московская Биржа" прямо предусматривают, что наличие брокерской лицензии в том числе является необходимым условием для допуска кредитной организации к участию в торгах на рынке драгоценных металлов (ст. 02.02 Правил, утвержденных решением Наблюдательного совета ПАО "Московская Биржа" 25.03.2022 и зарегистрированных Банком России 28.04.2022). Таким образом, исходя из системного толкования положений ст. 3 Закона о рынке ЦБ и п. 2 ст. 16 Закона об организованных торгах, по мнению Банка, услуги брокера включают совершение не только сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, но и биржевых сделок с драгоценными металлами. Учитывая вышеизложенное, распространяются ли положения абз. 2 пп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ на деятельность кредитных организаций, имеющих соответствующую лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление брокерской деятельности, в части брокерских операций таких кредитных организаций по совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов на организованных торгах? Ответ:Согласно абзацу второму подпункта 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги, оказываемые брокерами на основании лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) брокерской деятельностью признается деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (далее - договор о брокерском обслуживании). Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером. Пунктом 3.1 статьи 3 Федерального закона N 39-ФЗ установлено, что, если брокер оказывает услуги по исполнению поручений на совершение гражданско-правовых сделок с товарами, допущенными к организованным торгам (в том числе с драгоценными металлами), и (или) с иностранной валютой, денежные средства клиентов, переданные брокеру для совершения таких сделок, а также денежные средства, полученные брокером по таким сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании. В связи с этим, если перечнем услуг, оказываемых банком в соответствии с лицензией на осуществление брокерской деятельности, предусмотрены услуги по исполнению поручений клиентов на совершение гражданско-правовых сделок с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, такие услуги, оказываемые банком на основании договора о брокерском обслуживании, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом отмечается, что осуществляемые указанным банком по поручению клиентов сделки с драгоценными металлами, допущенными к организованным торгам, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 01.12.2022 N 03-07-05/117709 Вопрос:Заявитель является застройщиком, осуществляющим деятельность по строительству объектов долевого участия в рамках Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). Объектом долевого строительства является нежилое помещение (апартаменты), строительство выполняется с привлечением генерального подрядчика, участники долевого строительства - физические и юридические лица. В соответствии с пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве (далее - ДДУ), заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения). К объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона N 214-ФЗ застройщиком признается хозяйственное общество, которое имеет в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекает денежные средства участников долевого строительства в соответствии с данным Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство. Таким образом, строительство объектов производственного назначения в рамках Федерального закона N 214-ФЗ не предусмотрено. По заключению Минстроя России (Письмо от 29.04.2022 N 19152-НС/07, направленное в адрес Росреестра) заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения в составе общественно-делового комплекса не противоречит положениям Федерального закона N 214-ФЗ. Так, согласно п. 34 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" производственные объекты - объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи. По мнению Минстроя России, такой объект капитального строительства, как общественно-деловой комплекс, к указанному перечню производственных объектов не относится, заключение договора участия в долевом строительстве в отношении нежилого помещения (гостиницы) в составе общественно-делового комплекса не противоречит требованиям Федерального закона N 214-ФЗ. Вместе с тем, как было указано выше, на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ в целях применения права на освобождение от НДС под объектом производственного назначения понимаются объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Согласно Письму Минфина России от 18.06.2020 N 03-07-14/52584 освобождение от НДС применяется только в отношении услуг застройщика, оказываемых по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ с использованием счетов эскроу, согласно которым объектами долевого строительства являются жилые и нежилые помещения, не предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). Таким образом, услуги застройщика по договору долевого участия в строительстве с юридическим лицом, которое будет использовать нежилые помещения, являющиеся объектом долевого строительства, в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), облагаются НДС. Механизм определения стоимости услуг застройщика законодательством не установлен. На практике если стоимость услуг застройщика не выделена отдельной строкой, то стоимость услуг определяется как разница между суммой полученных от дольщиков денежных средств и суммой расходов, которые осуществил застройщик при строительстве. Правомерность такого подхода подтверждается также разъяснениями Минфина России (Письмо от 11.10.2021 N 03-07-10/82426), согласно которым, в случае если строительство (создание) объекта долевого строительства осуществляется подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика, передача застройщиком участнику долевого строительства объекта (части объекта), законченного капитальным строительством, операцией по реализации застройщиком товара или строительно-монтажных работ не является и, соответственно, объектом налогообложения на добавленную стоимость у застройщика не признается. Соответственно, стоимость услуг застройщика составляет величина, определяемая как разница между суммой полученных от дольщиков денежных средств и суммой расходов, которые осуществил застройщик при строительстве. И именно данная величина является объектом налогообложения по НДС у застройщика. В отношении данной величины застройщик обязан выставить участнику долевого строительства счет-фактуру в общеустановленном порядке. Что касается суммы расходов на строительство объекта долевого строительства, стоимость которого объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость у застройщика не признается, то Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила) предусмотрено составление так называемого сводного счета-фактуры. Такой счет-фактура составляется в случае приобретения застройщиком у одного и более продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени. Разделом II Приложения N 1 к Правилам установлен порядок оформления такого счета-фактуры: он оформляется от имени застройщика с указанием в отдельных позициях наименований выполненных строительно-монтажных работ, а также товаров (работ, услуг), имущественных прав из счетов-фактур, выставленных продавцами застройщику. На основании разд. II Приложения N 3 к Правилам сводный счет-фактура регистрируется застройщиком в журнале выданных счетов-фактур. При этом счета-фактуры, полученные застройщиком от продавцов товаров (работ, услуг), подлежат регистрации в журнале полученных счетов-фактур. Одновременно со сводным счетом-фактурой застройщик передает участнику долевого строительства копии счетов-фактур (в том числе корректировочных, исправленных), выставленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав застройщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав. В отношении определения стоимости услуг застройщика существует мнение, в том числе нашедшее отражение в отдельных судебных актах, о том, что вся цена договора по ДДУ составляет стоимость услуг застройщика. Согласно данной позиции НДС при передаче объекта участнику долевого строительства должен быть исчислен со всей цены договора по ДДУ. Однако застройщик вправе применить налоговый вычет в отношении НДС, предъявленного застройщику при строительстве объекта. Как определяется стоимость услуг застройщика при условии, что строительство объекта долевого строительства осуществляется генеральным подрядчиком без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика? Обязан ли застройщик формировать и передавать участнику долевого строительства - юридическому лицу счет-фактуру в порядке, предусмотренном Правилами для случаев приобретения строительно-монтажных работ, а также товаров (работ, услуг), имущественных прав застройщиком от собственного имени для покупателя (инвестора)? Ответ:В соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения). К объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). В связи с этим услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве организациям и физическим лицам, заключенным в соответствии с указанным Федеральным законом, согласно которым объектами долевого строительства являются апартаменты для проживания физических лиц, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, если такие объекты, не являясь объектами производственного назначения, приобретаются для личного (индивидуального или семейного) использования. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. Таким образом, денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства (гостиничного комплекса), не подлежат включению у застройщика в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, при условии, что строительство осуществляется генеральным подрядчиком и (или) подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика. В отношении счетов-фактур отмечается, что счета-фактуры выставляются и составляются застройщиком в порядке, установленном пунктом 3 статьи 168 и статьей 169 Кодекса, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137, которым утверждены формы и правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.11.2022 N 03-07-07/116571 |