Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 28.10.2022 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль средств, полученных ООО от участника в виде вклада в имущество. Ответ:Подпунктом 3.7 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 66.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом также могут быть подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом. Порядок внесения вклада в имущество общества с ограниченной ответственностью определен статьей 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ). Таким образом, средства, полученные обществом с ограниченной ответственностью от его участника в виде вклада в имущество, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе доходов только в случае, если вклад в имущество осуществлен в соответствии с вышеуказанными нормами ГК РФ и Закона N 14-ФЗ, при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса, и при выполнении условий пункта 2 статьи 54.1 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.08.2022 N 03-03-06/1/84332 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль доходов в виде санкций за нарушение договорных обязательств, а также средств, переданных НКО в рамках публично-правовых полномочий в сфере долевого строительства. Ответ:На основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименован в статье 251 Кодекса. Учитывая, что доходы в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств не поименованы в статье 251 Кодекса, указанные доходы учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 Кодекса. Также отмечается, что Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" пункт 2 статьи 251 Кодекса дополнен подпунктом 23, в соответствии с которым с 1 января 2022 г. к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся денежные средства, переданные унитарной некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", фондам, созданным субъектами Российской Федерации в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также имущество (в том числе денежные средства), имущественные права, переданные этими фондами этой унитарной некоммерческой организации в целях реализации функций и полномочий, предусмотренных указанными федеральными законами. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2022 N 03-03-06/3/84127 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль денежных средств, полученных из бюджетов РФ для финансирования переноса, переустройства ОС в связи с созданием иного объекта (линейных объектов). Ответ:Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в пункт 4.1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым денежные средства, полученные налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе через третьих лиц, в целях финансирования выполняемых работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признаются в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, для учета субсидий. Указанные положения пункта 4.1 статьи 271 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. При этом отмечается, что в соответствии с указанным порядком, предусмотренным пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, субсидии, полученные на осуществление и (или) компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль организаций, учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2022 N 03-03-06/1/83841 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль выплат работникам, осуществляемых на основании трудового (коллективного) договора и являющихся системой оплаты труда. Ответ:На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Согласно положениям статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. При этом в статье 255 Кодекса установлен перечень расходов на оплату труда, который не является закрытым, и согласно пункту 25 указанной статьи Кодекса к расходам на оплату труда относятся также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. Таким образом, выплаты работникам, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и осуществленные на основании трудового договора и (или) коллективного договора, являющиеся системой оплаты труда, принятой на предприятии, могут учитываться в составе расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организаций при соответствии критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса, и при условии, что подобные расходы не поименованы в статье 270 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2022 N 03-03-06/1/84130 Вопрос:Организация кинематографии - резидент РФ, применяющая ОСН, приобретает у юридического лица - нерезидента РФ права на использование музыкальных произведений для последующего включения их в состав художественного фильма, получившего удостоверение национального фильма. Права приобретаются по лицензионному договору и (или) договору об отчуждении исключительного права. Согласно п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ музыкальное произведение относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. В соответствии с пп. 21.1 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС операции по реализации прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных и (или) возникших при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в том числе анимационных фильмов, в части предоставления лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений, иных охраняемых объектов авторских прав и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Учитывая, что указанные музыкальные произведения войдут в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, признается ли организация кинематографии налоговым агентом по НДС и возникает ли у нее обязанность по исчислению и удержанию НДС при выплате вознаграждения юридическому лицу - нерезиденту РФ? Ответ:В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса предусмотрено, что местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации услуг по передаче иностранной организацией российской организации в том числе на основании лицензионного договора права на использование музыкальных произведений признается территория Российской Федерации. На основании пункта 1 статьи 161 Кодекса в случае реализации на территории Российской Федерации работ (услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, покупатель этих работ (услуг) является налоговым агентом по определению налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, его удержанию и уплате в российский бюджет. Согласно подпункту 21.1 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость передача прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных и (или) возникших при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в том числе анимационных фильмов, в части предоставления лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений, иных охраняемых объектов авторских прав и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Таким образом, указанной нормой статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении предоставления лицензий на использование охраняемых объектов авторских прав и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Учитывая изложенное, при предоставлении иностранной организацией российской организации права на использование музыкальных произведений для последующего включения их в состав художественного фильма, получившего удостоверение национального фильма, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается налоговым агентом - российской организацией в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2022 N 03-07-11/84217 Вопрос:Об учете расходов, подтвержденных первичными учетными документами в электронном виде, в целях налога на прибыль, а также о вычете НДС. Ответ:Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 Кодекса: обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). В статье 313 Кодекса указано, что система налогового учета организуется налогоплательщиком для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы. При этом согласно статье 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ). Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Таким образом, для целей налогового учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью. При этом положениями Кодекса указанные вопросы не регулируются, а также специальные требования к составлению первичных учетных документов, в том числе в электронном виде, не предъявляются. Порядок учета расходов по налогу на прибыль при применении метода начисления установлен статьей 272 Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 272 Кодекса РФ расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Учитывая изложенное, дата признания расходов в целях налогообложения прибыли регулируется статьей 272 Кодекса при условии соответствия таких расходов требованиям статьи 252 Кодекса, в частности документального подтверждения. При этом НК РФ не предусмотрено, что дата составления первичного учетного документа всегда должна рассматриваться как дата возникновения соответствующего расхода. По вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость сообщается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. При этом пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2022 N 03-03-06/1/84125 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль лизинговых платежей. Ответ:Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (а в случаях, предусмотренных в статье 265 Кодекса, убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком). На основании норм подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки). В случае если в состав лизинговых платежей включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости. Размер лизинговых платежей, а также выкупная стоимость предмета лизинга определяются действующим договором лизинга. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2022 N 03-03-06/1/83809 Вопрос:Об учете расходов на компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в целях налога на прибыль. Ответ:Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации. Нормы расходов организаций на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей работников установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Таким образом, налогоплательщик учитывает в расходах для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций компенсацию работнику за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, а также при условии соблюдения критериев статьи 252 Кодекса. При этом в размерах вышеуказанных компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, учтено возмещение затрат, возникающих в процессе эксплуатации автомобилей (бензин, горюче-смазочные материалы, ремонт, износ). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 29.08.2022 N 03-03-06/1/83838 Вопрос:Организация планирует начать деятельность по продаже кодов для пополнения внутренних счетов аккаунтов (коды пополнения кошелька в электронном виде) в магазине цифровых игр. Организация намеревается осуществлять закупку электронных кодов у иностранного поставщика по внешнеторговому контракту. Поставка кодов будет осуществляться в виде передачи реестра в электронном виде. Каковы определение или классификация данного вида деятельности: ценная бумага, денежные документы (поскольку предмет сделки является эквивалентом суммы денежных средств для пополнения лицевого счета в приложениях магазина цифровых игр)? Является ли сделка по приобретению электронных кодов пополнения лицевого счета в приложениях магазина цифровых игр (за пределами РФ) и их дальнейшей продаже на территории РФ сделкой купли-продажи иностранной ценной бумаги в бездокументарной (электронной) форме? Операции по купле-продаже электронных кодов пополнения лицевого счета в приложениях магазина цифровых игр не являются объектом налогообложения по НДС, как сделки по купле-продаже ценных бумаг? Ответ:В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, долей в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов, за исключением базисного актива производных финансовых инструментов, подлежащего налогообложению налогом на добавленную стоимость. При этом при определении понятия ценных бумаг, в отношении которых применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует руководствоваться нормами статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также нормативными документами Банка России. Одновременно сообщается, что пунктом 1 статьи 174.2 Кодекса установлен перечень услуг в электронной форме, местом реализации которых в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации. К таким услугам, в частности, относится предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. В связи с этим предоставление электронных кодов пополнения лицевых счетов в приложениях магазина цифровых игр является услугой в электронной форме, оказываемой иностранной организацией российской. Поэтому такая услуга признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации и, соответственно, облагается этим налогом в порядке, предусмотренном статьей 174.2 Кодекса. При этом дальнейшая реализация российской организацией на территории Российской Федерации электронных кодов покупателям также облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, если российская организация является плательщиком налога на добавленную стоимость. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.08.2022 N 03-07-11/83440 Вопрос:О подтверждении расходов документами, оформленными в электронном виде и подписанными электронной подписью (электронной цифровой подписью), для целей налога на прибыль. Ответ:В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ. Таким образом, для целей налога на прибыль организаций расходы, учитываемые для налогообложения, могут быть подтверждены документами, оформленными в электронном виде и подписанными электронной подписью (электронной цифровой подписью), при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении таких документов только на бумажном носителе. При этом произведенные расходы должны соответствовать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.08.2022 N 03-03-06/1/83333 |