Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 16.09.2022 |
Читать новости на сайте КонсультантПлюс Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложениюПодборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс. Вопрос:Об учете в составе доходов IT-организации сумм грантов, полученных за счет субсидий из федерального бюджета, в целях применения пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов. Ответ:В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") (далее - Кодекс) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность) условиями применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыть организаций в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах и пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 7,6 процента являются: • получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий; • по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса. При этом содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов доходов, которые включаются в долю доходов ИТ-организации от осуществления ИТ-деятельности с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов, является исчерпывающим. Вместе с тем в целях применения пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса сумма доходов ИТ-организации определяется как сумма доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, из которой исключаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 и пункте 4.1 статьи 271 Кодекса, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от осуществления ИТ-деятельности. Согласно положениям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, отнесены доходы в виде грантов. При этом для целей налога на прибыль организаций грантами признаются средства, в отношении которых соблюдены условия, перечисленные в абзацах восьмом и десятом подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Таким образом, в случае если полученные ИТ-организацией доходы соответствуют условиям, поименованным в абзацах восьмом и десятом подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса, то такие доходы не учитываются в общей сумме доходов ИТ-организации в целях применения пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2022 N 03-03-06/1/82480 Вопрос:Об НДФЛ и страховых взносах при приобретении санаторно-курортных путевок работникам и членам их семей, подарков, осуществлении выплат профсоюзными комитетами и оказании материальной помощи. Ответ:1. Налог на доходы физических лиц Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса. Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, предусмотрен в статье 217 Кодекса. В соответствии с пунктом 9 статьи 217 Кодекса в редакции Федерального закона от 17.02.2021 N 8-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые, в частности, за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), за исключением случаев такой компенсации (оплаты) стоимости путевок, приобретаемых в одном налоговом периоде повторно (многократно). Таким образом, стоимость санаторно-курортных путевок, предоставленных организацией лицам, указанным в пункте 9 статьи 217 Кодекса, в частности, своим работникам и (или) членам их семей, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 9 статьи 217 Кодекса при соблюдении установленных условий. Пунктом 31 статьи 217 Кодекса установлено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей. Таким образом, в соответствии с данной нормой не подлежат налогообложению производимые профсоюзными комитетами за счет членских взносов выплаты, не связанные с выполнением членом профсоюза трудовых обязанностей. В случае несоблюдения условий, установленных пунктом 31 статьи 217 Кодекса, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Вместе с тем на основании пункта 28 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4 000 рублей за налоговый период, полученные по каждому из оснований, предусмотренных данным пунктом, в том числе стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций, а также суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам. 2. Страховые взносы Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений. В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со статьей 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим. Учитывая, что суммы стоимости приобретаемых организацией путевок на санаторно-курортное лечение работников, подарков и билетов на зрелищные мероприятия таким работникам, а также суммы выплачиваемой им премии не поименованы в содержащемся в статье 422 Кодекса перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, данные суммы независимо от источника финансирования облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплаты, производимые организацией физическим лицам в связи с наличием с ними трудовых отношений. Оплата стоимости санаторно-курортной путевки для членов семьи работников на основании пункта 1 статьи 420 Кодекса не признается объектом обложения страховыми взносами, поскольку осуществляется за физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией. Что касается вопроса обложения страховыми взносами материальной помощи, то согласно подпунктам 3 и 11 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховым взносами для организаций суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации, работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи, работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, установлении опеки над ребенком, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), установления опеки, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка, а также суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период. Суммы материальной помощи, оказываемой организацией своим работникам в связи с иными обстоятельствами и свыше предусмотренных подпунктами 3 и 11 пункта 1 статьи 422 Кодекса сумм, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.08.2022 N 03-04-06/82478 Вопрос:Об условиях применения ставки налога на прибыль 0% IT-организациями, в том числе получившими документ о государственной аккредитации до 01.07.2022. Ответ:Пунктом 1.15 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 321-ФЗ) для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, установлена налоговая ставка по налогу в размере 0 процентов в 2022 - 2024 годах. Указанная налоговая ставка применяется при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (о государственной аккредитации и о доле доходов от деятельности в области информационных технологий). При этом на основании абзацев девятнадцатого и двадцатого пункта 1.15 статьи 284 Кодекса вне зависимости от выполнения иных условий, установленных пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса, указанная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций не подлежит применению организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 01.07.2022. Действие положений абзацев первого, третьего - шестого и восьмого - двадцать второго пункта 1.15 статьи 284 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022, с учетом особенностей, установленных статьей 2 Закона N 321-ФЗ. При этом согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 321-ФЗ организации, получившие документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, до 01.07.2022 и применяющие в 2022 году налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 321-ФЗ), в 2022 - 2024 годах вправе применять налоговую ставку, установленную пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ), при соответствии условиям, установленным пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса, без учета выполнения условий, предусмотренных абзацами девятнадцатым - двадцать первым пункта 1.15 статьи 284 Кодекса (в редакции Закона N 321-ФЗ). Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2022 N 03-03-06/1/82028 Вопрос:О налоге на прибыль и НДФЛ при перечислении депозитарием дивидендов держателям ценных бумаг. Ответ:В соответствии с решением Совета директоров Банка России об установлении требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, при перечислении ими дивидендов, выплачиваемых по акциям российских акционерных обществ, от 10 июня 2022 года (далее - Решение Совета директоров Банка России) депозитарий перечисляет дивиденды по акциям российского акционерного общества в специальном порядке, если его депонентом является иностранный номинальный держатель или лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ. При этом депозитарий на основании пункта 3 Решения Совета директоров Банка России запрашивает, в частности, сведения, позволяющие идентифицировать владельца акций (лицо, осуществляющее права по акциям) российского акционерного общества, который (которое) имеет право на получение дивидендов, или владельца депозитарных расписок (лицо, осуществляющее права по депозитарным распискам), который (которое) имеет право на получение дивидендов, или выгодоприобретателя (бенефициарного владельца) иностранной организации, в том числе не являющейся юридическим лицом в соответствии с правом страны, где эта организация учреждена, являющейся акционером или держателем депозитарных расписок, включая наименование страны регистрации (гражданства, подданства), а также сведения (документы), необходимые для удержания налога. С учетом положений пункта 4 Решения Совета директоров Банка России депозитарий перечисляет дивиденды непосредственно держателю ценных бумаг. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в отношении доходов, в частности, по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, предусмотрены в статьях 310.1 и 214.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При выплате дивидендов в соответствии с пунктом 4 Решения Совета директоров Банка России положения статей 310.1 и 214.6 НК РФ не применяются, так как депозитарий, депонентом которого является иностранный номинальный держатель, перечисляет дивиденды по акциям российского акционерного общества непосредственно держателю ценных бумаг, то есть дивиденды не выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. Доходы в виде дивидендов, выплачиваемые в соответствии с пунктом 4 Решения Совета директоров Банка России на счета держателей ценных бумаг, подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц в общем порядке, в частности, с учетом положений статьей 275 и 284 НК РФ и статей 224 и 226.1 НК РФ. В случае получения информации в рамках пункта 5 Решения Совета директоров Банка России о наличии в цепочке владения депозитарными расписками "депозитариев первого уровня" в отсутствие иных сведений, необходимых для исчисления и удержания налога, депозитарий удерживает налог на прибыль организаций с дивидендов, перечисляемых в соответствии с пунктом 7 Решения Совета директоров Банка России в адрес "депозитариев первого уровня" по ставке 15%. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2022 N 03-08-05/82211 Вопрос:О признании в целях налога на прибыль расходов на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение, не учтенных в связи с расторжением лицензионного договора с иностранным контрагентом. Ответ:В соответствии со статьей 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются. Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Пунктом 1 статьи 272 Кодекса установлено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Учитывая указанное, расходы на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение по лицензионному договору учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно в течение срока действия лицензионного договора. В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, расходы на приобретение неисключительных прав на программное обеспечение принимаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций равномерно с учетом срока, установленного в пункте 4 статьи 1235 ГК РФ. Лицензионный договор может быть расторгнут по общим основаниям расторжения договоров, установленным ГК РФ, если иное не установлено в разделе VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" ГК РФ. В частности, согласно статье 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Учитывая указанное, в случае если расторжение лицензионного договора документально подтверждено и нет оснований полагать, что в российской юрисдикции такой лицензионный договор с иностранным контрагентом остается в силе, и при этом у лицензиара нет обязанности по возврату ранее полученных сумм, то неучтенные расходы лицензиата по приобретению неисключительной лицензии в случае досрочного прекращения такого лицензионного договора учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли единовременно на дату расторжения лицензионного договора при их соответствии требованиям статьи 252 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2022 N 03-03-06/1/82167 Вопрос:Об учете в целях налога на прибыль доходов, а также расходов в виде процентов по долговым обязательствам. Ответ:При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщики учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определены в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Таким образом, в случае если организацией получены доходы, не поименованные в статье 251 Кодекса, то они подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом отмечается, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 Кодекса расходы в виде процентов по долговым обязательствам признаются в составе внереализационных расходов. Согласно положениям пункта 8 статьи 272 Кодекса по договорам займа или иным аналогичным договорам (включая долговые обязательства, оформленные ценными бумагами), срок действия которых приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, в целях главы 25 Кодекса расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) таких выплат, предусмотренных договором. При этом на основании пункта 1 статьи 328 Кодекса в аналитическом учете налогоплательщик отражает расходы в сумме причитающихся в соответствии с условиями договоров процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом статьи 269 Кодекса. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2022 N 03-03-06/1/82159 Вопрос:О документальном подтверждении расходов электронными первичными учетными документами в целях налога на прибыль и бухучета. Ответ:Исходя из Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", утвержденного приказом Минфина России от 16 апреля 2021 г. N 62н, первичные учетные документы должны соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), а также указанным Федеральным стандартом. Для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) все расходы должны соответствовать общим требованиям, установленным в пункте 1 статьи 252 НК РФ: обоснованность, документальная подтвержденность, связь с деятельностью, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). В соответствии со статьей 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 данной статьи Закона N 402-ФЗ. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ). Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). Согласно Закону N 63-ФЗ электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные электронной подписью, отвечающей условиям, определенным пунктом 2 статьи 6 Закона N 63-ФЗ, признаются равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Таким образом, для целей налогового и бухгалтерского учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.08.2022 N 03-03-06/1/82037 Вопрос:О применении пониженных ставок по налогу на прибыль резидентом ТОСЭР, заключившим несколько соглашений и имеющим обособленные подразделения. Ответ:Резиденты территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее - соглашение) (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 473-ФЗ). Соглашение заключается между управляющей компанией и индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, в отношении которых управляющей компанией принято решение о возможности заключения соглашения (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ). В течение срока действия соглашения резидент ТОСЭР обязуется осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением (пункт 2 статьи 14 Федерального закона N 473-ФЗ). Согласно действующей редакции главы 25 НК РФ налогоплательщиком - резидентом ТОСЭР признается российская организация, которая получила статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ и которая непрерывно до истечения указанных в пунктах 4 - 7 статьи 284.4 НК РФ сроков применения налоговых ставок по налогу на прибыль, предусмотренных пунктом 1.8 статьи 284 НК РФ, отвечает одновременно нескольким требованиям. К числу таких требований, предъявляемых к налогоплательщику - резиденту ТОСЭР законодательством о налогах и сборах исключительно в целях применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, относится, в частности, условие, что такая организация не может иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОСЭР (за исключением обособленных подразделений, расположенных на других ТОСЭР) (подпункт 2 пункта 1 статьи 284.4 НК РФ). По выбору налогоплательщика - резидента ТОСЭР пониженные налоговые ставки налога на прибыль организаций применяются: - либо ко всей налоговой базе при условии, что доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении одного из соглашений, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ, без учета доходов в виде положительной курсовой разницы, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 НК РФ. При ведении налогоплательщиком раздельного учета доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения, и доходов, полученных при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия соглашения (пункт 2 статьи 284.4 НК РФ); - либо к отдельной налоговой базе, сформированной от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения, при выполнении условий, в частности, ведении раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении каждого из соглашений, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, в течение всего периода действия такого соглашения (пункт 3 статьи 284.4 НК РФ). Следовательно, необходимым условием применения налогоплательщиком - резидентом ТОСЭР пониженных ставок налога на прибыль является раздельный учет доходов (расходов) по каждому соглашению. Положениями статьи 288 НК РФ установлен единый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения. Исходя из положений пункта 2 статьи 288 НК РФ следует, что если налогоплательщик, ведущий раздельный учет доходов и расходов для определения налоговых баз, к которым применяются различные налоговые ставки по налогу на прибыль, имеет обособленные подразделения, то распределение прибыли между обособленными подразделениями (то есть определение доли прибыли) осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе. Таким образом, при заключении налогоплательщиком - резидентом ТОСЭР нескольких соглашений он должен по каждому заключенному соглашению формировать отдельные налоговые базы по налогу на прибыль организаций. При этом при наличии у налогоплательщика - резидента ТОСЭР обособленных подразделений в разных субъектах Российской Федерации каждая из сформированных таким образом налоговых баз распределяется между субъектами РФ в порядке, установленном статьей 288 НК РФ. При этом к распределенным по субъектам Российской Федерации налоговым базам применяются ставки налога на прибыль, установленные в данных субъектах Российской Федерации в соответствии с положениями и условиями законов этих субъектов Российской Федерации. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.08.2022 N 03-03-06/1/81725 Вопрос:О применении пониженной ставки по налогу на прибыль и пониженных тарифов страховых взносов организацией, осуществляющей деятельность в области IT. Ответ:Из вопроса следует, что аккредитованная организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация, ИТ-деятельность), планирует оказывать услуги по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ и программ для ЭВМ заказчиков, а также программно-аппаратных комплексов, как включенных, так и не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Исходя из положений пункта 1.15 статьи 284, пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 321-ФЗ) (далее - Кодекс) для российских ИТ-организаций условиями применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в 2022 - 2024 годах (0%) и пониженных тарифов страховых взносов с 2022 года (7,6%) являются: 1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации ИТ-организации; 2) по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70% составляют доходы, перечисленные в указанных пункте 1.15 статьи 284, пункте 5 статьи 427 Кодекса. Вне зависимости от выполнения упомянутых условий пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов не подлежат применению: - организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 года; - организациями (в том числе кредитными организациями), в которых прямо и (или) косвенно участвует Российская Федерация и доля такого участия составляет не менее 50%. Исходя из положений пункта 1.15 статьи 284, пункта 5 статьи 427 Кодекса в упомянутую необходимую долю доходов от ИТ-деятельности в сумме всех доходов ИТ-организации включаются, в частности, виды доходов: - от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, программ для ЭВМ, баз данных (далее - собственные программы для ЭВМ, базы данных); - от передачи исключительных прав на собственные программы для ЭВМ, базы данных; - от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (далее - заказные программы для ЭВМ, базы данных); - от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных; - от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов и выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Таким образом, из вышеупомянутых видов доходов только доходы от оказания услуг (выполнения работ) по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов включаются в необходимую долю доходов от ИТ-деятельности (70%) при условии включения этих программно-аппаратных комплексов в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. При этом исходя из положений абзаца восьмого пункта 1.15 статьи 284 и абзаца восьмого пункта 5 статьи 427 Кодекса под заказными программами для ЭВМ, базами данных понимаются программы для ЭВМ, базы данных (программные средства и информационные продукты вычислительной техники), услуги (работы) по разработке, адаптации, модификации которых осуществляла ИТ-организация для заказчика. Соответственно, права на заказные программы для ЭВМ, базы данных принадлежат самому заказчику этих услуг (работ). Доля доходов от осуществления ИТ-деятельности (70%) в 2022 году определяется с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 2 Федерального закона N 321-ФЗ. Таким образом, в случае если ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации ИТ-организации, выполняет условие о необходимой доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода, то она вправе применять вышеупомянутые пониженные налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и тарифы страховых взносов. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.08.2022 N 03-15-06/80750 Вопрос:Об учете расходов по договору ДМС в целях налога на прибыль, об НДФЛ и страховых взносах в отношении сумм, уплаченных работодателем за оказание медицинских услуг работникам. Ответ:По вопросу учета расходов по договору добровольного медицинского страхования в целях налога на прибыль организаций В соответствии с положениями пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда, учитываемым для целей налогообложения прибыли организаций, относятся, в частности, суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. При этом указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда. Таким образом, если договор добровольного страхования соотносится с требованиями, установленными пунктом 16 статьи 255 Кодекса, то суммы платежей (взносов) по указанному договору учитываются для целей налога на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда на основании пункта 16 статьи 255 Кодекса. По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм, уплаченных работодателем за оказание медицинских услуг своим работникам В соответствии с пунктом 10 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг, в частности, своим работникам и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций. Согласно абзацу четвертому пункта 10 статьи 217 Кодекса указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг, в частности, своим работникам, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно работникам или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на их счета в банках. Таким образом, суммы оплаты работодателем стоимости медицинских услуг, оказанных работникам, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 10 статьи 217 Кодекса при соблюдении условий, установленных данной нормой. По вопросу обложения страховыми взносами взносов (платежей) организации по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений. В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, при заключении организацией с медицинскими организациями договоров на оказание медицинских услуг работникам на срок не менее одного года суммы платежей (взносов) организации по таким договорам не подлежат обложению страховыми взносами. Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.08.2022 N 03-03-06/1/80159 |