Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 02.09.2022

Читать новости на сайте КонсультантПлюс

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов организацией, производящей выплаты членам экипажа судна, зарегистрированного в РМРС, в том числе при оплате отпуска.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации в течение 2017 - 2027 годов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС) (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах Российской Федерации), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении данных выплат и вознаграждений установлены тарифы страховых взносов в размере 0,0% (на обязательное пенсионное страхование - 0,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0%, на обязательное медицинское страхование - 0,0%).

Таким образом, на выплаты и иные вознаграждения, которые организация производит членам экипажа судна, зарегистрированного в РМРС (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа в морских портах Российской Федерации), в связи с исполнением ими трудовых обязанностей членов экипажа судна, в том числе на оплату отпуска, предоставляемого им по окончании договора фрахтования судна на время (тайм-чартер) до заключения нового договора, страховые взносы начисляются по тарифам в совокупном размере 0%.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.07.2022 N 03-15-06/66409

Вопрос:

Об НДФЛ при получении доходов по трудовому договору о дистанционной работе за пределами РФ.

Ответ:

Согласно статье 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей связи общего пользования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено статьей 207 Кодекса, налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.

При определении налогового статуса физического лица учитывается 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, определяется по его итогам.

Согласно статье 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.

Перечни доходов от источников в Российской Федерации и за ее пределами содержатся в статье 208 Кодекса.

Так, подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо - получатель указанных доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1, пунктов 2 - 4 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Вышеупомянутые доходы физического лица, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, полученные от источников за пределами Российской Федерации, с учетом положений статьи 209 Кодекса не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2022 N 03-04-05/65409

Вопрос:

О выполнении организацией функций налогового агента по НДФЛ при выплате физлицу дохода в денежной форме.

Ответ:

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что, в частности, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса. Указанные лица именуются в главе 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса налоговыми агентами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса в целях главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 статьи 223 Кодекса, при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2022 N 03-04-05/65371

Вопрос:

Об НДФЛ, страховых взносах и налоге на прибыль при оплате найма жилья для работников.

Ответ:

1. Налог на доходы физических лиц

Статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 Кодекса полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой относятся к доходам, полученным налогоплательщиками в натуральной форме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 Кодекса.

2. Страховые взносы

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса, перечень которых является исчерпывающим.

На основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением расходов на оплату жилого помещения, или его оплатой, или его бесплатным предоставлением, а также с возмещением расходов на оплату коммунальных услуг или их оплатой.

Учитывая изложенное, в случае если аренда жилья для иногородних работников не предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, то ее уплата подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

3. Налог на прибыль организаций

Согласно положениям пункта 1 статьи 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы, не соответствующие указанным требованиям, согласно пункту 49 статьи 270 Кодекса в целях налогообложения прибыли организаций не учитываются.

В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса не содержит определения натуральной формы оплаты труда (статья 11 Кодекса).

При учете для целей налогообложения прибыли организации расходов, связанных с выплатой заработной платы в натуральной форме, следует руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, если расходы организации на оплату найма жилья для размещения работников являются формой системы оплаты труда и условием трудового договора, то такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций в составе расходов как заработная плата, выраженная в натуральной форме.

В случае если расходы организации на оплату найма жилья для работников не являются формой системы оплаты труда и носят социальный характер, то такие расходы не могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 29 статьи 270 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.07.2022 N 03-04-06/65366

Вопрос:

Об акцизах при производстве и реализации (передаче) нефтепродуктов.

Ответ:

Перечень подакцизных товаров установлен статьей 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, в соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 Кодекса подакцизным товаром признается нефтяное сырье, которым в целях главы 22 "Акцизы" Кодекса признается смесь углеводородов, состоящая из одного компонента или нескольких следующих компонентов:

нефть;

газовый конденсат стабильный;

вакуумный газойль (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 845 кг/м3 и с кинематической вязкостью при температуре 80 градусов Цельсия более 3 сантистоксов);

гудрон (при температуре 20 градусов Цельсия и давлении 760 миллиметров ртутного столба плотностью более 930 кг/м3);

мазут.

В соответствии с пунктом 1 статьи 179.7 Кодекса свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (далее - свидетельство), выдается российской организации, осуществляющей переработку нефтяного сырья (в том числе на основе договора об оказании такой организации услуг по переработке нефтяного сырья) в целях получения товаров в виде продуктов, выработанных из нефтяного сырья (прямогонный бензин, автомобильный бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, средние дистилляты, высоковязкие продукты), одного или нескольких видов.

Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса организация, имеющая свидетельство, при направлении принадлежащего ей на праве собственности нефтяного сырья на переработку на собственных мощностях, указанных в таком свидетельстве, либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья по договору, на основании которого налоговым органом выдано свидетельство, осуществляет исчисление суммы акциза.

Кроме того, автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин, средние дистилляты (далее - подакцизные нефтепродукты) признаются подакцизными товарами в соответствии с подпунктами 7, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 181 Кодекса.

Согласно статьям 179 и 182 Кодекса налогоплательщиками признаются, в частности, организации, осуществляющие реализацию (передачу) произведенных ими подакцизных нефтепродуктов.

Так, согласно подпункту 1 и подпункту 7 пункта 1 статьи 182 Кодекса реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, а также передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) признаются объектом налогообложения акцизами.

Таким образом, налогоплательщиками акциза признаются непосредственные производители подакцизных нефтепродуктов. При производстве подакцизных нефтепродуктов из давальческого сырья объект налогообложения акцизами, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 182 Кодекса, формируется у переработчика такого сырья.

Согласно пункту 1 статьи 198 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий с подакцизными товарами операции, а именно их реализацию (передачу), признаваемые в соответствии с главой 22 "Акцизы" Кодекса объектом налогообложения, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акциза.

При этом в случае, когда произведенные организацией, не имеющей свидетельство, вышеуказанные подакцизные нефтепродукты также отвечают критериям, установленным подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 Кодекса, при совершении с ними операций по реализации (передаче) в отношении данных подакцизных нефтепродуктов у указанной организации возникает обязанность по исчислению суммы акциза.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.06.2022 N 03-13-08/60441

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль курсовых разниц, возникших в 2022 - 2024 гг. по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита).

Ответ:

Согласно подпункту 7.1 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), введенному Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), по доходам в виде положительной курсовой разницы, возникшей в налоговых (отчетных) периодах 2022 - 2024 годов по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), датой получения внереализационного дохода признается дата прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при дооценке (уценке) которых возникает положительная курсовая разница. Действие указанной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (пункт 4 статьи 5 Закона N 67-ФЗ).

Согласно подпункту 6.1 пункта 7 статьи 272 НК РФ, введенному также Законом N 67-ФЗ, по расходам в виде отрицательной курсовой разницы, возникшей в 2023 и 2024 годах по требованиям (обязательствам), в том числе по требованиям по договору банковского вклада (депозита), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), датой признания внереализационных расходов признается дата прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при уценке (дооценке) которых возникает отрицательная курсовая разница. Указанное положение вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 67-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть с 1 января 2023 года (пункт 2 статьи 5 Закона N 67-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 271 и пунктом 10 статьи 272 НК РФ требования (обязательства), стоимость которых выражена в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на указанное имущество, прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Таким образом, согласно новому временному порядку положительная курсовая разница в 2022 - 2024 годах и отрицательная курсовая разница в 2023 - 2024 годах, начисленные по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций только по мере прекращения (исполнения) данных требований (обязательств). Сам порядок исчисления курсовых разниц, установленный в пункте 8 статьи 271 и пункте 10 статьи 272 НК РФ, не изменился.

Учитывая вышеуказанное, положительная курсовая разница, начисленная в 2022 - 2024 годах, и отрицательная курсовая разница, начисленная в 2023 - 2024 годах в соответствии с установленным порядком (на конец месяца), признаются в составе соответственно доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.06.2022 N 03-03-06/1/60032

Вопрос:

Оптовая организация на ОСН для своей хозяйственной деятельности закупает в организациях-маркетплейсах подарочные сертификаты (например, сертификаты OZON) и передает их безвозмездно от своего имени покупателям - физическим лицам с целью стимулирования продаж. Покупатели - физические лица получают товар по подарочным сертификатам (отоваривают сертификаты) самостоятельно без участия организации. При оплате организацией сертификатов организации-маркетплейсы выставляют организации только счета-фактуры на аванс. Следовательно, организация не имеет оснований принимать НДС к вычету, так как счета-фактуры на отгрузку организации-маркетплейсы не выдают. При безвозмездной передаче организацией сертификатов покупателям - физическим лицам организация начисляет НДС. Может ли организация одновременно с начислением НДС при безвозмездной передаче сертификатов покупателям - физическим лицам принимать к зачету НДС по счетам-фактурам на аванс от организаций-маркетплейсов?

Ответ:

В соответствии с пунктом 12 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг).

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету в случае перечисления покупателем сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат восстановлению. При этом восстановление сумм налога производится покупателем в том налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету в порядке, установленном Кодексом.

На основании пункта 1 статьи 172 Кодекса одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам) является принятие на учет товаров (работ, услуг).

Таким образом, если покупателем, перечислившим суммы предварительной оплаты (частичной оплаты), товары (работы, услуги) в счет этой оплаты (частичной оплаты) не приобретаются, то принятые к вычету покупателем суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом товаров (работ, услуг) по предварительной оплате (частичной оплате), подлежат восстановлению.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.06.2022 N 03-07-11/59483

Вопрос:

Правомерно ли применение освобождения от уплаты НДС, предусмотренного пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ, в отношении услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), если в рамках указанного договора осуществляется строительство гостиничного комплекса с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в качестве которых выступают не только граждане, но и юридические лица (причем в числе последних могут выступать управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, предоставляющие средства, составляющие имущество фонда), и в дальнейшем соответствующие граждане и юридические лица становятся собственниками помещений (гостиничных номеров для проживания физических лиц) в построенном гостиничном комплексе?

Правомерно ли неотражение застройщиком, не выполняющим строительно-монтажные работы собственными силами и привлекающим другую организацию для выполнения функций генерального подрядчика, денежных средств, получаемых от участников долевого строительства и зачисляемых на счет эскроу, в налоговой базе по НДС с учетом пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 23.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения). К объектам производственного назначения в целях данного подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).

В связи с этим услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве организациям и физическим лицам, заключенным в соответствии с указанным Федеральным законом, согласно которым объектами долевого строительства являются апартаменты для проживания физических лиц в составе гостиничного комплекса, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, если такие объекты, не являясь объектами производственного назначения, приобретаются для личного (индивидуального или семейного) использования.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса денежные средства, полученные налогоплательщиком и не связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.

Таким образом, денежные средства, получаемые застройщиком от участников долевого строительства в порядке возмещения затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства (гостиничного комплекса), не подлежат включению у застройщика в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость при условии, что строительство осуществляется генеральным подрядчиком и (или) подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ силами застройщика.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.06.2022 N 03-07-07/59478

Вопрос:

Предлагается разъяснить порядок применения ставки НДС в следующей ситуации: юридическое лицо, применяющее общую систему налогообложения, основной код вида деятельности - 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания". При гостинице есть ресторан, не выделенный в отдельное юридическое лицо. Выручка от деятельности ресторана составляет менее 70% от всей выручки юридического лица.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ с 2022 г. решено освободить организации общепита (кафе, рестораны и т.д.), применяющие общий режим налогообложения, от НДС. Такая мера поддержки введена в связи со снижением доходов от услуг общепита из-за пандемии коронавируса и из-за ограничений на посещение предприятий общепита отдельными гражданами.

Кроме этого, Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ дополнен Перечень операций, при совершении которых НДС рассчитывается по ставке 0 процентов, установлен п. 1 ст. 164 НК РФ. В этот перечень добавили услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.

На практике гостиница не может работать без услуг ресторана, который находится на ее территории, так как завтрак для гостей является неотъемлемой частью услуг по предоставлению мест для временного проживания.

Если бы ресторан был выделен в отдельное юридическое лицо, то он смог бы применять льготу по НДС.

Получается, что юридическое лицо, не желая дробить бизнес, так как это противоречит законодательству, вынуждено отказаться от мер поддержки малого бизнеса, которые предлагает государство в кризисное время.

На основе вышеизложенного: каким образом организации общепита при гостинице могут применить меры поддержки бизнеса (освобождение от НДС или НДС 0%)?

Ответ:

Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:

- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;

- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;

- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).

При этом в целях применения налогоплательщиком освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных услуг общественного питания сумма доходов, размер которой не должен превышать в совокупности 2 млрд рублей, определяется по всем видам деятельности, осуществляемым налогоплательщиком, и удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов должен составлять не менее 70 процентов.

Таким образом, организация, осуществляющая виды деятельности по оказанию гостиничных услуг и услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при оказании услуг общественного питания, в случае если организацией соблюдаются установленные подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса условия, в том числе в части суммы доходов от осуществляемых видов деятельности и удельного веса доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов.

Что касается услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах, то согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) пункт 1 статьи 164 Кодекса дополнен подпунктом 19, в соответствии с которым налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.

При этом на основании положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ налоговая ставка в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не включенных в реестр объектов туристской индустрии, применяется налогоплательщиками по 30 июня 2027 года включительно.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 67-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Федеральный закон N 67-ФЗ опубликован 26 марта 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации в сети Интернет по адресу http://www.pravo.gov.ru.

Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал, положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2022 года.

Таким образом, с 1 июля 2022 года по 30 июня 2027 года включительно реализуемые налогоплательщиком налога на добавленную стоимость услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 года и не включенных в реестр объектов туристской индустрии, будут облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов.

При этом применение налоговой ставки в размере 0 процентов в отношении услуг общественного питания, реализуемых через объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, Федеральным законом N 67-ФЗ не предусмотрено, в связи с чем данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, либо освобождаются от налогообложения данным налогом на основании вышеуказанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.06.2022 N 03-07-11/58763

Вопрос:

Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство, имеет в собственности недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, и зарегистрирована в налоговых органах по месту нахождения имеющегося у нее недвижимого имущества и по месту открытия на территории РФ расчетного счета.

Налог на имущество иностранная организация уплачивает исходя из кадастровой стоимости в налоговый орган по месту нахождения имеющегося у нее недвижимого имущества.

Иностранная организация получает доход от сдачи в аренду имеющегося на территории РФ собственного недвижимого имущества от другой иностранной организации, не осуществляющей деятельности в РФ через постоянное представительство и не состоящей на учете в налоговых органах РФ.

Договор аренды недвижимого имущества между иностранными организациями заключен в EUR. Условиями договора предусмотрено перечисление денежных средств в EUR между банковскими счетами иностранных организаций, открытыми в иностранных банках, не находящихся на территории РФ.

С учетом изменений в НК РФ, вступивших в силу с 01.10.2021 (Федеральный закон от 02.07.2021 N 305-ФЗ), при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории РФ принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, налоговая база определяется налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ).

В то же время согласно п. 2 ст. 161 НК РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ) для целей п. 1 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ иностранных лиц, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 174.2 НК РФ. При этом прежняя редакция п. 2 ст. 161 НК РФ признавала налоговыми агентами организации и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах.

Предусматривает ли НК РФ такое основание для постановки на учет в российских налоговых органах иностранной организации, как приобретение на территории РФ товаров (работ, услуг) у лиц, указанных в п. 1 ст. 161 НК РФ?

Правильно ли, что с учетом новой редакции п. 2 ст. 161 НК РФ, вступившей в силу с 01.10.2021, эта норма признает налоговыми агентами в том числе иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах РФ?

Поскольку НДС в любом случае подлежит зачислению в федеральный бюджет в полном объеме, то возможна ли уплата НДС в качестве налогового агента иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах и арендующей недвижимое имущество на территории РФ, по реквизитам налогового органа, к которому территориально относится арендуемая недвижимость?

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые агенты представляют налоговые декларации по НДС в налоговые органы по месту своего учета. Правильно ли, что в том случае, если в качестве налогового агента выступает иностранная организация, не состоящая на учете в российских налоговых органах, у нее нет обязанности представлять такую налоговую декларацию ввиду отсутствия налогового органа, в который необходимо подать такую декларацию? Если же такая обязанность существует, то в какой налоговый орган следует такому налоговому агенту представить налоговую декларацию по НДС и возможно ли ее представить на бумажном носителе (по аналогии с налоговыми агентами, не являющимися налогоплательщиками или являющимися налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС)?

Ответ:

Согласно пункту 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действующей с 1 октября 2021 года, при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налоговая база определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах либо состоящими на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке.

При этом на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 24 Кодекса налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В связи с тем что иностранное лицо, не состоящее на налоговом учете в Российской Федерации, арендующее недвижимое имущество у его владельца, не может исполнять обязанности налогового агента, то иностранное лицо, сдающее в аренду недвижимое имущество и состоящее на учете в налоговых органах Российской Федерации в связи с нахождением на территории Российской Федерации такого недвижимого имущества, обязано самостоятельно исчислить и предъявить налог на добавленную стоимость иностранному лицу - арендатору.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.06.2022 N 03-07-08/57561