Бюллетень КонсультантПлюс
ОКТЯБРЬ №10

Бюллетень

>>Ваш онлайн-комплект КонсультантПлюс теперь и в мобильном приложении!
>>Как открыть доступ к своему онлайн-комплекту КонсультантПлюс в мобильном приложении
Читать дальше...

Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 18.03.2022

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

О страховых взносах и НДФЛ с выплат работникам в размере, не превышающем 12 792 руб., произведенных субъектом МСП - получателем субсидии на нерабочие дни.

Ответ:

Правительством Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции было принято решение о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), поэтому в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2021 N 1513 (далее - Правила), были внесены изменения, исходя из которых субъектам МСП из федерального бюджета предоставляются субсидии с целью частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней, установленных Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.", а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (далее - субсидии на нерабочие дни).

В соответствии с пунктом 5(1) Правил размер субсидии на нерабочие дни определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) по состоянию на 1 января 2021 г., установленной статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", на количество работников получателя субсидии в июне 2021 г.

Количество работников получателя субсидий на нерабочие дни за июнь 2021 г. определяется налоговым органом на основании количества работников за июнь 2021 г., указанных в налоговой отчетности, представленной получателем субсидии за полугодие 2021 г. в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме "Расчет по страховым взносам" (раздел 3).

В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 422 главы 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат работникам в размере, не превышающем 12 792 рублей на одного работника, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.

Указанные выплаты исключаются из базы для исчисления страховых взносов однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.

Учитывая изложенное, к выплатам, не подлежащим обложению страховыми взносами, относятся начисленные работодателями, получившими субсидию на нерабочие дни, выплаты, не превышающие 12 792 рублей на одного работника, в месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце независимо от количества работников на момент начисления этих выплат и от суммы полученной субсидии на нерабочие дни.

Согласно пункту 1 статьи 210 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.

Федеральным законом N 382-ФЗ статья 217 Кодекса была дополнена пунктом 89, согласно которому освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в целях частичной компенсации их затрат, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях нерабочих дней в октябре и ноябре 2021 года, а также с проведением в 2021 году мероприятий по адаптации к требованиям о посещении предприятий в отдельных сферах экономики при условии наличия QR-кодов и (или) к иным ограничениям деятельности, направленным на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции. Указанные доходы освобождаются от налогообложения однократно в календарном месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.

Таким образом, на основании пункта 89 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей на одного работника, выплаченные работодателями, получившими соответствующие субсидии на нерабочие дни, независимо от количества работников и суммы полученной субсидии, в месяце получения такой субсидии или в следующем за ним календарном месяце.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.02.2022 N 03-04-06/11233

Вопрос:

Об условиях признания КИК активной иностранной холдинговой компанией в целях применения освобождения от налогообложения прибыли.

Ответ:

Прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), если в отношении такой контролируемой иностранной компании выполняется хотя бы одно из условий, перечисленных в пункте 1 статьи 25.13-1 Кодекса.

В частности, в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 25.13-1 Кодекса прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если такая контролируемая иностранная компания является активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией.

Условия признания контролируемой иностранной компании активной иностранной холдинговой компанией определены пунктом 5 статьи 25.13-1 Кодекса.

Пунктом 5 статьи 25.13-1 Кодекса предусмотрено, что в целях пункта 1 указанной статьи активной иностранной холдинговой компанией признается иностранная холдинговая компания, доходы (прибыль) у которой отсутствуют либо доля доходов, указанных в пункте 4 статьи 309.1 Кодекса, не превышает 5 процентов в общей сумме доходов этой иностранной холдинговой компании по данным ее финансовой отчетности за финансовый год.

Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 368-ФЗ) в пункт 5 статьи 25.13-1 Кодекса внесены изменения, уточняющие порядок определения размера доходов, указанных в пункте 4 статьи 309.1 Кодекса, в целях признания контролируемой иностранной компании активной иностранной холдинговой компанией.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 368-ФЗ положения пункта 5 статьи 25.13-1 Кодекса в редакции указанного Федерального закона применяются в отношении порядка определения прибыли контролируемых иностранных компаний в целях налогообложения за налоговые периоды начиная с 2020 года.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.02.2022 N 03-12-11/2/11113

Вопрос:

Об учете суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от НДС, в составе расходов при исчислении ЕСХН.

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 данной статьи.

В соответствии с абзацем первым пункта 4.1 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом на основании подпункта 1 пункта 4.1 статьи 170 Кодекса по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику налога на добавленную стоимость, применяющему систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН), по приобретенным им товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемых от налогообложения, учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, в соответствующей пропорции.

На основании статьи 346.4 главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)" Кодекса объектом ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по ЕСХН, установлен пунктом 2 статьи 346.5 Кодекса.

Таким образом, налогоплательщики ЕСХН, осуществляющие как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемые от налогообложения операции, расходы в виде стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, сформированной на основании пунктов 4 и 4.1 статьи 170 Кодекса с учетом сумм налога на добавленную стоимость, включают в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по ЕСХН в соответствии с положениями пункта 2 статьи 346.5 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.02.2022 N 03-07-11/11024

Вопрос:

О налоге на имущество организаций в отношении капитальных вложений в виде неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимости, не возмещаемых арендодателем и учитываемых на балансе арендатора.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

С 1 января 2022 года согласно статье 378 Кодекса недвижимое имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя). Данный порядок применятся вне зависимости от учета объекта аренды арендодателем (лизингодателем) или арендатором (лизингополучателем) в качестве основных средств или в качестве других активов.

С 1 января 2022 года порядок признания затрат в качестве капитальных вложений и активов - в качестве основных средств установлен соответственно ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" и ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (организация может принять решение о применении данных ФСБУ до указанного срока).

Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно признаками, установленными пунктом 4 ФСБУ 6/2020.

Затраты организации на улучшение и (или) восстановление объектов основных средств признаются в соответствии с пунктом 6 ФСБУ 26/2020 (за исключением затрат, указанных в пункте 16 ФСБУ 26/2020) в бухгалтерском учете капитальными вложениями при соблюдении условий, установленных пунктом 5 ФСБУ 26/2020.

Согласно пункту 18 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения по их завершении, то есть после приведения объекта капитальных вложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, считаются основными средствами.

В случае если капитальные вложения на неотделимые улучшения в арендованный объект недвижимого имущества по их завершении не возмещены арендодателем и учитываются в качестве основного средства на балансе арендатора, то налог на имущество организаций уплачивается арендатором до выбытия этого основного средства из состава основных средств в установленном ФСБУ 6/2020 порядке.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 17.02.2022 N 03-05-05-01/11290

Вопрос:

Об исчислении с 01.01.2022 налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости недвижимого имущества, переданного в лизинг.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

С 1 января 2022 года порядок признания затрат в качестве капитальных вложений и активов - в качестве основных средств установлен соответственно ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" и ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденными приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (организация может принять решение о применении данных ФСБУ до указанного срока).

Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно признаками, установленными пунктом 4 ФСБУ 6/2020.

Затраты организации на улучшение и (или) восстановление объектов основных средств признаются в соответствии с пунктом 6 ФСБУ 26/2020 (за исключением затрат, указанных в пункте 16 ФСБУ 26/2020) в бухгалтерском учете капитальными вложениями при соблюдении условий, установленных пунктом 5 ФСБУ 26/2020.

Согласно пункту 18 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения по их завершении, то есть после приведения объекта капитальных вложений в состояние и местоположение, в которых он пригоден к использованию в запланированных целях, считаются основными средствами.

При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объекта недвижимого имущества для целей исчисления среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса определяется в порядке, предусмотренном правилами ведения бухгалтерского учета основного средства.

Исходя из ФСБУ 6/2020 "Основные средства" при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств, и результатов проведенной переоценки основных средств на отчетную дату.

С 1 января 2022 года согласно статье 378 Кодекса недвижимое имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя). Данный порядок применяется вне зависимости от учета объекта аренды лизингодателем или лизингополучателем в качестве основных средств или в качестве других активов. Следовательно, лизингополучатель с 1 января 2022 года не может признаваться налогоплательщиком по налогу на имущество организаций, в том числе по действующим на 01.01.2022 договорам лизинга.

При определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, переданного в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), для целей исчисления среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса определяется арендодателем в порядке, предусмотренном правилами ведения бухгалтерского учета для соответствующего актива (основного средства, инвестиционного имущества и других), а в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса как кадастровая стоимость.

По вопросам ведения бухгалтерского учета и исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении предмета лизинга (недвижимого имущества) следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 29 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" объекты учета неоперационной (финансовой) аренды учитываются арендодателем в соответствии с пунктами 32 - 40 ФСБУ 25/2018. Инвестиция в аренду оценивается в размере ее чистой стоимости (договорной цены объекта с учетом затрат, связанных с договором). Чистая стоимость инвестиции в аренду после даты предоставления предмета аренды увеличивается на величину начисляемых процентов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей (пункты 32, 33, 36 ФСБУ 25/2018).

С учетом изложенного остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, учтенного в качестве инвестиции в аренду, для целей исчисления среднегодовой стоимости имущества в соответствии со статьей 376 Кодекса должна определяться арендодателем в той оценке, как она отражена в регистре бухгалтерского учета на соответствующие даты, то есть как чистая стоимость инвестиции в аренду (договорная цена), уменьшенная на величину фактически полученных арендных платежей, с учетом иных особенностей, установленных пунктами 32 - 40 ФСБУ 25/2018.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2022 N 03-05-05-01/10874

Вопрос:

О налоге на прибыль с доходов иностранной организации от источников в РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

При этом согласно пункту 1 статьи 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2022 N 03-08-05/10847

Вопрос:

Об учете доходов и расходов в целях налога на прибыль и о налоге на имущество организаций при передаче недвижимого имущества по договорам финансовой аренды (лизинга), действующим на 01.01.2022.

Ответ:

Статьей 2 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 382-ФЗ) установлено, что в целях налогообложения до окончания срока действия договоров лизинга, действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона, лизингодатель и лизингополучатель учитывают имущество, являющееся предметом лизинга, по правилам ведения налогового учета, предусмотренным главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 382-ФЗ, а также по правилам ведения бухгалтерского учета, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 382-ФЗ. Данное положение вступило в силу с 01.01.2022 (статья 3 Закона N 382-ФЗ).

С учетом положений данной статьи по действующим на 01.01.2022 договорам лизинга лизингодатель и лизингополучатель учитывают доходы и расходы для целей исчисления налога на прибыль организаций по правилам, предусмотренным главой 25 Кодекса, в редакции, действующей на 31.12.2021.

Федеральным законом N 382-ФЗ в статью 378 главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса внесены изменения и предусмотрены особенности уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, переданного в аренду (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга)).

С 1 января 2022 года согласно статье 378 Кодекса недвижимое имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя). Данный порядок применяется вне зависимости от учета объекта аренды лизингодателем или лизингополучателем в качестве основных средств или в качестве других активов.

При этом при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, переданного в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), для целей исчисления среднегодовой стоимости имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса определяется арендодателем в порядке, предусмотренном правилами ведения бухгалтерского учета для соответствующего актива (основного средства, инвестиционного имущества и других), а в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса как кадастровая стоимость.

По вопросу исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций лизингодателем в отношении предмета лизинга (недвижимого имущества) следует руководствоваться направленным в адрес ФНС России письмом Минфина России от 11.01.2022 N 03-05-04-01/402, согласно которому, в частности, остаточная стоимость объекта недвижимого имущества, учтенного в качестве инвестиции в аренду, для целей исчисления среднегодовой стоимости имущества в соответствии со статьей 376 Кодекса должна определяться арендодателем в той оценке, как она отражена в регистре бухгалтерского учета на соответствующие даты, то есть как чистая стоимость инвестиции в аренду (договорная цена), уменьшенная на величину фактически полученных арендных платежей, с учетом иных особенностей, установленных пунктами 32 - 40 Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденного Приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. N 208н.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" введен в действие и обязателен для применения с 1 января 2022 года (мог применяться в 2021 году) и распространяется в том числе на действующие на 01.01.2022 договоры лизинга.

Таким образом, статьей 378 Кодекса (в редакции Федерального закона N 382-ФЗ) прямо установлено, что недвижимое имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя). Иных особенностей не предусмотрено.

Применение лизингодателями и лизингополучателями в целях налога на имущество организаций до окончания срока действия договоров лизинга, действующих на день вступления в силу Федерального закона N 382-ФЗ (на 1 января 2022 года), правил ведения бухгалтерского учета, действовавших до дня вступления в силу Федерального закона N 382-ФЗ (до 1 января 2022 года), не влияет на установленный статьей 378 Кодекса порядок признания с 1 января 2022 года налогоплательщиком по налогу на имущество организаций арендодателя (лизингодателя).

Поэтому в силу статьи 378 Кодекса (в редакции Федерального закона N 382-ФЗ) лизингополучатель с 1 января 2022 года не может признаваться налогоплательщиком по налогу на имущество организаций, в том числе по действующим на 01.01.2022 договорам лизинга.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.02.2022 N 03-05-05-01/10790

Вопрос:

Об определении долей прямого и косвенного участия налоговых резидентов РФ в иностранной организации для признания лица контролирующим.

Ответ:

Если иное не предусмотрено статьей 25.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в целях Кодекса контролирующими лицами иностранной организации признаются лица, перечисленные в пункте 3 указанной статьи, в том числе физическое или юридическое лицо, доля участия которого в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов.

Для целей пункта 3 статьи 25.13 Кодекса доля участия в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 Кодекса.

В случае если участие в организации осуществляется через одну или несколько организаций (в том числе и иностранных организаций), то доля участия в организации определяется в порядке, установленном пунктом 3 статьи 105.2 Кодекса, в виде доли косвенного участия.

Одновременное суммирование долей прямого и косвенного участия в организации в случае, когда последовательность косвенного участия уже включает прямое участие в организации, может привести к искажению итоговой суммарной доли участия.

Таким образом, для целей статьи 25.13 Кодекса при определении, является ли лицо контролирующим исходя из совокупной доли участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, необходимо учитывать, что доли участия лиц, являющихся промежуточными в последовательностях участия, уже учтены в долях косвенного участия последующих лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2022 N 03-12-11/2/10412

Вопрос:

Об НДС при получении платежным агрегатором, являющимся банковским платежным агентом, вознаграждения за оказание услуг по приему электронных средств платежа организаций и ИП.

Ответ:

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.

Согласно пункту 1 статьи 14.1 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать платежного агрегатора, признаваемого банковским платежным агентом, для осуществления деятельности, указанной в подпунктах "а" и "б" пункта 31 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ, в соответствии с требованиями данной статьи, а также для проведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма идентификации клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с которыми заключаются договоры о приеме электронных средств платежа и (или) об участии в переводе денежных средств.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 31 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ платежным агрегатором является юридическое лицо, привлекаемое оператором по переводу денежных средств в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ в целях обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, и (или) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 14.1 Федерального закона N 161-ФЗ, по операциям с использованием электронных средств платежа.

При этом на основании пункта 10 данной статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с клиентов вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Таким образом, в случае если платежным агрегатором, являющимся банковским платежным агентом, в соответствии с пунктом 10 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимаются суммы вознаграждения, которые являются оплатой услуг по приему электронных средств платежа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) участию в переводе денежных средств в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то суммы такого вознаграждения, получаемые платежным агрегатором, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.02.2022 N 03-07-07/9905

Вопрос:

О сроке выставления счетов-фактур в отношении выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. При этом на основании пункта 14 статьи 167 Кодекса в случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией работ признается передача права собственности на результаты выполненных работ одним лицом для другого лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора немедленно заявить об этом подрядчику.

Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ.

Таким образом, в целях определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость днем выполнения работ следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.

Учитывая изложенное, счета-фактуры в отношении выполненных подрядчиком строительно-монтажных работ выставляются не позднее пяти календарных дней, считая с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки данных работ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 14.02.2022 N 03-07-09/9894