Звонок на горячую линию

Программа обучения

Обучение приемам быст­рого поиска документов и использо­ванию других воз­можностей системы КонсультантПлюс - бесплатно для всех пользо­вателей. Подробнее...


Новости для юриста от 08.08.2024

ВС РФ о проверке качества товара: продавцу нужно сделать все, чтобы снизить расходы потребителя

После приобретения телефона покупатель выявил в нем недостатки и направил продавцу претензию в том числе о возврате денег. Тот предложил передать товар в иногородний офис для проверки качества. Гражданин попросил провести ее в городе покупки, но продавец отказался. По мнению апелляции, потребитель уклонился от процедуры. Кассация ее поддержала.

ВС РФ отметил: продавец при реализации своих прав (на проверку качества и пр.) должен сделать все, чтобы снизить ущерб от продажи товара с дефектами. Это касается также изготовителя, импортера, уполномоченных ИП и юрлиц.

Апелляция не проверила, есть ли в договоре обязанность потребителя передать телефон для осмотра в другой город. Если нет, нужно применить правила ГК РФ о месте исполнения обязательства.

Также апелляция не учла, что договор заключили, а товар изначально передали и оплатили в городе, где живет потребитель и есть подразделения продавца.

Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.

Документ: Определение ВС РФ от 25.06.2024 N 49-КГ24-6-К6

Новшества о потребительской рассрочке внесены в Госдуму

С 1 декабря 2025 года планируют перечислить обязательные условия договора, по которому гражданин оплачивает товар, работу или услугу в рассрочку либо через определенное время. Среди прочего в документе потребуется указывать (с. 5, 6 и 8 проекта N 689396-8):

- количество, размер и периодичность платежей;

- способы их внесения;

- ответственность потребителя за нарушение договора, размер и порядок расчета неустойки;

- сведения о том, может ли продавец или исполнитель уступить права и требования.

Также хотят запретить продавцам и исполнителям устанавливать для потребителей (с. 7 проекта N 689396-8):

- оплату товаров, работ или услуг в рассрочку либо через определенное время за счет третьих лиц. Исключение - ситуации, когда покупатель берет потребкредит (заем) либо использует сервис рассрочки;

- разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, например, от оплаты в рассрочку.

Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор исполнит поручение гражданина оплатить объект рассрочки российскому юрлицу или ИП. Потребитель возместит издержки оператора, равные цене покупки. Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса нельзя (с. 2, 5 и 50 проекта N 689381-8).

Установят максимальный срок погашения рассрочки (с. 45 проекта N 689381-8):

- с 1 декабря 2025 года - 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и потребителем;

- с 1 декабря 2027 года - 4 месяца с того же момента.

Предлагают ввести и другие нормы.

Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.

Документы: Проект Федерального закона N 689396-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/689396-8)

Проект Федерального закона N 689381-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/689381-8)