НОВЫЕ УСН-ЛИМИТЫ С 2025 ГОДА: ПАМЯТКА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
А.Ю. Никитин, старший эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
С 2025 г. будут применяться новые лимиты по УСН. А новый переходный лимит применяется для перехода на спецрежим уже сейчас, в 2024 г., то есть по "прибыльным" доходам компании за 9 месяцев 2024 г. Сориентироваться в этих суммовых нововведениях бухгалтерам поможет наша статья с основной информацией по новым лимитам.
Порог доходов для перехода на УСН
В 2024 г. |
С 2025 г. |
Для перехода на УСН с 2024 г. лимит доходов на 1 октября 2023 г. составлял 149,51 млн руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор (112,5 млн руб. х 1,329) <1> |
С 2025 г. перейти на УСН могут организации, "прибыльные" доходы которых (за минусом некоторых исключений) на 1 октября 2024 г. не превысили 337,5 млн руб. <2> В 2024 г. этот лимит не индексируется |
1. Компании и ИП, утратившие в 2024 г. право на применение упрощенки из-за превышения лимита доходов (265,8 млн руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор), тоже могут применять УСН с 2025 г. Запрет, по которому снова перейти на УСН можно не раньше чем через 1 год после утраты права на ее применение, в этом случае не действует. Но все доходы организации, включая доходы за период применения УСН, за 9 месяцев 2024 г. не должны превысить новый лимит <3>. То есть если доходы превысили 265,8 млн руб., но не превысили 337,5 млн руб., компания теряет право на УСН в 2024 г., но может снова перейти на упрощенку уже с 2025 г.
2. Для перехода на УСН с 2025 г. показатель не индексируется. Кстати, чтобы это не вызывало никаких сомнений у налогоплательщиков, соответствующую норму планируют внести в поправочный Закон N 176-ФЗ. "Поправки в поправки" закрепят правило, по которому индексации в 2024 г. не подлежат ни переходный лимит доходов 337,5 млн руб. для компаний, планирующих начать применять УСН с 2025 г., ни лимит доходов в те же 337,5 млн руб. для компаний, слетевших с упрощенки из-за превышения прежнего лимита и намеревающихся вернуться на спецрежим с 2025 г. <4>
В дальнейшем лимит будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, установленный на календарный год, предшествующий году перехода на УСН <5>. То есть будет применяться коэффициент "допереходного" календарного года, в котором и получены отслеживаемые для целей перехода доходы, а не коэффициент, установленный на год начала применения спецрежима, как было раньше <6>.
Правда, теми же "поправками в поправки" Правительство РФ предлагает установить коэффициент-дефлятор для УСН на 2025 г. равным 1 <7>.
То есть по сути в 2025 г. индексации тоже не будет, и для перехода на УСН с 2026 г. доходы компании за 9 месяцев 2025 г. должны будут уложиться в те же 337,5 млн руб.
Справка. У предпринимателей при переходе на УСН доходы за 9 месяцев года, предшествующего году начала применения спецрежима, не контролируются. И при подаче уведомления по форме N 26.2-1 в соответствующей строке ИП проставляет прочерки <8>.
В 2024 г. |
С 2025 г. |
265,8 млн руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор (200 млн руб. х 1,329) <9> |
450 млн руб. <10> Предполагается, что индексироваться в 2025 г. этот показатель не будет |
Новый лимит УСН-доходов, как и раньше, будет индексироваться на коэффициент-дефлятор <11>. Но, по всей вероятности, первая индексация будет только по УСН-доходам 2026 г. <12>
Напомним, что, когда предельный размер доходов на УСН увеличили со 150 млн руб. до 200 млн руб. и ввели повышенные ставки УСН-налога для плательщиков с доходами свыше 150 млн руб., Минфин разъяснял: ни один из новых лимитов в 2021 г. не индексируется <13>. Налоговики также считали, что экономически неверно сразу индексировать новые лимиты. Однако возникали споры, доходившие до суда. А суды признавали, что не все так однозначно.
Например, в одном споре суд указал, что в НК нет особого нормативного регулирования по применению коэффициента-дефлятора в первый год действия новых лимитов. А значит, с учетом того, что все неясности в налоговом законодательстве следует трактовать в пользу плательщиков, новые УСН-лимиты индексируются с первого же года их применения и ИП правомерно продолжал применять пониженную региональную ставку УСН-налога после того, как его доходы превысили планку 150 млн руб., но не превысили проиндексированную величину <14>.
Очевидно, что сейчас во избежание подобных споров из-за различных толкований поправок в НК Минфин намерен закрыть вопрос на законодательном уровне. Даже если коэффициент-дефлятор для УСН будет, как обычно, утвержден Минэкономразвития вместе с другими коэффициентами.
Ставки УСН-налога
В 2024 г. |
С 2025 г. |
|
При размере доходов не более 199,35 млн руб. (150 млн руб. х 1,329) и средней численности работников не более 100 человек |
6% на УСН с объектом "доходы" и 15% на УСН с объектом "доходы минус расходы" либо пониженные ставки, установленные законом субъекта РФ <15> |
Базовые налоговые ставки 6% и 15% либо пониженные региональные ставки УСН-налога |
При размере доходов от 199,35 млн руб. до 265,8 млн руб. и/или средней численности работников от 100 до 130 человек |
8% на УСН с объектом "доходы" и 20% на УСН с объектом "доходы минус расходы" (начиная с квартала, в котором были превышены базовые лимиты доходов и/или численности работников) <16> |
С 2025 г. повышенные ставки УСН-налога отменяются <17>. То есть независимо от размера доходов и численности работников (в пределах лимитов, установленных для применения УСН) будут применяться базовые налоговые ставки 6% и 15%. И если региональным законом установлены пониженные налоговые ставки для отдельных категорий налогоплательщиков, то они смогут рассчитывать налог по этим ставкам также со всего "упрощенного" дохода - в рамках предельного лимита 450 млн руб.
Внимание. Минэкономразвития уже подготовило проект приказа об установлении коэффициентов-дефляторов на 2025 г.
Для УСН показатель определен в размере 1,437. Однако Правительством РФ внесен в Госдуму законопроект, которым, в частности, предлагается на 2025 г. установить коэффициент-дефлятор для целей уплаты налога при УСН равным 1, с оговоркой, что ранее установленные в целях применения гл. 26.2 НК РФ коэффициенты-дефляторы с 01.01.2025 не применяются <18>. Если поправки примут, это будет означать, что ни предельный размер УСН-доходов, ни остаточная стоимость ОС, индексацию которой только что ввели, в 2025 г. индексироваться не будут.
В 2024 г. |
С 2025 г. |
|
В общем случае упрощенцы не признаются плательщиками НДС <19> |
При автоматическом использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ |
60 млн руб. <20> |
При применении ставки НДС 5% |
250 млн руб. <21> |
|
При применении ставки НДС 7% |
450 млн руб. <22> |
Комментарий
Эти же лимиты принимаются в расчет доходов за 2024 г. при определении права компании или ИП на освобождение от уплаты НДС/применение ставок по НДС 5% или 7% с 01.01.2025 <23>:
• у компаний/ИП, переходящих на УСН с 2025 г., - исходя из доходов, полученных при применении ОСН или ЕСХН, а у ИП, совмещавших общую систему или ЕСХН с ПСН, - еще и с учетом "патентных" доходов;
• у упрощенцев-компаний - исходя из "упрощенных" доходов с учетом поступлений, включенных в базу по УСН за 2024 г. в соответствии с подп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ; у упрощенцев-ИП - исходя из "упрощенных" доходов + доходов от деятельности на патенте, если совмещали УСН с ПСН.
1. Размер доходов для целей уплаты НДС на УСН будет определяться по правилам гл. 26.2 НК РФ. Однако при подсчете суммы дохода не нужно будет учитывать <24>:
• положительные курсовые разницы <25>;
• субсидии, полученные в возмещение безвозмездно передаваемого в государственную или муниципальную собственность имущества/имущественных прав <26>.
2. Предусмотрено, что пороговые значения доходов 250 млн руб. и 450 млн руб. для целей уплаты НДС на УСН индексируются в том же порядке, что и предельный размер доходов на УСН <27>. То есть, надо полагать, если коэффициент-дефлятор на 2025 г. для УСН все-таки установят равным 1, то и для целей применения пониженных ставок по НДС пороговые значения доходов упрощенца в 2025 г. будут применяться без индексации.
3. Налогоплательщики, выбравшие пониженные ставки НДС 5% и 7%, в общем случае не смогут заявлять НДС-вычеты и должны учитывать налог в стоимости товаров (ОС, НМА, работ или услуг), которые они будут использовать в операциях, облагаемых по спецставкам <28>. А вот упрощенцы, которые решат платить НДС в общем порядке (по ставкам 20% и 10%), вычеты смогут заявлять также на общих основаниях.
Остаточная стоимость ОС
В 2024 г. |
С 2025 г. |
150 млн руб. <29> |
200 млн руб. <30> |
С 2025 г. порог "бухгалтерской" остаточной стоимости ОС для компаний и ИП, применяющих упрощенку, увеличивается до 200 млн руб.
Причем впервые введена индексация этого показателя <31>. Однако в 2025 г. - в связи с донастройкой налоговой реформы - индексации, по-видимому, не будет <32>.
Напомним, что в целях соблюдения нового лимита остаточной стоимости ОС не придется учитывать стоимость высокотехнологичного оборудования, входящего в перечень, который должно утвердить Правительство РФ <33>.
Предельная численность работников
В 2024 г. |
С 2025 г. |
130 человек (100 человек лимит + 30 человек для повышенных ставок) <34> |
130 человек <35> |
Как в 2024 г., так и в 2025 г. применять УСН могут компании и ИП, средняя численность работников у которых не превышает 130 человек.
Но в текущем году упрощенцы, у которых показатель средней численности колеблется в промежутке между 100 и 130 работниками, должны платить УСН-налог по повышенной ставке 8% (для объекта "доходы") либо 20% (для объекта "доходы минус расходы") начиная с квартала, в котором допущено превышение базового показателя 100 человек <36>.
В 2025 г. повышенных ставок УСН-налога не будет. Но не будет и возможности сохранить право на спецрежим при превышении ограничения лимита по средней численности работников 130 человек.
* * *
Напомним, что ИП, совмещающие УСН с патентной системой, для целей соблюдения УСН-ограничения по средней численности работников учитывают и сотрудников, занятых в деятельности на ПСН <37>.
А вот для соблюдения лимита по средней численности работников на ПСН (15 человек) учитываются исключительно работники, занятые в "патентной" деятельности <38>.
<1> п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. до 12.07.2024); Приказ Минэкономразвития от 23.10.2023 N 730
<2> п. 2 ст. 346.12 НК РФ
<3> ч. 11 ст. 8 Закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ (далее - Закон N 176-ФЗ)
<4> подп. "а" п. 2 ст. 3 законопроекта N 727330-8
<5> п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<6> п. 2 ст. 346.12 НК РФ; п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<7> подп. "б" п. 2 ст. 3 законопроекта N 727330-8
<8> п. 1 ст. 346.13 НК РФ
<9> пп. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ
<10> пп. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<11> п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<12> подп. "б" п. 2 ст. 3 законопроекта N 727330-8
<13> Письмо Минфина от 27.01.2021 N 03-11-06/2/4855
<14> Постановление АС УО от 18.01.2024 N Ф09-8114/23
<15> пп. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ
<16> пп. 1.1, 2.1 ст. 346.20 НК РФ
<17> п. 75 ст. 2 Закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ
<18> подп. "б" п. 2 ст. 3 законопроекта N 727330-8
<19> пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ
<20> п. 1 ст. 145 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<21> подп. 1 п. 8 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<22> подп. 2 п. 8 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<23> п. 1 ст. 145, п. 8 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025); Письма Минфина от 26.07.2024 N 03-07-07/69907, от 16.07.2024 N 03-07-11/66265
<24> п. 1 ст. 145, п. 9 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<25> п. 11 ст. 250 НК РФ
<26> п. 4.1 ст. 271 НК РФ
<27> п. 9 ст. 164, п. 2 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<28> п. 8 ст. 145, подп. 8 п. 2 ст. 170 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<29> подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ
<30> подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<31> п. 2, подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<32> подп. "б" п. 2 ст. 3 законопроекта N 727330-8
<33> подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<34> подп. 15 п. 3 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ
<35> подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<36> пп. 1.1, 2.1 ст. 346.20 НК РФ
<37> подп. 15 п. 3 ст. 346.12, пп. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ; Письмо Минфина от 20.03.2015 N 03-11-11/15437
<38> п. 5 ст. 346.43 НК РФ; Письмо Минфина от 29.10.2018 N 03-11-09/77379
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 21, 2024
РАБОТНИК УВОЛИЛСЯ ВО ВРЕМЯ БОЛЕЗНИ: КАК ОПЛАТИТЬ БОЛЬНИЧНЫЙ
У сотрудника был открыт больничный в период с 5 по 11 апреля. При этом 8 апреля работник уволился по собственному желанию. За какой период и в каком размере ему нужно выплатить пособие по временной нетрудоспособности? Если бывший сотрудник открыл больничный в течение 30 календарных дней с даты увольнения, оплатить первые 3 дня болезни обязан его последний работодатель, а пособие за остальные дни выплатит СФР. Такой больничный оплачивается в размере 60% среднего заработка независимо от продолжительности страхового стажа.
Но в нашем случае больничный был открыт до увольнения. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается по правилам, установленным для действующих работников. То есть пособие назначается за весь период нетрудоспособности в размере, зависящем от страхового стажа сотрудника:
• при страховом стаже 8 и более лет больничное пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка;
• при стаже от 5 до 8 лет - 80% среднего заработка;
• при стаже до 5 лет - 60% среднего заработка.
Первые 3 дня болезни оплачиваются из средств работодателя <1>.
<1> Письмо СФР от 03.10.2024 N 14-20/46870
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 21, 2024
УСН-2025: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
Л.А. Елина, ведущий эксперт
Налоговая служба подготовила Методические рекомендации по НДС (и не только) для упрощенцев, которые с 2025 г. становятся плательщиками НДС.
В Методичке много базовой информации, которая, несомненно, тоже нужна, чтобы не штудировать НК. Но есть оригинальные и новые мысли. В том числе связанные с длящимися договорами, которые у упрощенцев переходят с 2024 на 2025 г.
Что вообще есть в новой УСН-методичке
Выход Методички связан с тем, что с 2025 г. все упрощенцы без исключения становятся плательщиками НДС. Всего в новом документе 26 пунктов. На страницах нашего журнала мы уже не раз знакомили читателей с тем, какие НДС-обязанности появляются у упрощенцев. Поэтому не будем дублировать всю Методичку. Если есть желание, вы всегда можете найти ее либо в базе КонсультантПлюс, либо на сайте ФНС.
Сосредоточимся только на тех вещах, которые требуют дополнительного разбора.
Пояснения по НДС-освобождению
Если доходы налогоплательщика на УСН за 2024 г. не превысили 60 млн руб., то с 01.01.2025 обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет у него не возникает. Причем освобождение от исчисления и уплаты НДС в бюджет по ст. 145 НК РФ будет предоставляться упрощенцам автоматически. У таких упрощенцев не возникнет ни в 2024 г., ни в 2025 г. обязанности подавать уведомление об НДС-освобождении. Также не надо будет ни подавать НДС-декларацию, ни вести книги продаж и книги покупок <1>.
Однако если НДС-освобожденец на УСН по собственной инициативе захочет выставить своему покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то ему тогда придется заплатить этот налог в бюджет. Но зато у его покупателя, который получит от упрощенца-освобожденца счет-фактуру с выделенной суммой НДС, будет право на вычет входного НДС <2>.
Лимит 60 млн руб. превышен: НДС-последствия
В случае если доходы организации (ИП) за 2024 г. превысили 60 млн руб., то сразу с 01.01.2025 надо исчислять НДС. Но только если это предусмотрено гл. 21 НК. Ведь есть операции, которые не признаются НДС-объектом или не облагаются НДС <3>. По таким операциям начислять налог не надо. Но даже если все операции у упрощенца будут в 2025 г. именно такими, то он должен будет подавать НДС-декларацию.
Налоговая служба обратила внимание, что соблюдение лимита 60 млн руб. за истекший календарный год оценивается ежегодно: если доходы налогоплательщика УСН за истекший календарный год не превысили 60 млн руб., то с начала следующего календарного года он освобожден от уплаты НДС. То есть при решении вопроса о применении освобождения от НДС с 01.01.2025 надо оценивать доходы за 2024 г., а с 01.01.2026 - доходы за 2025 г. и т.д. <4>
Выбор ставки НДС у упрощенца, который не получит автоматического НДС-освобождения
Такой упрощенец может выбрать либо обычные ставки НДС (20%, 10%, 0%), либо специальные ставки, предусмотренные п. 8 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025), - 5% или 7%. Причем иногда могут быть выгодны обычные ставки (с этим мы уже разбирались в ГК, 2024, N 21, с. 37).
Также в п. 7 Методички указано, что выбранная ставка НДС должна применяться ко всем операциям, являющимся объектом налогообложения НДС. Уведомлять об этом кого-то каким-то способом не требуется. Но не допускается применение разных налоговых ставок (обычных или специальных) в зависимости от того, кто является покупателем. Это означает, что упрощенец в одном квартале не может выставлять счета-фактуры одним покупателям по обычным ставкам (20%, 10%), а другим - по специальным (5%, 7%).
Но даже если упрощенец в 2025 г. выберет спецставку 5% или 7% и при этом у него будут операции, которые облагаются НДС по ставке 0%, то упрощенец вправе применять нулевую НДС-ставку. Правда, не по всем операциям, а по строго определенным в п. 9 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025). К таким операциям, в частности, относятся экспорт товаров, международная перевозка, транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки.
И не надо забывать: если упрощенец выбрал спецставку, то при ввозе товаров и при исполнении обязанностей налогового агента он должен применять обычные ставки НДС: 20% или 10% <5>.
Спецставки 5% и 7%: особенности применения
Контрагенты, которые получили от упрощенцев счета-фактуры, в том числе и с НДС по ставке 5% или 7%, могут принять такой НДС к вычету на общих основаниях. Никаких запретов в НК для этого нет <6>.
Если сначала упрощенец выберет обычные ставки НДС (20%, 10%), а потом решит перейти на спецставки (5% и 7%), то это можно сделать со следующего квартала. А вот перейти со спецставок 5% и 7% на обычные ставки НДС так быстро нельзя: их надо применять в течение 3 лет (12 кварталов).
Вынужденный переход от одной спецставки НДС к другой: с 5% на 7%
ФНС пояснила на примерах, как переходить от одной спецставки к другой.
Пример 1. С начала 2025 г. можно выбрать ставку НДС 5%, если доходы за 2024 г. составили от 60 млн руб. до 250 млн руб. А если в 2025 г. они станут больше 250 млн руб., то надо будет считать НДС по ставке 7% с месяца, следующего за месяцем превышения <7>.
Пример 2. Если общая сумма доходов упрощенца за 2024 г. составила от 250 млн руб. до 450 млн руб., то упрощенец не может выбрать спецставку 5% на 2025 г. С самого начала 2025 г. он должен будет применять либо ставку 7%, либо обычные ставки.
Пример 3. Доходы упрощенца в 2025 г. станут более 450 млн руб.
В таком случае начиная с 1-го числа месяца, в котором доходы превысили 450 млн руб., НДС надо будет считать по общей ставке 20% (10%). И даже если в начале месяца были продажи, по которым НДС рассчитан по ставке 7%, его придется пересчитать.
Вынужденный переход со ставки НДС 5% на ставку 7% не означает, что заново начинается отсчет 12 последовательных кварталов. 12 кварталов считаются от начала квартала, когда упрощенец впервые применил специальную ставку НДС (5% или 7%). И это правильно, ведь эти ставки предусмотрены одним и тем же пунктом ст. 164 НК РФ <8>.
Досрочное прощание со спецставками НДС
Налоговая служба подтвердила, что досрочно освободиться от спецставок можно в двух случаях <9>:
- или упрощенец утратит право на их применение из-за превышения доходного лимита 450 млн руб.;
- или у упрощенца с нового года появится основание для НДС-освобождения. Так будет, если, к примеру, доходы за 2024 г. были 100 млн руб. (более 60 млн руб.), в 2025 г. выбрана ставка НДС 5% и при этом доходы за 2025 г. окажутся менее 60 млн руб. Тогда с 2026 г. упрощенец должен применять НДС-освобождение и может вообще не платить НДС.
А если его доходы в 2026 г. будут более 60 млн руб., то придется платить НДС начиная с января 2027 г. И тогда с 2027 г. можно будет заново выбрать, по каким ставкам это делать: по общим или специальным. Если будут выбраны спецставки (5% или 7%), то отсчет 3 лет на их применение пойдет заново <10>.
Счета-фактуры и их заменители
При отгрузке товаров (работ, услуг) упрощенец, который обязан исчислять и уплачивать НДС в бюджет, должен выставить покупателю счет-фактуру. Такой счет-фактура выставляется в двух экземплярах (для продавца и покупателя) в течение 5 календарных дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также при получении авансов. Но если у упрощенца, который не получил НДС-освобождение, будут операции, которые освобождаются от НДС или не признаются НДС-объектом, то по таким операциям счета-фактуры он не должен составлять <11>.
Также не надо выставлять счета-фактуры физлицам (не ИП) <12>.
В этом случае возможно составить сводный документ (например, справку бухгалтера), содержащий суммарные данные по всем облагаемым НДС операциям за квартал или месяц. И такой сводный документ надо будет зарегистрировать в книге продаж <13>.
Поблажки по выставлению авансовых счетов-фактур
Те, кто обязан платить НДС и выставлять счета-фактуры, должны это делать как при получении аванса, так и при отгрузке товара. Однако для облегчения жизни налоговая служба разрешила пользоваться упрощенным порядком <14>.
Ситуация 1. Получен аванс, в счет него отгрузка запланирована в том же квартале. Тогда упрощенец может вообще не составлять счет-фактуру на аванс и исчислять НДС только при отгрузке товара. Значит, и считать авансовый НДС вообще не надо. Можно ограничиться лишь отгрузочным счетом-фактурой, в котором будет отражен отгрузочный НДС. Бюджет при таком подходе ничего не теряет, ведь авансовый НДС можно принять к вычету даже при спецставках НДС 5% и 7%.
Ситуация 2. Получен аванс, в счет части этого аванса в том же квартале отгружены товары. Тогда НДС надо исчислить только с незакрытой части аванса (в счет которой не было отгрузки в квартале).
Авансовый счет-фактуру можно составить на эту незакрытую часть аванса, а отгрузочный счет-фактура выставляется как обычно.
НДС по длящимся договорам, заключенным до 01.01.2025
Важный и нужный пункт Методички. Если до 01.01.2025 покупатель перечислит аванс упрощенцу, который с 2025 г. должен будет платить НДС, а поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) будет после 01.01.2025, то НДС с аванса, полученного в 2024 г., не исчисляется. Для этого нет никаких оснований в НК, и это подтвердила налоговая служба <15>.
Может быть так, что покупатель не согласится внести изменения в договор и доплатить продавцу сумму НДС. А меж тем в 2025 г. надо будет платить НДС при отгрузке товаров в счет такого аванса. Налоговая служба разрешила при расчете отгрузочного НДС исходить из того, что цена договора включает в себя НДС. И упрощенец может посчитать его по расчетной ставке:
• или 5/105 либо 7/107 (при применении специальных ставок НДС);
• или 20/120 либо 10/110 (при применении общих ставок НДС).
Причем на сумму такого расчетного НДС можно уменьшить сумму доходов, учитываемых по этой операции для целей УСН. Налоговая служба даже привела пример.
Упрощенец получил в III квартале 2024 г. аванс 100 руб. без НДС. Цена товара по договору в 2025 г. так и осталась 100 руб. Товар отгружен в апреле 2025 г., выбранная упрощенцем ставка НДС - 5% (предполагается, что у него нет права на НДС-освобождение). Упрощенец при отгрузке считает НДС так: 100 руб. х 5/105 = 4,76 руб. Полученную сумму надо отразить в декларации и уплатить в бюджет.
* * *
ФНС разрешила упрощенцам, выбравшим новые спецставки 5% и 7%, в начале 2025 г. пробивать кассовые чеки без указания в чеке ставки налога - но только если разработчики ККТ не представят новых прошивок программного обеспечения. Но и в этом случае сумма расчета должна включать в себя НДС <16>.
<1> п. 1 ст. 145 НК РФ; п. 1 Методички
<2> п. 2 ст. 170, п. 5 ст. 173 НК РФ; п. 14 Методички
<3> п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ
<4> п. 2 Методички
<5> п. 9 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025); п. 11 Методички
<6> п. 8 Методички
<7> п. 9 Методички
<8> п. 8 ст. 164 НК РФ (ред., действ. с 01.01.2025)
<9> пп. 8, 9 Методички
<10> пример 2 п. 9 Методички
<11> п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ; п. 14 Методички
<12> подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ
<13> пп. 14, 15 Методички
<14> пп. 13, 14 Методички
<15> п. 16 Методички
<16> п. 26 Методички
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга" N 22, 2024