Содержание
РЕКЛАМА ИЛИ НЕ РЕКЛАМА В ИНТЕРНЕТЕ: МЕТОДИЧКА ФАС В ПОМОЩЬ
Н.Н. Катаева, ведущий эксперт
Расходы на рекламу в Интернете не нормируются для целей налогообложения. А определить, какую интернет-информацию следует признавать рекламой, помогут разъяснения ФАС, направленные в сентябре территориальным подразделениям.
Критерии интернет-рекламы по Письму ФАС
ФАС еще раз подтвердила, что каких-либо особых требований к рекламе, размещенной во Всемирной сети, нет <1>. И руководствоваться надо нормами, установленными Законом о рекламе. Так, неотъемлемый признак рекламной информации, в том числе в Интернете, - ее направленность на привлечение, формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования, на его продвижение на рынке. Учитывая это, ФАС выделила интернет-информацию, которая рекламой точно являться не будет. А также определила статус рекламы в мобильных приложениях.
Ситуация 1. Информация в поисковике. Перечень гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и др.), которые предлагает поисковая система, к рекламе не относится <2>.
Ведь система выдает однотипные сведения, которые не позволяют выделить отдельный товар и сформировать интерес к нему.
Исключение. Если на странице вместе с результатами поиска появляется информация, привлекающая внимание к конкретному товару, услуге, то такая информация будет рекламой. Это может быть, например, контекстная реклама в виде всплывающего баннера, текстовой информации с пометкой "реклама" или видео <3>.
Ситуация 2. Сведения на сайтах объявлений. Не является рекламой информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, которая содержит одинаковый набор сведений о компаниях или их товарах, услугах и сгруппирована по определенным рубрикам <4>. Эта информация носит справочно-информационный характер. Она знакомит потребителей с перечнем существующих организаций и видами деятельности, а также с перечнем предлагаемых ими товаров, услуг.
Такую информацию можно увидеть на интернет-сайтах объявлений, например на www.avito.ru, www.cian.ru и др. Сведения на этих сайтах предназначены для информирования посетителей о возможностях и условиях приобретения товаров или услуг, а не для поддержания интереса к конкретной компании и ее товару.
Ситуация 3. Информация на сайте продавца. ФАС не считает рекламой информацию о товарах или услугах, которую производители и продавцы размещают на своих сайтах <5>. Эти сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров и услуг и о самом продавце или производителе. Ведь сайт - это информационно-справочный ресурс.
Он создается с целью ознакомления посетителей с деятельностью компании, ее товарами и услугами. А посещение сайта - это возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, о реализуемых товарах, об акциях, чтобы сделать правильный выбор.
Исключение. Контролеры могут признать рекламой информацию на вашем сайте, которая выделяет конкретный товар из общего перечня. Например, в виде закрепленного статичного баннера, который остается на месте независимо от перехода на различные страницы сайта.
Ситуация 4. Реклама в мобильных приложениях. Сейчас многие пользуются мобильными приложениями. И разработчики приложений все чаще внедряют в них рекламу. Если пользователь получает в мобильном приложении рекламу какого-либо товара или услуги, загруженную через Интернет, то к ней применяются те же требования, что и к рекламе в Интернете <6>. ФАС подчеркнула, что на такую "мобильную" рекламу распространяются и все ограничения, связанные с рекламой товаров, запрещенных к распространению в Интернете. Например, запрет на рекламу алкоголя.
Но у приравнивания рекламы в мобильных приложениях к интернет-рекламе есть и положительный момент. Расходы на размещение в мобильных приложениях информации о товаре, услуге можно учитывать как рекламные в полном объеме <7>.
Учетные особенности интернет-рекламы
Расходы, связанные с размещением в Интернете информации рекламного характера об организации и о выпускаемой ею продукции, об оказываемых услугах, в налоговом учете можно учесть в качестве рекламных без нормирования <8>.
Если размещенная в Сети информация, например на вашем сайте, носит нерекламный характер, то такие затраты следует учесть в качестве:
•
либо расходов на создание нематериального актива при переходе к организации исключительных прав на сайт (на базу данных) <9>;
•
либо расходов на создание и обновление сайта (баз данных), исключительные права на который к организации не переходят (по лицензионному соглашению) <10>;
•
либо прочих расходов, связанных с производством и реализацией <11>.
Когда оплата за размещение информации об организации, о выпускаемой ею продукции, об оказываемых услугах производится общей суммой, можно самостоятельно распределить затраты на рекламные и нерекламные, определив порядок в учетной политике.
В любом случае расходы признаются в налоговом учете полностью, если они экономически обоснованны, направлены на получение дохода и документально подтверждены <12>.
К какой статье расходов в налоговом учете следует отнести затраты на размещение в Интернете информации об организации, товарах и услугах, решать нужно, ориентируясь на требования налогового законодательства, а не на разъяснения ФАС. Антимонопольная служба привела критерии отнесения интернет-информации к рекламе для целей проведения контроля за недобросовестной рекламой. Но в неурегулированных или неоднозначных ситуациях методичка ФАС будет полезна и для налоговых целей.
* * *
Если информацию в Интернете признают рекламой, ее проверят на соответствие требованиям Закона о рекламе <13>. В случае выявления нарушений к ответственности могут привлечь и рекламодателя, и рекламораспространителя.
Критерием для установления рекламодателя является тот факт, что именно это лицо определило объект рекламирования и (или) содержание рекламы. А вот кто указан в договоре в качестве рекламодателя, принципиального значения не имеет. Подход к каждому конкретному случаю будет индивидуальный. Для установления рекламодателя и рекламораспространителя, например в соцсетях, ФАС может направить запрос в компанию, чья деятельность или товар рекламируются, и в адрес владельца этих социальных сетей <14>.
Чтобы найти виновного, у контролеров есть всего 1 месяц со дня возбуждения административного дела. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 2 месяца <15>. За нарушение требований к рекламе виновным грозит штраф <16>. Его размер для должностных лиц составляет от 4 тыс. до 20 тыс. руб., для организаций - от 100 тыс. до 500 тыс. руб. <17>
--------------------------------
<1> Письмо ФАС от 25.09.2019 N АК/83509/19 (п. 1) (далее - Письмо ФАС)
<2> Письмо ФАС (п. 2.1)
<3> Письмо ФАС от 28.08.2015 N АК/45828/15
<4> Письмо ФАС (п. 2.2)
<5> Письмо ФАС (п. 2.3)
<6> Письмо ФАС (п. 5)
<7> п. 4 ст. 264 НК РФ
<8> подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ
<9> п. 1 ст. 256, пп. 3, 4 ст. 346.16 НК РФ
<10> подп. 26 п. 1 ст. 264, подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ; Письма Минфина от 18.06.2019 N 03-11-11/44458, от 19.06.2019 N 03-11-11/44650
<11> подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
<12> ст. 252 НК РФ
<13> п. 1 ст. 3, гл. 2 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
<14> п. 1.5 Административного регламента, утв. Приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12
<15> п. 27 Правил, утв. Постановлением Правительства от 17.08.2006 N 508
<16> ч. 6, 7 ст. 38 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ
<17> ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 21, 2019
ПРОЩАЕМСЯ С БУМАЖНОЙ ТРУДОВОЙ КНИЖКОЙ
С 2020 г. планируется переход к составлению сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде, что постепенно полностью заменит привычную бумажную трудовую книжку. О новшествах в кадровом документообороте, ожидающих работников и работодателей, мы побеседовали с представителем Роструда.
Беседовала М.А. Кокурина, старший юрист
ШКЛОВЕЦ Иван Иванович. Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
- Иван Иванович, объясните, пожалуйста, что будут включать в себя "сведения о трудовой деятельности работника", которые в народе уже получили название электронной трудовой книжки? И где будут размещаться такие сведения?
- С 2020 г. сведения о работе, которые традиционно вносятся в трудовые книжки, будут формироваться в электронном виде и называться "сведения о трудовой деятельности работника". Это основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, включающая сведения о работнике, о выполняемой им работе, о переводах на другую постоянную работу, об увольнении работника, а также об основаниях прекращения трудового договора.
Сведения о трудовой деятельности будут представляться работодателем в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
- Но получается, что не все сведения из бумажной версии книжки будут фигурировать в электронной версии?
- Да, это так. Для передачи сведений в ПФР подготовлена форма (СЗВ-ТД), объем сведений которой максимально приближен к сведениям, содержащимся в трудовой книжке. Их достаточно для формирования пенсионных прав работника. Однако есть и отличия.
В отчете не будет сведений об образовании, обучении, награждениях и ряда других, присутствующих в трудовой книжке. Идентификация работника будет проводиться по номеру СНИЛС.
Если, например, работник пожелает довести до нового работодателя информацию о своих заслугах на прежних местах работы, он может принести оттуда копии приказов о поощрениях и награждениях.
А если новый работодатель захочет удостовериться в подлинности документов о профессиональном или дополнительном профессиональном образовании, он сможет с согласия работника запросить необходимую информацию в учебном заведении или самостоятельно проверить ее на сайте Рособрнадзора, заполнив специальную форму, либо в Федеральном реестре сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении <1>.
- С какого момента переносить данные из бумажной трудовой книжки в электронный аналог? С самого начала трудовой деятельности работника?
- Нет. Нужно будет перенести из трудовой книжки сведения за период работы у работодателя начиная с 1 января 2020 г. <2>
Например, в середине 2020 г. к вам выйдет сотрудник, который впервые устроился на работу в 2001 г. и с периодичностью раз в год/в два года менял место работы. Все эти сведения не нужно вносить в электронную систему. В нее перенесете только сведения о работодателях, у которых он трудился начиная с 1 января 2020 г.
- Если человек впервые устраивается на работу после 1 января 2020 г., ему нужно будет заводить трудовую книжку на бумажном носителе?
- Да. Следующий год будет переходным, и работникам, впервые устраивающимся на работу в течение 2020 г., трудовые книжки будут по-прежнему оформляться в бумажном виде.
С 1 января 2021 г. сведения о трудовой деятельности людей, впервые поступающих на работу, будут формироваться уже только в электронном виде и трудовая книжка на указанных работников оформляться не будет.
- Каким образом работодатель при приеме на работу сотрудника получит сведения о его предыдущем месте работы, должности и периоде работы?
- В 2020 г. сведения о предыдущих местах работы работодатель еще сможет узнать из трудовой книжки, которую работник будет предъявлять при приеме на работу. В дальнейшем доступ к полным сведениям о трудовой деятельности будет иметь сам работник.
При увольнении прежний работодатель будет обязан выдать работнику сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая техническая возможность). Эта поправка предусмотрена в ТК РФ <3>.
А при приеме на работу новый работодатель, помимо прочего, вправе потребовать у работника такие документы:
• в 2019 г. - трудовую книжку <4>;
• с 2020 г. - сведения о трудовой деятельности, например, в виде справки в распечатанном виде либо в электронной форме с цифровой подписью.
Другими словами, при трудоустройстве гражданин будет обязан передавать эти сведения новому работодателю. Если по какой-то причине он не получил их у бывшего работодателя, гражданин вправе обратиться за сведениями о своей трудовой деятельности в отделение ПФР, в МФЦ или получить их через личный кабинет на сайте ПФР или на портале госуслуг.
- Новый работодатель сам не сможет запрашивать у предшествующего работодателя сведения о трудовой деятельности соискателя или принимаемого на работу нового сотрудника?
- Сможет, но только с письменного согласия трудоустраивающегося к нему работника. Так как передача прежним работодателем новому работодателю сведений о трудовой деятельности является передачей персональных данных третьему лицу.
- Какое заверение работодателем сведений о трудовой деятельности будет считаться надлежащим? Будут ли для такого заверения какие-то особые требования?
- Пока введение особых требований к заверению сведений о трудовой деятельности не предполагается.
Оформлять сведения в бумажном виде следует обычной отметкой о заверении, которая включает <5>:
• слово "Верно";
• наименование должности лица, заверившего сведения, его собственноручную подпись и ее расшифровку;
• дату заверения выписки из документа.
Сведения в электронном виде будут предоставляться, очевидно, по форме, приближенной к статистическому отчету.
- Работодателю нужно будет как-то специально готовиться к переходу на электронные трудовые книжки?
- Да. Ряд мероприятий потребуется провести уже в 2019 г. К примеру, нужно:
• установить программное обеспечение для передачи сведений в ПФР;
• завести адрес электронной почты, на который работники будут направлять запросы о предоставлении им сведений о трудовой деятельности;
• проверить локальные нормативные акты, регулирующие вопросы ведения трудовой книжки, в частности дополнить их положениями, связанными с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде и постепенным уходом от бумажных трудовых книжек;
• разработать и утвердить формы уведомления работников о переходе на электронные трудовые книжки и заявления для сотрудников, которые изъявят желание продолжать вести бумажную трудовую книжку.
- Предположим, работник написал заявление о том, чтобы его трудовую книжку продолжали вести в бумажном виде. Для работодателя это означает, что он обязан и электронные сведения о трудовой деятельности сотрудника подавать, и его бумажную книжку заполнять?
- Да. Начиная с 2020 г. работодатели будут обязаны:
• письменно уведомить всех работников о переходе на электронные трудовые книжки, в том числе разъяснить сотрудникам право подать в течение 2020 г. заявление о продолжении ведения трудовых книжек;
• подавать в ПФР сведения о трудовой деятельности всех своих работников в электронном виде;
• продолжать вести бумажные трудовые книжки в установленном порядке.
- А что нужно будет делать с бумажной трудовой книжкой тех работников, которые не напишут заявление о продолжении ведения такой книжки?
- Если в течение 2020 г. кто-то из работников такое заявление не подаст, начиная с 1 января 2021 г. им нужно будет выдавать трудовые книжки на руки. И работодатель освобождается от ответственности за их хранение.
Если работник не сможет по каким-либо причинам получить трудовую книжку, нужно будет направить ему по месту жительства уведомление о необходимости ее получения или дачи согласия на направление трудовой книжки по почте. При отсутствии такого согласия работодатели обязаны будут продолжать хранить трудовые книжки у себя.
- Когда и каким образом будет прекращено ведение трудовых книжек на бумажном носителе?
- Как я уже сказал, в отношении работников, которые в течение 2020 г. не изъявят желание продолжать вести бумажные трудовые книжки, они перестанут вестись с 2021 г.
Для работников, подавших заявление о продолжении ведения их бумажных трудовых книжек, книжки нужно будет вести до окончания 2026 г.
Предполагается, что начиная с 2027 г. формирование сведений о трудовой деятельности будет осуществляться только в электронном виде. Трудовые книжки на бумаге не будут вестись вообще.
- Будут ли установлены сроки, в течение которых работодатель обязан хранить сведения о трудовой деятельности уволившегося работника?
- В настоящее время срок хранения трудовых книжек установлен Приказом Минкультуры от 25.08.2010 N 558 и составляет 75 лет, если трудовая книжка не вручена работнику или не востребована <6>. Пока изменений по срокам хранения таких документов не принято.
Все сведения о трудовой деятельности работников являются составной частью индивидуального лицевого счета застрахованного лица, поэтому на эти сведения распространяется порядок хранения, предусмотренный для индивидуального лицевого счета. Соответственно, сведения будут храниться в ПФР в течение всей жизни застрахованного лица.
Работодатели обязаны будут хранить сведения о трудовой деятельности работника после его увольнения в электронном виде в течение 3 лет. Этот срок будет установлен поправками в раздел 8 "Кадровое обеспечение" Приказа Минкультуры от 25 августа 2010 г. N 558.
- Какие сроки предполагаются для подачи в ПФР сведений о трудовой деятельности?
- Планируется утвердить новую форму отчета, который работодатели будут представлять в ПФР ежемесячно. Предполагается, что сведения по форме СЗВ-ТД каждый страхователь должен будет сдавать не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом, первый отчет за январь 2020 г. надо будет подать в феврале 2020 г.
С 1 января 2021 г. работодатели должны будут подавать в ПФР также сведения в случае приема на работу или увольнения не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа о приеме или увольнении работника <7>.
- Чтобы работодатели своевременно и в полном объеме передавали сведения о трудовой деятельности в ПФР, планируется ли ответственность за нарушение сроков или объема подачи такой информации?
- В Кодекс об административных правонарушениях предлагается ввести новый состав правонарушения за непредставление или представление недостоверных сведений о трудовой деятельности работников <8>.
Наказание за это правонарушение предусматривается в виде предупреждения. Однако при систематическом нарушении виновные могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа.
- Кто будет штрафовать за несвоевременную или неполную подачу сведений о трудовой деятельности в ПФР?
- Привлекать к административной ответственности за такое нарушение будут органы государственной инспекции труда.
--------------------------------
<1> Правила, утв. Постановлением Правительства от 26.08.2013 N 729
<2> проект закона N 748744-7
<3> проект закона N 748684-7
<4> ст. 65 ТК РФ
<5> п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу..."
<6> п. 664 Перечня, утв. Приказом Минкультуры от 25.08.2010 N 558
<7> проект закона N 748744-7
<8> проект закона N 748758-7
Статья впервые опубликована в журнале "Главная книга", N 21, 2019