- АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
- ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
- НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
- ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
- БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
- ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
- СТРАХОВАНИЕ
- ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
- СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
- ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
- ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
- УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
- ПРАВОСУДИЕ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
• АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
С 1 ноября 2023 г. по 30 апреля 2024 г. включительно вводится временный запрет на вывоз из РФ отходов и лома драгоценных металлов, а также отходов и лома электротехнических и электронных изделий, используемых для извлечения драгоценных металлов, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ
Речь идет о товарах, классифицируемых в товарных позициях 7112, 8549 21 000 0 и 8549 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Временный запрет распространяется на указанные товары, вывозимые с 1 ноября 2023 г. и выпущенные до 1 ноября 2023 г. в соответствии с таможенными процедурами, допускающими вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС. Запрет не распространяется на вывоз из РФ катодной сурьмы в слитках, а также проб, отобранных от партий отходов и лома драгоценных металлов, вывозимых организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, в целях исполнения договорных (контрактных) обязательств. При этом масса 1 пробы составляет не более 500 грамм в одной товарной партии независимо от количества таких партий по внешнеторговому договору (контракту).
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
С 1 декабря 2023 г. по 31 мая 2024 г. включительно предлагается ввести запрет на вывоз из РФ твердой пшеницы (коды 1001 11 и 1001 19 ТН ВЭД ЕАС)
Установлен перечень случаев, на которые указанный временный запрет не распространяется.
27 октября 2023 года Совет директоров Банка России принял решение об установлении режима счетов типа "З"
Предусмотрено, какие денежные средства могут зачисляться на специальные валютный и рублевый счета типа "З" и списываться с них.
Решение принято в соответствии с Указом Президента РФ от 08.08.2023 N 589 "О специальном порядке проведения расчетов по внешнеторговым контрактам на поставку российской сельскохозяйственной продукции".
• КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В Госдуму внесен законопроект о развитии креативных (творческих) индустрий в России
Законопроект направлен на определение основ регулирования организации и развития в РФ креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики. Он унифицирует правовое регулирование в сфере креативных индустрий (кинопроизводство, информационные технологии, архитектура и пр.) на законодательном уровне, а также устанавливает условия деятельности и возможные меры государственной поддержки субъектов креативных индустрий.
Согласно тексту законопроекта, креативные индустрии - это экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью.
Документ устанавливает полномочия органов государственной власти РФ и регионов в указанной сфере, виды креативных индустрий, критерии определения субъектов креативных индустрий и пр.
В частности, Правительство предлагается наделить полномочиями по определению федерального органа исполнительной власти, который будет осуществлять выработку и реализацию государственной политики в сфере креативных индустрий, а также по разработке перечня приоритетных креативных индустрий и перечня имущества, находящегося в собственности РФ и относящегося к инфраструктуре креативных индустрий.
Уточнены полномочия органов местного самоуправления в сфере молодежной политики
Изменения внесены в целях приведения норм Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствие с нормами Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации".
Кроме этого, законом уточнены особенности преобразования муниципальных образований (предусмотрена возможность объединения муниципальных округов с согласия населения) и вступления в силу и обнародования муниципальных правовых актов.
Закреплено, в частности, что под обнародованием муниципального правового акта, в том числе соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, понимается: официальное опубликование муниципального правового акта; размещение муниципального правового акта в местах, доступных для неограниченного круга лиц; размещение на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет"; иной предусмотренный уставом муниципального образования способ обеспечения возможности ознакомления граждан с муниципальным правовым актом, в том числе соглашением, заключенным между органами местного самоуправления.
Подписан Указ о развитии природоподобных технологий в РФ
В целях повышения эффективности государственной научно-технической политики и обеспечения технологической независимости и конкурентоспособности РФ, достижения ее национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов Правительству необходимо, в частности:
определить основные принципы и критерии отнесения технологий к природоподобным;
провести оценку состояния природоподобных технологий в РФ, определить перспективы и приоритеты их развития;
в шестимесячный срок разработать и утвердить план мероприятий, направленных на развитие природоподобных технологий.
Указ вступает в силу со дня его подписания.
Уточнены полномочия Минпромторга в сфере реализации промышленной политики
Предусмотрено, что Министерство осуществляет координацию мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных нормативными правовыми актами Президента и Правительства, субъектов РФ, применяемых к индустриальным (промышленным) паркам, промышленным технопаркам, технопаркам в сфере высоких технологий, управляющим компаниям парков, субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной и (или) технологической, транспортной, коммунальной инфраструктуры, здания, строения, сооружения, находящиеся в составе парков, включая в том числе разработку проектов документов стратегического планирования по реализации промышленной политики в сфере парков.
Уточнены полномочия Минтруда России, предусмотренные статьями 6 и 16 федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
Установлено, что Министерство утверждает форму сведений о состоянии индивидуального лицевого счета (частей индивидуального лицевого счета) зарегистрированного лица.
Кроме того, по тексту Постановления слова "застрахованное лицо" заменены словами "зарегистрированное лицо" в соответствующих падежах.
Актуализированы полномочия Минэкономразвития, касающиеся деятельности ОЭЗ
В частности, закреплено, что Министерство устанавливает в том числе: примерную форму перспективного плана развития особой экономической зоны; форму плана обустройства и материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории; порядок ведения реестра резидентов ОЭЗ.
Скорректированы некоторые полномочия, осуществляемые Ростехнадзором
В частности, установлено, что Ростехнадзор является органом федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
Определено, что Ростехнадзор самостоятельно принимает в том числе следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
согласованную с МЧС методику определения оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц при аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений);
форму акта преддекларационного обследования гидротехнического сооружения;
федеральные нормы и правила в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
Приводится перечень утрачивающих силу отдельных положений актов Правительства РФ.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня его официального опубликования.
С 1 декабря 2023 г. по 28 февраля 2025 г. на территории РФ планируется проведение эксперимента по маркировке средствами идентификации парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии
В рамках проведения эксперимента будет осуществляться в том числе тестирование возможностей использования технологии нанесения средств идентификации и состава содержащейся в них информации и определение оптимальных способов маркировки, исходя из возможности применения соответствующих технологических решений.
Участники оборота парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, операторы электронного документооборота и операторы фискальных данных будут участвовать в эксперименте на добровольной основе. Коды маркировки, необходимые для формирования средств идентификации, в период проведения эксперимента будут предоставляться на безвозмездной основе.
В приложении приводится перечень парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, подлежащих маркировке средствами идентификации в рамках эксперимента.
Разработан проект Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года
Концепцией устанавливаются положения о развитии систем управления рисками, индикаторов риска, сервисов профилактики нарушений обязательных требований, цифровизации контрольной деятельности, повышении компетенций статуса инспекторского состава и совершенствовании законодательства об административной ответственности в части контрольной деятельности.
Проектом документа предусматривается, в частности, следующее:
- необходимо разработать сервис самообследования с возможностью подачи декларации о соответствии обязательным требованиям (для малых и средних предприятий);
- требуется расширить перечень индикаторов риска, в том числе с целью увеличения доли внеплановых проверок, проводимых на основании индикаторов риска;
- закрепляются положения о формировании цифровых систем управления инцидентами, которые позволят собирать и агрегировать сведения о контролируемых лицах и корректировать присвоенную им категорию риска;
- необходимо совершенствовать профилактические визиты при помощи механизмов обратной связи от контролируемых лиц с использованием цифровых сервисов Единого портала госуслуг;
- необходимо создать систему регулярного профессионального развития сотрудников контрольных органов;
- закрепляется, что плановый контроль в форме контрольных (надзорных) мероприятий должен проводиться только в отношении объектов контроля чрезвычайно высокой и высокой категорий риска. В отношении иных категорий риска необходимо на плановой основе проводить профилактические мероприятия.
Планом-графиком Концепции устанавливаются перечень мероприятий, необходимый для реализации ее положений, и сроки их реализации.
ФАС России установлены квалификационные требования к экспертам, привлекаемым антимонопольным органом или комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
В перечне таких требований, в частности: наличие российского гражданства; наличие высшего образования; не менее пяти лет опыта работы в необходимой сфере; отсутствие фактов привлечения эксперта к административной и уголовной ответственности по статьям 13.14, 19.26 КоАП РФ и статьям 183, 200.6, 307 УК РФ.
Установлена процедура очного рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией
Согласно Федеральному закону от 10.07.2023 N 301-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" порядок проведения очного рассмотрения ходатайства устанавливается федеральным антимонопольным органом.
Установлен новый порядок предоставления госуслуги по выдаче разрешений на хранение оружия и (или) патронов, на ношение и использование охотничьего оружия либо на передачу иностранному гражданину охотничьего оружия для ношения и использования в целях охоты
В круг заявителей на получение данной услуги входят граждане РФ, юрлица и ИП, а также их уполномоченные представители. Услуга предоставляется Росгвардией. Максимальный срок ее предоставления - 20 рабочих дней. За предоставление услуги в части выдачи разрешения, его переоформления, выдачи разрешения взамен ранее выданного уплачивается госпошлина.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Признаются утратившими силу приказы Росгвардии от 14.01.2020 N 9 и от 18.04.2023 N 127, регулирующие аналогичные правоотношения.
Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росалкогольтабакконтролем при осуществлении госконтроля (надзора) за розничной продажей алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания
В перечне содержатся в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать данные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Обновлен перечень актов, содержащих обязательные требования к производству, закупке, поставкам, хранению и/или перевозкам этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Перечень включает в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на портале www.pravo.gov.ru; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных их соблюдать; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать данные требования, в соответствии с ОКВЭД; реквизиты структурных единиц актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.
Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Росрыболовством в рамках распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов
В перечне приведены в числе прочего гиперссылка на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования.
• ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Планируется страховать денежные средства, которые будут размещаться на счетах эскроу, открытых для расчетов по договорам строительного подряда на строительство жилых домов, в размере до 10 млн рублей
Также предлагается предоставить возможность подрядчику по договору строительного подряда право направления градостроительных документов в органы власти и получения необходимых документов (уведомления о планируемом строительстве, об окончании строительства, о соответствии (несоответствии) планируемого строительства, о соответствии (несоответствии) построенного объекта).
В Госдуму внесен законопроект о строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу
Законопроект регулирует отношения, связанные со строительством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями жилых домов на земельных участках, принадлежащих гражданам на праве собственности, с использованием продукции отечественной промышленности, по договору строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу.
Установлены особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимости, сведения о которой составляют государственную тайну
Так, установлено, что содержащиеся в подготовленных в результате выполнения кадастровых работ документах и подлежащие внесению в ЕГРН сведения об объекте недвижимости, а также о лице, которому предоставлен объект недвижимости, не должны приводить к разглашению сведений об объекте недвижимости, составляющих государственную тайну.
Законом, в частности, предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости, если подлежащие внесению в ЕГРН данные о таком режимном объекте могут привести к разглашению сведений, составляющих гостайну. Договор аренды такого объекта недвижимости считается заключенным с момента его подписания сторонами. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления таким объектом недвижимости, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право безвозмездного пользования земельным участком возникают с момента передачи соответствующего имущества.
Правительство наделено полномочиями по утверждению перечня видов (типов) находящихся в государственной собственности объектов недвижимости (за исключением земельных участков), в отношении которых не осуществляется государственный кадастровый учет, право собственности РФ (иного публично-правового образования), другие вещные права на которые, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации и сведения о которых составляют государственную тайну. Право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такие объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона.
Кроме этого, документом уточнены особенности размещения публичной кадастровой карты на портале пространственных данных НСПД и закреплено право Росреестра в случае выявления реестровой ошибки без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить перерасчет координат недвижимости.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Сведения о режимных объектах не будут вносить в ЕГРН
Внесенными в Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" изменениями предусматривается, что в отношении режимных объектов государственной регистрации подлежит только право собственности РФ (иного публично-правового образования) на такой объект недвижимости.
Закрепляется, что в предусмотренных законодательством случаях сведения о находящихся в государственной собственности зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, предприятиях как имущественных комплексах, составляющие государственную тайну, не вносятся в ЕГРН и право собственности РФ (иного публично-правового образования), другие вещные права на такие объекты, ограничения этих прав не подлежат государственной регистрации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Юрлиц будут исключать из ЕГРЮЛ, а индивидуальных предпринимателей - из ЕГРИП в связи с отнесением к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций в рамках платформы "Знай своего клиента"
Изменения внесены в связи с появлением в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" новых оснований для исключения юрлиц и ИП из соответствующих реестров.
Также законом расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации. В частности, на три года ограничена возможность включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках) и руководителе юрлица, исключенного из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о нем.
Кроме этого, согласно внесенным изменениям в ЕГРИП будут вноситься также сведения о том, что ИП является главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
Помимо прочего, законом из перечня документов, предоставляемых при государственной регистрации физлица в качестве ИП в регистрирующий орган, исключена копия паспорта гражданина РФ.
С 1 июня 2024 года отменяется обязанность некоммерческих организаций иметь печать
Согласно принятому закону НКО вправе иметь печать с полным наименованием организации на русском языке. Также установлено, что федеральным законом может быть предусмотрена обязанность НКО использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе.
Одновременно законом предусмотрена обязанность государственных и муниципальных учреждений иметь печать с полным наименованием учреждения на русском языке.
Уточнены форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке и состав содержащихся в ней сведений
В частности, в форму включены сведения о площади здания, сооружения, помещения, машино-места, основания включения объекта незавершенного строительства в федеральный или региональный реестры незавершенных объектов капитального строительства.
• ЖИЛИЩЕ. ЖКХ
Упрощен порядок аренды жилых помещений для военнослужащих
Согласно поправке в случае аренды жилых помещений, в том числе находящихся на территории иностранного государства, федеральными органами исполнительной власти или госорганами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органами или учреждениями для их предоставления военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Корреспондирующие изменения внесены в часть 15 статьи 34, часть 2 статьи 96, пункт 1 части 5 статьи 103 Закона N 44-ФЗ.
Обновлены порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения в ГИС ЖКХ информации из ЕГРН
Поставщик информации размещает в системе в том числе следующую информацию из ЕГРН об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для их предоставления, в многоквартирные и жилые дома: вид объекта недвижимости (здание, сооружение, помещение, машино-место); его кадастровый номер; площадь, если объектом недвижимости является здание, помещение, машино-место; сведения о кадастровой стоимости, о правообладателе; номер регистрации и дата государственной регистрации (перехода, прекращения) вещного права.
Обновлены функциональные требования к ГИС ЖКХ
В том числе предусмотрены возможности, которые должно обеспечивать мобильное приложение системы, являющееся ее функциональной подсистемой согласно требованиям к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования системой, в том числе требованиям к ее архитектуре.
• ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Государствам - членам ЕАЭС предложены рекомендации по формированию единого рынка трудовых ресурсов
В частности, рекомендуется рассмотреть возможность обеспечения:
разработки профессиональных образовательных программ исходя из текущих и перспективных потребностей, связанных с формированием единого рынка трудовых ресурсов в рамках Союза;
указания специальностей в соответствии с ежегодно размещаемым на официальном сайте Союза перечнем наиболее востребованных на формирующемся едином рынке трудовых ресурсов в рамках Союза должностей служащих и профессий рабочих;
активного участия работодателей (заказчиков работ (услуг)) в разработке профессиональных образовательных программ и образовательном процессе;
формирования необходимой материально-технической базы организаций профессионального образования;
повышения квалификации (включая развитие цифровых компетенций) педагогических работников организаций профессионального образования.
Обновлены профессиональные квалификационные группы должностей служащих и профессий рабочих учреждений уголовно-исполнительной системы
Признается утратившим силу аналогичный приказ Минздравсоцразвития РФ от 08.08.2008 N 395н.
АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в горно-металлургическом комплексе
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 сентября 2028 г.
АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в горно-металлургическом комплексе
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
АНО НАРК утверждены наименования квалификаций и требования к квалификациям в горно-металлургическом комплексе
Соответствующие сведения размещены на сайте https://nark.ru/.
Настоящий приказ вступает в силу с даты его подписания и действует до 1 марта 2029 г.
• СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ
Урегулированы вопросы, касающиеся организации работы по пенсионному обеспечению уволенных со службы в СК РФ сотрудников, а также по установлению сотрудникам ежемесячной надбавки к денежному содержанию
Согласно принятому закону порядок организации работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных со службы (с военной службы) в Следственном комитете, и членов их семей, а также порядок организации работы по назначению и выплате сотрудникам ежемесячной надбавки, указанной в части 14 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ, и по пересмотру размера такой надбавки, определяется Председателем Следственного комитета.
• НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ
Действие "стабилизационной оговорки" о неухудшении налоговых условий при реализации соглашений об осуществлении деятельности распространено на резидентов особых экономических зон (ОЭЗ)
Согласно принятому закону налоговые преимущества, предусмотренные для резидентов ТОР, резидентов свободного порта Владивосток, а теперь и резидентов ОЭЗ, сохранят свое действие до тех пор, пока налогоплательщики не утратят статус резидента или не истечет срок, на который они были предоставлены (пункт 4.2 статьи 5 НК РФ).
Кроме того, для резидентов особой экономической зоны отменено требование о выполнении обязательных условий, установленных статьей 105.26 НК РФ для проведения налогового мониторинга.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
От налогообложения освобождены доходы от безвозмездной передачи исключительных прав (предоставления права использования) РИД, созданных при выполнении государственного или муниципального контракта
Соответствующие дополнения внесены в главы НК РФ, устанавливающие порядок налогообложения доходов налогом на прибыль организаций и НДФЛ.
Изменения связаны с принятием Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 456-ФЗ, которым предусматривается ряд случаев безвозмездной передачи исключительных прав на РИД или безвозмездного предоставления права использования РИД физическим и юридическим лицам, являющимся исполнителями государственных (муниципальных) контрактов на НИОКР.
С 1 января 2024 года применяется обновленная форма пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога
Приводится порядок заполнения указанной формы и формат ее представления в электронном виде.
Признается утратившим силу приказ ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемых в налоговый орган в электронной форме в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, формы уведомления о результатах рассмотрения налоговым органом пояснений и (или) документов, представленных в связи с указанным сообщением, формы уведомления о продлении срока рассмотрения налоговым органом указанных пояснений и (или) документов".
Обновлена форма налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов
Определены порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме.
Признается утратившим силу приказ ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@, которым утверждена аналогичная форма, с внесенными в него изменениями.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 года, и применяется начиная с представления налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов за налоговый период 2023 года.
Утверждена форма налоговой декларации по налогу на сверхприбыль
Определены порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.
Согласно Федеральному закону от 04.08.2023 N 414-ФЗ, сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 и 2022 годы над средней арифметической величиной прибыли за 2018 и 2019 годы. Прибыль подлежит налогообложению при условии, что полученная величина более 1 миллиарда рублей. Налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов. Данный налог является налогом разового характера, уплатить который необходимо будет не позднее 28.01.2024.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2024.
Внесены изменения в форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме
В частности, заменены некоторые штрих-коды, в новой редакции изложен Раздел 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов", также указанный Раздел дополнен подразделом 4 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, указанных в пункте 6.2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации" и приложением 5 "Сведения о физических лицах, с сумм выплат и иных вознаграждений которым исчислены страховые взносы в размере, установленном подпунктом 2 пункта 6.2 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации".
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев после дня его официального опубликования.
На IV квартал 2023 г. установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля
Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
на антрацит - 0,649;
на уголь бурый - 0,986;
на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,931.
ФНС информирует об исключении некоторых КБК из перечня налогов, уплачиваемых в качестве единого налогового платежа
Сообщается, что в статью 58 НК РФ внесены изменения, устанавливающие, что единым налоговым платежом может быть уплачена только государственная пошлина, в отношении уплаты которой арбитражным судом выдан исполнительный документ.
Таким образом, с 31.08.2023 из перечня налогов, сборов, страховых взносов, подлежащих уплате в качестве единого налогового платежа, исключаются следующие КБК:
- 18210802000011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу));
- 18210803010011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу));
- 18210803020011060110 (Государственная пошлина по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации (государственная пошлина, уплачиваемая на основании судебных актов по результатам рассмотрения дел по существу)).
Письмо ФНС России от 20.10.2023 N КЧ-4-8/13372 "О реализации полномочий налоговых органов"
В случае вступления в силу решения налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) для целей применения статьи 32 НК РФ будет отсутствовать неисполненная обязанность в отношении налогов, сборов, страховых взносов, поскольку обязанность по уплате по данному решению налогового органа перенесена на более поздний срок
Согласно подпункту 8 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ в том случае, если относительно уплаты суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов было принято решение налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки), данные суммы учитываются при определении размера совокупной обязанности со дня, указанного в соответствующем решении. Соответственно, до дня уплаты суммы задолженности, указанной в решении налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки), такая сумма задолженности не будет формировать совокупную обязанность и отражаться на ЕНС, и обязанность не будет считаться неисполненной.
Таким образом, в случае вступления в силу решения налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, материалы на основании пункта 3 статьи 32 НК РФ направлению в следственные органы не подлежат.
В случае прекращения действия отсрочки (рассрочки) при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки (рассрочки) указанные материалы подлежат направлению в следственные органы.
Письмо ФНС России от 25.10.2023 N БС-4-11/13585 "Об уплате страховых взносов"
ФНС в дополнение к письму от 11.10.2023 N БС-4-11/13010@ направляет уточненную редакцию абзаца 5 названного письма в части указания кода отчетного периода в уведомлениях об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов
"Таким образом, в случае уплаты в декабре 2023 года в составе единого налогового платежа (или платежными поручениями со статусом "02") сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, для зачета указанных сумм в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов следует в уведомлении, представляемом в декабре 2023 года, указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/03 (код налогового периода МС.12.2023 - в случае уплаты платежными поручениями со статусом "02")".
Даны разъяснения по вопросу изменения характеристик земельного участка в целях применения пункта 7.1 статьи 396 НК РФ
Сообщается, в частности, что по мнению Росреестра при применении положений пункта 7.1 статьи 396 НК РФ следует использовать понятие "изменение характеристик" в том значении, в котором оно используется в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), который регулирует правоотношения, связанные с изменением характеристик объектов недвижимости, сведения о которых внесены (вносятся) в ЕГРН.
Под изменением характеристик объекта недвижимости понимается такое изменение, которое основано на положениях статей 13, 14, 32, 38 и 61 Федерального закона N 218-ФЗ. К числу таковых округление площади земельного участка до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления в соответствии с пунктом 21 Порядка не относится, поскольку такое округление осуществляется исключительно с целью ведения ЕГРН без применения положений вышеуказанных статей Федерального закона N 218-ФЗ.
Представлен обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения, принятых в третьем квартале 2023 года
В обзоре приведены следующие правовые позиции судебных органов, в частности:
занижение налоговой базы по НДС в результате невключения в нее начисленной по результатам налоговой проверки суммы акциза является нарушением пункта 1 статьи 154 НК РФ;
налоговая база по налогу на прибыль организаций закрытого обособленного подразделения за предыдущие отчетные периоды текущего календарного года подлежит отражению во всех декларациях по обособленному подразделению, представляемых до конца текущего налогового периода, поскольку закрытие обособленного подразделения ее не обнуляет;
при отсутствии в законе положений, свидетельствующих о том, что субсидия может быть использована исключительно на заработную плату работникам, при получении данной субсидии денежные средства могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, без обязательного распределения исключительно на выплату заработной платы и уплату НДФЛ.
<Информация> Минэкономразвития России "О средней цене на нефть сорта "Юралс" за октябрь 2023 года"
Средняя цена на нефть сорта "Юралс" на мировых рынках за октябрь 2023 года составляет 81,69 долл. США за баррель
Минэкономразвития России информирует о средней за истекший месяц цене на нефть сорта "Юралс" в целях определения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, - Кц.
• ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ
Внесен ряд изменений в Бюджетный кодекс РФ, необходимых для формирования проекта закона о федеральном бюджете на 2024 - 2026 годы и исполнения бюджетов в 2024 году
Законом в числе прочего уточняется конструкция "бюджетных правил" в части определения нефтегазовых доходов федерального бюджета с учетом цен на нефть, природный газ, цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5.
Установлено правило, предусматривающее возможность начисления дохода в размере до 3% годовых на остатки средств на счетах для отражения операций со средствами организаций - получателей бюджетных средств.
Установлены особенности исполнения федерального бюджета в 2024 году. Правительству предоставлен ряд дополнительных правомочий, в том числе без внесения изменений в бюджетное законодательство увеличить общий объем расходов федерального бюджета, принимать решения о предоставлении в 2024 году госгарантий, не предусмотренных законодательством, вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ.
Установлен перечень видов финансовых активов, в которые в 2024 году могут размещаться средства Фонда национального благосостояния.
Отдельные уточнения касаются казначейского сопровождения операций с бюджетными средствами.
На 2026 год сохранен действующий норматив распределения акцизов на ГСМ: в федеральный бюджет 25,1%, в бюджеты субъектов РФ 74,9%.
Установлены порядок и условия предоставления в 2023 году иных межбюджетных трансфертов на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ в рамках реализации федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом"
Результатом предоставления иного межбюджетного трансферта является количество дооснащенных (переоснащенных) в отчетном году медицинских организаций медицинскими изделиями.
Определены в числе прочего критерии отбора субъектов РФ, порядок расчета размера предоставляемого межбюджетного трансферта, порядок расчета поправочного коэффициента, корректирующего размер межбюджетного трансферта, порядок расчета индекса, отражающего уровень недостижения результата предоставления межбюджетного трансферта.
Установлены порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования их расходных обязательств по созданию региональных эндокринологических центров и школ для пациентов с сахарным диабетом
Определены в числе прочего критерии отбора субъектов РФ, порядок заключения соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между Минздравом России и высшим исполнительным органом субъекта РФ, порядок расчета размера предоставляемого межбюджетного трансферта, а также поправочного коэффициента, корректирующего его размер.
Скорректирован порядок предоставления субсидии АО "Российский экспортный центр" в целях развития инфраструктуры повышения международной конкурентоспособности
Уточнены требования, предъявляемые к АО "Российский экспортный центр" (далее - центр), для предоставления субсидии.
Кроме того, в целях реализации мероприятий, указанных в подпункте "д" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 28.03.2019 N 342, центр вправе привлекать организации, являющиеся российскими юридическими лицами.
Изложены в новой редакции Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса
Положения Правил в редакции настоящего постановления не распространяются на договоры о предоставлении субсидий на возмещение отдельных затрат казенных предприятий ОПК, заключенные до вступления в силу настоящего постановления.
Уточнен порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции
В частности, предусмотрено, что в целях заключения соглашения о предоставлении субсидии Минсельхозом проводится запрос предложений на основании заявок, направленных участниками отбора, исходя из их соответствия определенному критерию отбора.
Скорректированы требования к участникам отбора.
Участник отбора для участия в нем представляет в Минсельхоз посредством единого портала бюджетной системы заявку, включающую необходимые документы и информацию.
Внесены изменения в перечни КБК на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
В частности, дополнены перечни кодов направлений расходов, предусмотренные некоторыми приложениями, также отдельные приложения изложены в новой редакции.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Для участников финансового рынка подготовлен актуальный навигатор по ограничительным мерам
Навигатор содержит информацию о действующих на 26 октября 2023 года ограничительных мерах экономического характера в РФ с учетом официальных разъяснений Банка России, решений Совета директоров Банка России и иных уполномоченных органов Банка России, решений Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, носящих публичный характер.
Информация в навигаторе по ограничительным мерам представлена по видам сделок (операций) с указанием субъектов сделок (физические лица или юридические лица, резиденты или нерезиденты, иные субъекты).
Навигатор также включает описание сделок (операций), на которые не распространяются указанные ограничения (запреты, особый порядок их совершения) в силу действующего регулирования или выданных соответствующими уполномоченными органами разрешений на совершение сделок (операций), не носящих индивидуальный характер.
Навигатор по ограничительным мерам носит информационный характер и не может являться единственным и исчерпывающим источником информации об ограничительных мерах, а также не подменяет нормативно-правовые акты.
Приводится краткое руководство по работе с навигатором.
Банк России: как минимум на среднесрочном горизонте следует рассчитывать в основном на внутренние источники финансирования
Финансовый рынок должен вносить свой вклад в формирование таких ресурсов через механизмы трансформации сбережений в инвестиции.
В проекте выделены пять ключевых направлений развития финансового рынка: создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора; защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса; цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры; трансформация системы внешнеторговых платежей и расчетов; обеспечение финансовой стабильности.
При подготовке проекта учитывались комментарии и предложения участников финансового рынка, делового и экспертного сообщества.
• БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Банк России разъясняет особенности отражения в кредитной истории сведений о полной стоимости потребительского кредита (займа) в связи с вступающими в силу с 21 января 2024 года изменениями в законодательстве
Речь идет об изменениях, касающихся порядка расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее - ПСК), предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2023 N 359-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Сообщается, что до вступления в силу Указания Банка России от 29.09.2023 N 6551-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 11 мая 2021 года N 758-П "О порядке формирования кредитной истории" (находится на государственной регистрации в Минюсте), в случае, если по договору потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, предусматривающему использование электронного средства платежа, предполагается уплата заемщиком различных платежей в зависимости от его решения, то при формировании источником формирования кредитной истории блока ФЛ_22 "Полная стоимость потребительского кредита (займа)" по показателям ФЛ_22.1 "Полная стоимость кредита (займа) в процентах годовых" и ФЛ_22.2 "Полная стоимость кредита (займа) в денежном выражении" следует указывать минимальное значение ПСК (как в процентах годовых, так и в денежном выражении), рассчитанное исходя из минимально возможной суммы платежей заемщика.
• ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Планируется уточнить порядок представления резидентами-экспортерами в Банк России информации об активах и обязательствах, номинированных и (или) подлежащих оплате в иностранной валюте в пользу нерезидентов
Внесенным в Госдуму законопроектом устанавливается обязанность резидентов представлять информацию о валютных активах и обязательствах с учетом имеющихся у таких юридических лиц - резидентов дочерних хозяйственных обществ (в том числе находящихся за пределами территории РФ).
Также предлагается унифицировать требования к составлению и представлению резидентами-экспортерами информации о валютных активах и обязательствах. Предполагается, что Банк России по согласованию с Минфином и Минэкономразвития установит состав, форму, сроки, порядок составления и представления указанной информации.
Кроме того, исключается положение о размещении на официальном сайте Банка России перечня резидентов, которые обязаны представлять вышеназванную информацию. При этом, согласно тексту законопроекта, Банк России установит порядок доведения до сведения резидентов информации об их включении в перечень.
• БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Скорректированы формы бухгалтерского учета НФО
Актуализация форм отчетности, предусмотренных Положением Банка России от 25 октября 2017 года N 614-П, связана с необходимостью реализации требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Скорректированы требования к формированию показателей некоторых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО
Актуализация форм отчетности, предусмотренных Положением Банка России от 25 октября 2017 года N 613-П, связана с необходимостью реализации требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Внесены уточнения в порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков
Изменения направлены на реализацию требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", а также предусматривают уточнение порядка формирования показателей в части операций с цифровыми финансовыми активами и утилитарными цифровыми правами.
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года и действует до 1 января 2025 года.
Дополнены требования к составлению отчетности операторов инвестиционных платформ, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА
Изменения связаны с реализацией требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".
Уточняется также порядок формирования отдельных показателей в части операций с цифровыми финансовыми активами и утилитарными цифровыми правами.
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
В Отраслевой стандарт бухгалтерского учета НФО, предусмотренный Положением N 532-П, внесены уточнения в части требований к учету нематериальных активов
Изменения связаны с реализацией требований ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".
Указание вступает в силу с 1 января 2024 года.
Обновлена форма федерального статистического наблюдения N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации"
Первичные статистические и административные данные по данной форме предоставляются в соответствии с указаниями по ее заполнению, по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланке этой формы.
Признается утратившей силу аналогичная форма, утвержденная приказом Росстата от 27 декабря 2022 г. N 985.
Внесены изменения в некоторые унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений
В частности, включены новые строки, отдельные положения изложены в новой редакции, включены новые подразделы и прочее.
Настоящий приказ применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2025 года. При ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений настоящий приказ применяется с 1 января 2024 г.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
• ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предлагается предоставить возможность реализации имеющихся остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае аннулирования соответствующей лицензии или прекращения ее действия
Законопроектом, в частности, предусматривается:
возможность поставки этилового спирта организациям, имеющим лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции или на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, в течение двух месяцев в случае аннулирования или прекращения действия лицензии на производство этилового спирта;
возможность реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией, лицензия которой аннулирована или действие ее прекращено, в отношении которой возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
Остатки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будут подлежать реализации в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" о реализации имущества должника, но с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (например, требования о соблюдении минимальной цены при реализации такой продукции), в случае если организация, которой принадлежат такие остатки, признана несостоятельной (банкротом), в том числе в случае аннулирования или прекращения действия у нее лицензии.
Действие методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в розничной торговле в границах административно-территориальных образований, распространено на город федерального значения Севастополь и муниципальные округа
Правки в методику, утвержденную постановлением Правительства от 4 мая 2010 года N 305, внесены в целях реализации норм Федерального закона от 13.06.2023 N 228-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Ко второму чтению подготовлен законопроект о возможности разработки декларации промышленной безопасности по инициативе организации, эксплуатирующей опасный производственный объект III и IV классов опасности
Законопроект также уточняет правило об учете суммарного количества опасных веществ одного вида, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, при определении класса опасности.
Предусмотрены особенности регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности
В частности, дается определение и закрепляется правовой статус агрегаторов управления изменением режима потребления электрической энергии, а также вводится новая разновидность услуг - услуги по управлению изменением режима потребления электрической энергии.
Правительство наделяется полномочиями по установлению порядка организации и проведения отбора исполнителей услуг по управлению изменением режима потребления, а также показателей финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций.
Закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
С 3 ноября 2023 года устанавливается перечень центров экспертизы малых технологических компаний
В перечень включены ФГБУ "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, АНО "Центр поддержки инжиниринга и инноваций".
Уточнены требования к перегрузочной способности трансформаторов и автотрансформаторов, установленных на объектах электроэнергетики, и ее поддержанию
В частности, скорректирована формула расчета коэффициентов допустимой длительной перегрузки трансформатора (автотрансформатора) без ограничения длительности и допустимой аварийной перегрузки трансформатора (автотрансформатора).
Установлен Порядок определения размера платы для технологических компаний за проведение экспертизы малых технологических компаний
Размер платы определяется центром экспертизы малых технологических компаний по результатам ее расчета согласно утвержденной формуле.
Разработано руководство по безопасности "Общие рекомендации по безопасной эксплуатации зданий, сооружений и инженерно-технических систем для обеспечения противоаварийной устойчивости объектов производств боеприпасов и спецхимии"
Руководство предназначено и рекомендовано для организаций оборонно-промышленного комплекса отрасли боеприпасов и спецхимии, осуществляющих в ходе своей деятельности эксплуатацию зданий и сооружений.
Руководство не является нормативным правовым актом, содержит разъяснения требований промышленной безопасности и рекомендации по применению Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии", утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. N 458.
• СТРАХОВАНИЕ
Законопроект о создании системы гарантирования выплат по договорам страхования жизни при отзыве лицензии у страховщика прошел первое чтение
Законопроект разработан в целях защиты прав и законных интересов субъектов страхования по договорам страхования жизни и договорам комбинированного страхования, включающим объекты страхования жизни и объекты иных видов личного страхования.
Функции оператора системы гарантирования предлагается возложить на Агентство по страхованию вкладов. Выплаты будут осуществляться из фонда, сформированного Агентством за счет гарантийных взносов, дохода от инвестирования средств фонда и иных источников.
Предельный размер гарантийной выплаты составит 2,8 млн рублей по каждому застрахованному лицу, а в случае права на страховую выплату по риску смерти - 10 млн рублей по каждому застрахованному лицу, в совокупности по всем договорам страхования жизни, заключенным с одним страховщиком, в отношении такого застрахованного лица.
Документом также определена минимальная ставка гарантийных взносов - 0,003125 процента расчетной базы.
Предусмотрено, что гарантийная выплата будет осуществляться путем перечисления денежных средств на банковский счет лица, имеющего право на выплату.
Банком России разработан проект новых правил ОСАГО
В пояснительной записке к проекту документа отмечено, что он разработан в связи с необходимостью переиздания правил ОСАГО в новой редакции, в том числе из-за введения в действие с 1 октября 2024 года автоматизированной информационной системы страхования взамен автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Также документом закрепляются положения, регламентирующие способ заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа (обмен электронными документами), а из формы страхового полиса обязательного страхования исключена подпись страхователя.
Кроме этого, скорректирована структура правил обязательного страхования.
• ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Предлагается отменить государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта и не предназначенных для применения на территории РФ
Предусматривается, что изготовители пестицидов и агрохимикатов либо юридические лица, входящие с такими изготовителями в одну группу лиц, в рамках договоров, заключенных с иностранными лицами, обязаны осуществить вывоз из РФ партии пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на ее территории, в полном объеме в установленные указанными договорами сроки и представить соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов (далее - ФГИСПА).
В случае, если по истечении установленных сроков не осуществлен вывоз партии пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории РФ, владелец такой партии в течение одного года после даты поставки, установленной документами на поставку товара, обязан обеспечить ее вывоз из РФ в рамках иных договоров или осуществить переработку указанных пестицидов и агрохимикатов и представить соответствующие сведения в ФГИСПА. При этом под переработкой понимается комплекс мероприятий, направленных на изменение физико-химических и биологических свойств пестицидов и агрохимикатов с целью применения их в качестве сырья для производства других пестицидов и агрохимикатов.
Пользователям участков недр на суше, полностью или частично расположенных севернее 67 градуса северной широты, предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии, производимого из газа природного и (или) нефтяного (попутного) газа, добываемого на указанных участках недр
Кроме того, установлено, что нормы Федерального закона от 18.07.2006 N 117-ФЗ "Об экспорте газа" не применяются к газу природному в сжиженном состоянии, вывозимому за пределы территории РФ в качестве припасов на водных судах.
Расширен перечень юридических лиц, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии
Установлено, что указанное исключительное право предоставляется в том числе юридическим лицам, реализующим включенные в отраслевые документы стратегического планирования РФ в сфере энергетики инвестиционные проекты, предусматривающие создание (строительство) и эксплуатацию объектов по производству газа природного в сжиженном состоянии, производительность каждого из которых составляет более двадцати тонн в час, и являющимся дочерними организациями юридических лиц, которым предоставлено право на экспорт газа в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2006 N 117-ФЗ "Об экспорте газа".
С 1 декабря 2023 г. по 31 мая 2024 г. включительно предлагается установить количественное ограничение на вывоз из РФ отдельных видов минеральных удобрений
Общий объем квоты составит 16 948 221 тонну, из них по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3102 10 100 0, 3102 10 900 0, 3102 80 000 0, 3102 30 100 0 и 3102 30 900 0 в объеме 9 812 980 тонн, по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 3105 20 100 0, 3105 20 900 0, 3105 40 000 0 и 3105 59 000 0 в объеме 7 135 241 тонн.
Приводится перечень случаев, на которые нетарифные квоты распространяться не будут, определен порядок распределения нетарифных квот. Использование нетарифной квоты будет осуществляться на основании лицензий, выдаваемых Минпромторгом России.
Установлен порядок распределения между участниками ВЭД невостребованного объема тарифной квоты в отношении мяса крупного рогатого скота, замороженного
Речь идет о товарах, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 0202 10 000 1, 0202 20 100 1, 0202 20 300 1, 0202 20 500 1, 0202 20 900 1, 0202 30 100 4, 0202 30 500 4 и 0202 30 900 4.
К участникам внешнеторговой деятельности, между которыми распределяется невостребованный объем тарифной квоты, относятся производители мясной продукции, зарегистрированные на территории РФ, основной вид деятельности которых соответствует отраслям (видам деятельности) "производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы (код 10.13 ОКВЭД2)" и "производство мясной продукции для детского питания, в том числе из мяса птицы (код 10.86.3 ОКВЭД2)". Заявители также должны соответствовать критерию, в соответствии с которым они не осуществляли ввоз мяса крупного рогатого скота, замороженного в 2020 - 2022 годах на территорию РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением мяса крупного рогатого скота, происходящего и ввезенного из государств - участников СНГ.
Приводятся в числе прочего формула перерасчета объемов тарифной квоты, перечень документов, представляемых заявителями, порядок их рассмотрения Минэкономразвития, формы заявлений.
Определен порядок расчета на 2024 год тарифной квоты в отношении молочной сыворотки
Речь идет о квоте, установленной на 2024 год решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 августа 2023 г. N 121 в отношении отдельных видов молочной сыворотки и видоизмененной молочной сыворотки, в порошке, гранулах или в других твердых видах, без добавления сахара или других подслащивающих веществ (коды 0404 10 120 1 и 0404 10 160 1 ТН ВЭД ЕАЭС).
Выдачу лицензий на импорт молочной сыворотки в пределах объема распределенной тарифной квоты будет осуществлять Минпромторг России с 20 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. (включительно). Срок действия указанных лицензий устанавливается со дня их выдачи (но не ранее 1 января 2024 г.) по 31 декабря 2024 г. (включительно).
Определен порядок расчета объемов тарифных квот, установленных на 2024 год в отношении сыров, спиртовых настоек, сигарет, происходящих из Республики Сербии и ввозимых на территорию ЕАЭС
Тарифные квоты подлежат распределению до 14 декабря 2023 г.
С 20 декабря 2023 г. по 31 декабря 2024 г. (включительно) Минпромторгом будет осуществляться выдача участникам ВЭД лицензий на импорт указанных товаров. Срок действия устанавливается со дня их выдачи (но не ранее 1 января 2024 г.) по 31 декабря 2024 г. (включительно).
С 1 апреля 2025 г. применяется обновленная форма сертификата обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
Приводится порядок заполнения указанного сертификата, порядок его использования в отношении товаров, перевозимых по одной транзитной декларации, а также по нескольким транзитным декларациям, порядок внесения в сертификат изменений (дополнений).
Признается, в числе прочего, утратившим силу Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 ноября 2019 г. N 199 "О сертификате обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов".
Внесены изменения в справочник видов подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров
В частности, уточнены формулировки некоторых позиций, отдельные позиции изложены в новой редакции.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
• ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Актуализирован порядок осуществления государственного экологического мониторинга
Внесены поправки с целью приведения Положения о государственном экологическом мониторинге в соответствие с Федеральным законом от 10.07.2023 N 297-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
• СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Роскомнадзор будет блокировать по требованию Генпрокуратуры РФ сайты со сбором средств для противника в условиях вооруженного конфликта
Согласно тексту подписанного закона, по требованию Генпрокуратуры РФ Роскомнадзор также должен ограничить доступ к сайтам, распространяющим в том числе: информацию, содержащую предложение о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий, КТО или иных действий и сведения о возможных способах осуществления такого финансирования; информацию об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением религиозными организациями религиозных обрядов в нарушение требований Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях".
С 1 декабря 2023 года уточняются акты Правительства в связи с установлением особенностей регулирования деятельности провайдера хостинга
В целях реализации Федерального закона от 31.07.2023 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "О связи" внесены поправки в Положение о проведении учений по обеспечению устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сети связи общего пользования и Правила централизованного управления сетью связи общего пользования.
Расширен перечень содержащихся в реестре иностранных агентов сведений об иностранном агенте
В перечень будут включаться его псевдоним (при наличии), а также прежние фамилия, и (или) имя, и (или) отчество (в случае если иностранный агент их менял) или прежнее наименование юридического лица, общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица (в случае его изменения).
Кроме того, Порядок ведения реестра приведен в соответствие с Федеральным законом от 24.07.2023 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предложен порядок проведения сертификации процессов безопасной разработки программного обеспечения средств защиты информации в рамках действующей системы сертификации ФСТЭК России
Сертификация проводится в целях подтверждения соответствия процессов безопасной разработки программного обеспечения, внедренных изготовителем средства защиты информации, требованиям национального стандарта ГОСТ Р 56939-2016 "Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Общие требования".
Определены, в числе прочего, перечень сведений, указываемых изготовителем в заявке на сертификацию, и прилагаемые к ней документы, порядок их рассмотрения ФСТЭК, принятия и оформления решения о проведении сертификации, порядок проведения сертификации и оформления соответствующих протоколов.
В приложениях приведены рекомендуемые образцы заявки на сертификацию процессов безопасной разработки программного обеспечения, решения о проведении сертификации, сертификата соответствия.
• ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Установлен порядок выплаты премий победителям и призерам финала чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы" и финала чемпионата высоких технологий в 2023 году
Размер премии составляет: 300000 рублей - за первое место; 200000 рублей - за второе место; 100000 рублей - за третье место.
Премии не подлежат налогообложению.
Признано утратившим силу постановление Правительства от 11.07.2018 N 807 "О премиях победителям и призерам национальных и международных чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс", а также их тренерам (экспертам)".
Аспиранты, обучающиеся очно, смогут оформить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук в виде научного доклада
Установлено, что диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, выполненная в рамках освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по очной форме обучения, может быть оформлена в виде научного доклада, подготовленного на основе совокупности ранее опубликованных работ по соответствующей отрасли науки, имеющих большое значение для науки, техники и технологий. В указанном случае диссертация должна быть представлена к защите в период освоения такой программы или в течение одного года после ее освоения.
Количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, оформленной в виде научного доклада, в рецензируемых изданиях должно быть не менее 10.
Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки представит рекомендации относительно перечня научных специальностей, по которым диссертация на соискание ученой степени кандидата наук может быть оформлена в виде научного доклада.
Также закреплено, что до 15 апреля 2024 года советы по защите диссертаций направляют аттестационные дела лиц, защитивших диссертации, в Минобрнауки в электронном виде и на бумажном носителе. После 15 апреля 2024 года аттестационные дела будут рассматриваться только в электронном виде посредством федеральной информационной системы государственной научной аттестации.
Постановлением предусмотрены и иные изменения, направленные на совершенствование государственной системы научной аттестации.
Утверждено новое стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Минпросвещения
Стратегическое направление утверждается до 2030 года и поэтапно охватывает дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и среднее профессиональное образование, а также соответствующее дополнительное образование.
Цель стратегического направления - достижение высокой степени "цифровой зрелости" сферы образования на базе единого, качественного, безопасного образовательного пространства, построенного с учетом предоставления равного доступа к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории РФ для всех категорий участников образовательных отношений.
Признано утратившим силу аналогичное распоряжение Правительства от 02.12.2021 N 3427-р.
Скорректированы перечни профессий и специальностей СПО
В частности, перечни дополнены новыми профессиями и специальностями (в том числе мастер вертикального транспорта, веб-разработка, обеспечение технологического сопровождения цифровой трансформации документированных сфер деятельности).
Внесены корректировки в соответствие отдельных профессий и специальностей СПО профессиям и специальностям СПО, перечни которых утверждены приказом Минобрнауки от 29.10.2013 N 1199.
Установлены образцы и описания медалей "За особые успехи в учении" I и II степеней
Утратившим силу признан приказ Минпросвещения от 16.09.2020 N 499 "Об утверждении образца и описания медали "За особые успехи в учении".
Определены особенности организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни
В частности, предусмотрено, что образовательная организация самостоятельно устанавливает для указанных лиц начало учебного года.
Необходимые изменения внесены в Порядок, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года N 115.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года и действует до 1 сентября 2027 года.
Определены сроки и график проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2023/24 учебном году
Так, в частности, установлены следующие даты проведения регионального этапа олимпиады: по русскому языку - 17 января; по обществознанию - 2, 3 февраля; по литературе - 13 февраля; по математике - 31 января, 1 февраля.
Признаны утратившими силу приказ Минпросвещения России от 10 октября 2022 г. N 898 "Об установлении сроков и графика проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2022/23 учебном году" и изменяющие его акты.
• ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Правительством установлены требования к зарегистрированному на территории РФ лекарственному препарату, применяемому по показаниям, не указанным в инструкции к нему, включение которого допускается в стандарты медпомощи детям и клинические рекомендации
Так, с 1 сентября 2024 года включение лекарственного препарата офф-лейбл, применяемого при оказании медицинской помощи детям, в соответствующие стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации допускается в случае, если препарат соответствует одному из следующих требований:
эффективность и безопасность применения лекарственного препарата подтверждаются опубликованными в индексируемых российских или международных научных изданиях данными научных исследований и (или) описаниями клинических случаев;
указание на эффективность и безопасность применения лекарственного препарата подтверждается его включением в рекомендации, принятые международными профессиональными организациями.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Актуализированы правила разработки клинических рекомендаций
Так, изменениями закреплены положения об использовании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения при направлении уведомления о начале разработки клинических рекомендаций и заявления о разработке или пересмотре клинических рекомендаций.
Кроме этого, документом скорректированы правила и сроки одобрения клинических рекомендаций научно-практическим советом Минздрава России и их утверждения медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В частности, с 20 до 15 рабочих дней сокращены сроки проверки соответствия клинических рекомендаций и заявления об их разработке или пересмотре установленным требованиям.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2025 года.
Разработана памятка о порядке обжалования решений медико-социальной экспертизы
Памятка разработана в целях повышения информированности граждан, получивших услугу в учреждениях медико-социальной экспертизы, и повышения качества предоставляемых услуг в указанной области.
Рекомендовано выдавать ее гражданам вместе с результатами медико-социальной экспертизы при освидетельствовании с личным присутствием гражданина, а при освидетельствовании без личного присутствия гражданина - направлять ее вместе с результатами медико-социальной экспертизы в сопроводительном письме.
• ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Предлагается усовершенствовать механизмы участия нотариусов в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма
В частности, законопроектом предусматривается законодательное закрепление требования об исполнении нотариусами обязанностей, предусмотренных статьей 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, при совершении отдельных нотариальных действий.
Законопроектом также вносятся изменения в Основы законодательства о нотариате, управомочивающие нотариуса отказать в совершении не только исполнительной надписи, но и иных нотариальных действий при наличии достаточных оснований полагать, что их совершение может быть использовано в целях легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Судебные экспертизы по гражданским делам, связанным с самовольным строительством, включены в перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями
К таким экспертизам относится судебная строительно-техническая экспертиза.
Даны рекомендации по эксплуатации и техническому оснащению посадочных площадок для беспилотников
Владельцам посадочных площадок рекомендуется обеспечить наличие в том числе: площадки для посадки и (или) взлета с искусственным или грунтовым покрытием; систем электрической зарядки беспилотных судов и заправки горюче-смазочными материалами; на посадочной площадке средства доступа к сети "Интернет" (наземная линия, сотовая связь, спутниковая связь) для получения метеорологической, аэронавигационной и другой информации.
• УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
С 1 января 2024 года устанавливается порядок взаимодействия учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и уголовно-исполнительных инспекций с органами службы занятости при осуществлении деятельности в сфере постпенитенциарной пробации
В целях реализации Федерального закона от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" утверждено типовое соглашение, которым предусматриваются формы и основные направления взаимодействия по вопросам трудоустройства лиц, в отношении которых принято решение об оказании содействия в ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, а также показатели эффективности взаимодействия сторон, срок действия соглашения.
• ПРАВОСУДИЕ
Усилены процессуальные гарантии субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности
Закон закрепляет понятия преступлений, совершенных ИП в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, предусмотренных статьями 20, 81.1, 108 и 164 УПК, а также предусмотренных указанными статьями преступлений, совершенных членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению данной организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
КС РФ: законодательство о банкротстве не предполагает взыскания с контролирующих должника лиц штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на ликвидированную организацию
Субсидиарная ответственность контролирующих организацию лиц является по своей природе деликтной. Привлечение к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица при невозможности полного погашения требований кредиторов предусматривает учет вины контролирующего лица в признании должника банкротом и предполагает проверку наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и фактически наступившим банкротством. Контролирующее лицо не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения должником обязательств перед кредиторами.
Согласно пункту 9 статьи 61.11 Закона о банкротстве уменьшение или освобождение от субсидиарной ответственности возможно в случае, если привлекаемое к ней лицо докажет, что оно, исполняя функции органов управления или учредителя, фактически не оказывало определяющего влияния на деятельность организации, и если благодаря этому лицу установлено фактически контролировавшее должника лицо или обнаружено скрывавшееся имущество.
Отмечено также, что объем ответственности субсидиарного должника совпадает с объемом ответственности основного должника, а вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет соответствующего уровня неуплаченных налогов (недоимки) и пеней. Взыскание штрафов по своему существу выходит за рамки налогового обязательства, носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.
Пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции, поскольку не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика. В части, касающейся проверки конституционности пункта 9 статьи 61.11 Закона о банкротстве, производство по делу прекращено.
• МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Россия отказалась от обязательного информирования Генерального секретаря Совета Европы о введении и отмене (прекращении действия) на территории РФ военного или чрезвычайного положения
В соответствии с требованиями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Российская Федерация обязалась информировать, в том числе Генерального секретаря Совета Европы, об отступлении от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением прав и свобод граждан, в случае введения военного или чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также об отмене этих отступлений в связи с их отменой (прекращением действия).
В соответствии с Федеральным законом от 28 февраля 2023 г. N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы" с 16 марта 2022 г. в отношении Российской Федерации прекратили действие указанная Конвенция, а также ратифицированные Российской Федерацией протоколы к ней.
В этой связи внесены изменения в федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ "О военном положении" в части исключения положений, касающихся упоминания указанной Конвенции и необходимости информирования Генерального секретаря Совета Европы о введении и отмене (прекращении действия) военного или чрезвычайного положения.
Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Российская Федерация отменила ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, подписанного от ее имени в городе Нью-Йорке 24 сентября 1996 года
При этом она продолжит оставаться участником Договора со всеми вытекающими из этого правами и обязательствами. В частности, каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запрещать и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Ратифицировано соглашение между Россией и Беларусью о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, подписанное в городе Чолпон-Ате 8 сентября 2022 года
Соглашением определены, в числе прочего, форма и содержание запроса об исполнении решения по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, за совершение которого законодательством Сторон предусмотрено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, административного штрафа, административного штрафа с лишением права управления транспортными средствами, порядок его направления, а также порядок исполнения решений о назначении наказаний (взысканий).
Ратифицирован Договор между РФ и Республикой Индонезией о выдаче
Договор, подписанный в провинции Бали 31 марта 2023 года, предусматривает, что Стороны обязуются выдавать по запросу лиц, находящихся на территории запрашиваемой Стороны и разыскиваемых запрашивающей Стороной в целях уголовного преследования или исполнения приговора.
Преступление влечет выдачу, если оно в соответствии с законодательством каждого из государств Сторон является уголовно наказуемым и влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Россия ратифицировала Протокол о внесении изменения в Соглашение между правительствами РФ и Республики Абхазия о режиме торговли товарами от 28 мая 2012 года
Протокол, подписанный в городе Москве 16 мая 2023 года, предусматривает включение пропана (код ТН ВЭД ЕАЭС 2711 12) в перечень товаров, вывозимых из РФ на таможенную территорию Республики Абхазия без применения вывозной таможенной пошлины, являющийся приложением N 4 к Соглашению.
МИД России: 15 октября 2023 года прекращено действие межправительственного российско-украинского соглашения о научно-техническом сотрудничестве, подписанного в Москве 27 августа 1996 года
Соглашением предусматривались, в частности, такие формы сотрудничества, как: осуществление совместных научно-технических программ и проектов; создание совместных научно-технических организаций, временных научных коллективов, а также инновационных предприятий, обеспечивающих освоение новой техники и технологий; участие ученых и специалистов другой страны в научно-технических разработках, выполняемых в Российской Федерации и Украине; проведение совместных семинаров и научных конференций.
11 октября 2023 года прекращено действие Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве и взаимодействии в целях развития пунктов пропуска через российско-украинскую государственную границу
Соглашением, подписанным в Донецке 18 октября 2011 года, регулировались вопросы обмена информационными ресурсами в сфере строительства и обустройства пунктов пропуска, проведения экспертных консультаций в сфере строительства, обустройства и администрирования пунктов пропуска, создания совместных рабочих групп и пр.
1 января 2023 года прекращено действие межправительственного российско-украинского соглашения о безвизовых поездках граждан РФ и Украины, подписанного в Москве 16 января 1997 года
Соглашением, в частности, устанавливалась возможность для граждан государства одной Стороны въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам.